ВД "Волшебные краски"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Ячевская Ольга Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебные краски в начальной школе по профилю Изобразительное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_volshebnye_kraski_klass_2.5_yachevskaya_o.v.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Администрация Выборгского района
ГБОУ школа №475 Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На Педагогическом совете
ГБОУ школа № 475 Выборгского
района Санкт-Петербурга
Протокол №7 от #1075;.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Волшебные краски»

для обучающихся 2 класса

на 2023-2024 учебный год

Составил: воспитатель ГПД, Ячевская О.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебные краски» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Цель программы: воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, воспитание в детях эстетического чувства.

Задачи программы:

  • Расширить художественно-эстетический кругозор.
  • Воспитать зрительскую культуру, умение увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.
  • Приобщить к достижениям мировой художественной культуры
  • Освоить изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  • Создать простейшие художественные образы средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
  • Освоить простейшие технологии дизайна и оформительства.
  • Познакомиться с законами сценографии и оформительства, разработками сценического образа.
  • Получить учащимися знания о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  • Развить умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
  • Развить воображение и зрительную память.
  • Освоить элементарную художественную грамотность и основные приёмы изобразительной деятельности и декоративной деятельности.
  • Воспитать в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  • Развить и практически применить полученные знания и умения (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа внеурочных занятий курса внеурочной деятельности «Юный художник» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Особенности курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

В результате изучения предлагаемой программы у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Обучающиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу изучения программы внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. В ходе реализации программы данного курса будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Данная программа поддерживает и углубляет базовые знания по предметам: «Изобразительное искусство», а также поддерживает связь с предметами «Литературное чтение», «Музыка» и «Технология».

Первый уровень результатов (1 класс) — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о нравственных нормах, формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов (2-3 классы) — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом.

Третий уровень результатов (4 класс)— получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьников социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Волшебные краски» рассчитано на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Учебно-познавательный интерес к изобразительному искусству;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе, при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • самооценка на основе критерия успешности деятельности;
  • трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознанию системы общечеловеческих ценностей.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе внеурочных занятий по изобразительному искусству:

Для 1-го класса:

  • понимание особой роли искусства в жизни каждого отдельного человека.
  • сформированность наблюдательности и фантазии.
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Для 2-го класса:

  • понимание особой роли искусства в жизни каждого отдельного человека.
  • сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

Для 3-го класса:

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Для 4-го класса:

  • Уважительное отношение к культуре и искусству Родины, своего народа, к культуре и искусству других народов нашей страны и мира.
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельностью;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Для 1-го класса:

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике.

Для 2-го класса:

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Для 3-го класса:

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Для 4-го класса:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по видовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В процессе усвоения программных требований дети получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных учебных заведениях.

Обучающиеся научатся:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • объяснять значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • различать основные и смешанные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, способы и приёмы обработки различных материалов;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • конструировать из природных материалов;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; • развивать фантазию, воображение;
  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
  • научиться анализировать произведения искусства;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Организация занятий.

Формы занятий:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная;
  • фронтальная.

Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • словесные, наглядные, практические;
  • индуктивные;
  • репродуктивные, продуктивные;
  • под руководством учителя и самостоятельная работа учащихся.

Типы внеурочных занятий:

  • занятие-образ;
  • комбинированный;
  • изучение нового материала;
  • игра;
  • викторина.


Содержание программы внеурочной деятельности «Волшебные краски»

2 класс.

  1. Знакомство с кисточкой
  2. Живопись
  3. Жанры: пейзаж, портрет, натюрморт.
  4. Рисуем животных
  5. Сказочно-былинный жанр.
  6. Орнаментальная композиция.
  7. Декоративно-прикладное искусство.
  8. Тематическое рисование и оформительские работы.

Календарно-тематическое планирование.

2 класс

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Дата проведения

Время проведения, кабинет

Знакомство с кисточкой

Здравствуй, королева кисточка!

1

– , 2033 каб.

Моя школа

1

– , 2033 каб.

Живопись

Осенняя открытка.

1

– , 2033 каб.

Аквариумные рыбки (акварель).

1

– , 2033 каб.

Интересный транспорт (карандаш).

1

– , 2033 каб.

Рисование ладошками.

1

– , 2033 каб.

Пушистый котик (ватные палочки).

1

– , 2033 каб.

Графические приемы в искусстве. Симметрия.

1

– , 2033 каб.

Жанры: пейзаж, портрет, натюрморт.

Осенний пейзаж.

1

– , 2033 каб.

Сказочные домики.

1

– , 2033 каб.

Ваза для мамы.

1

– , 2033 каб.

Познакомьтесь – это Я!

1

– , 2033 каб.

Фрукты и овощи (гуашь).

1

– , 2033 каб.

Зимний пейзаж

1

– , 2033 каб.

Рисуем животных

Зимующие птицы.

1

– , 2033 каб.

Под куполом цирка.

1

– , 2033 каб.

Иллюстрации к сказкам.

1

– , 2033 каб.

Такие забавные животные.

1

– , 2033 каб.

Сказочные птицы.

1

– , 2033 каб.

Сказочно-былинный жанр.

Декоративные окошки.

1

– , 2033 каб.

Сказка «Теремок».

1

– , 2033 каб.

Пословицы и поговорки (фантазирование).

1

– , 2033 каб.

Сказка-комикс.

1

– , 2033 каб.

Орнаментальная композиция.

Геометрический орнамент.

1

– , 2033 каб.

Узоры, которые создали люди.

1

– , 2033 каб.

Ритм пятен и линий.

1

– , 2033 каб.

Узор в полосе: орнамент.

1

– , 2033 каб.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнамент в круге. Цветы.

1

– , 2033 каб.

Народная игрушка. Шаблоны.

1

– , 2033 каб.

Народная игрушка.

1

– , 2033 каб.

Красота народного костюма.

1

– , 2033 каб.

Праздничные краски русской матрешки.

1

– , 2033 каб.

Хохломская роспись.

1

– , 2033 каб.

В гостях у Городецкой росписи.

1

– , 2033 каб.

Тематическое рисование и оформительские работы.

Свободная тема. МИР!

1

– , 2033 каб.

Итого часов:

35


Используемая литература, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999г.
  2. Сокольникова Н.М Основы живописи. – О., 1996г.
  3. Сокольникова Н.М Основы композиции. – О., 1996г.
  4. Сокольникова Н.М Основы рисунка. – О., 1996г.
  5. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  6. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» - М., 1998г.
  7. Маслов Н.Я. Пленер. – М., 1989г.
  8. Нестеренко О.И. краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994г.
  9. Нешумова Б.В. Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981г.
  10. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983г.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Цветовые таблицы
  2. Репродукции картин
  3. Интерактивная доска
  4. Компьютер
  5. Принтер
  6. Сканер
  7. Доска белая
  8. Маркеры для белой доски

Электронные ресурсы:

  1. Openworld/school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень в звуках и красках

Мне очень нравится проводить интегрированные уроки. они дают большую возможность учителю раскрыть материал ярко, интересно. Я часто интегрирую уроки. особенно хорошо получается при интеграции литерату...

"Волшебные краски"

Потребность творческого самовыражения начинается рано. Большинство детей уже в два года с помощью взрослых начинают рисовать. Рисование «волшебными красками» дает большой простор для проявления творче...

Сочинение Краски осеннего леса

Данный урок представлен для учащихся  3 класса.   Это один из уроков по развитию речи. На данных уроках учащиеся учатся составлять правильно  предложения, излагать свои мысли письм...

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

Презентация "Звуки и краски зимы" по окружающему миру,1 класс

Содержит информацию о зимних месяцах, их особенностях, приметах....

Детские работы на тему: "Краски осени".

Рисунки на тему: "Краски осени" выполнены ребятами 3-го класса с использованием природного материала: осенние листья, лепестки цветов....

Золотые краски осени. Панно из осенних листьев.

Уроки изобразительного искусства напрямую затрагивают личностную сферу ученика. На нем вспомнили все приметы осени, выяснили, каких цветов листья на деревьях. Новые знания формировались с постановки п...