Рабочая программа по курсу изобразительное искусство
рабочая программа (3 класс)

Гапонова Елена Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_klass.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу изобразительное искусство

для 3 класса

на 2023-2024 учебный год.

Учитель:Гапонова Елена Михайловна, высшая категория

Количество часов всего___34_ в неделю1

Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

УМК: М.Ю Рау, М.А.Зыкова Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап.основныеобщеобразоват. Программы/ М.Ю.Рау, М.А.Зыкова.-3-у изд.-М.: Просвещение, #1089;.

Планируемые предметные и личностные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты

  • способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми и сверстниками; обращаться за помощью;
  • способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации;
  • представление об этнических традициях и культурном достоянии края;
  • способность самостоятельно применять полученные академические компетенции в различных жизненных ситуациях;
  • знание и соблюдение норм и правил поведения в общественных местах.
  • способность самостоятельно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др
  • участие в процессе обучения в соответствии со своими возможностями;
  • способность к положительному отношению с окружающей действительностью;
  • способность бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
  • адекватно оценивать свою работу и работу других;
  • умение различать понятия красивое и некрасивое, хорошо – плохо;
  • способность адекватно эмоционально откликаться на произведения живописи;
  • способность к организации взаимодействия с окружающей действительностью и эстетическому ее восприятию;
  • занятие творчеством.

Предметные результаты

минимальный

достаточный

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу,с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; применение приемов работы карандашом,

ориентировка в пространстве листа; адекватная передача цвета изображаемого объекта.

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

знание правил цветоведения; построения орнамента; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

следование при выполнении работы инструкциям учителя ; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

применение разных способов лепки;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.

Содержание предмета

Содержание учебного предмета

Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Виды, формы

Содержание воспитательного потенциала урока

1.

2.

Рисование.

Лепка.

30

4

Работа в группах (парах).

Урок-путешествие.

Беседа по картинам.

Беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи, занятия-путешествия,

игровые познавательные часы.

Экскурсии.

Беседа по картинам.

Экскурсии. Беседа.

Формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол – во часов

Виды деятельности обучающихся

Дата

I четверть (9ч.)

1

Лето. Осень. Дует сильный ветер.

1

Наблюдать за изменениями в природе. Лепка и рисование дерева склонившегося от сильного ветра

2

Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.

1

Рисование картины осень. Птицы улетают.

3

Рисование бабочки и цветка.

1

Рассматривание картины А. Венецианова. Рисование картины бабочка и цветы.

4

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки.

1

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки.

5

Разные способы изображения бабочки.

1

Аппликация из гофрированной бумаги.

6

Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна.

1

Рисование акварельной краской цветового пятна.

7

Рисование одежды ярких цветов.

1

Рисование яркой одежды цветов.

8

Рисование акварельной

краской по сырой бумаге.

1

Изобразить акварельной краской по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок.

9

Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит. Рисование,дорисовывание.

1

Рассматривание изображения человека. Обведение силуэта человека.Дорисовывание на картинках частей тела и одежды людей.

II четверть (8ч)

10

Зимние игры детей. Лепка из пластилина.

1

Лепка из пластилина человека на лыжах.

11

Рисование выполненной лепки.

1

Срисовывание готовой работы.

12

Дети лепят снеговика.

1

Лепка из пластилина снеговика.

13

Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и черной акварелью.

1

Рассматривание иллюстрации картины П. Митурича «Сухое дерево». Рисование лыжника.

14

Рисование угольком зимы.

1

Рассматривание иллюстрации картины К.Коро «Чтение под деревьями». Рисование угольком.

15

Лошадка из Кагополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.

1

Лепка и рисование лошадки из Кагополя.

16

Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок.

1

Рисование акварелью лошадки.

17

Натюрморт: кружка, яблоко, груша.

1

Знакомства с понятием «Натюрморт». Изображение кружки и фруктов.

III четверть (9ч)

18

Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дороге. Рисунок по описанию.

1

Рисование по описанию домика лесника.

19

Элементы косовской росписи. Рисование.

1

Знакомство с элементами косовской росписи. Рисование дома, дерева.

20

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование.

1

Рисование силуэтов посуды и украшением элементами косовской росписью.

21

Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование.

1

Выполнение орнамента в круге с элементами косовской росписью.

22

Рисование сказочной птицы.

1

Слушание рассказа о художнике И. Билибине. Рассматривание иллюстраций «сказочной птицы». И. Билибине «Иван-царевич и жар-птица», «Царевна-лягушка». Рисование «сказочной птицы».

23

Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка.

1

Украшение узором рамки для рисунка.

24

Встречай птиц- вешай скворечники. Лепка, рисунок.

1

Рассматривание картин художников И. Левитана «Март», А.Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкин « Лесной весной». Рисование картинки детей встречающие птиц. Лепка скворечника.

25

Встречай птиц- вешай скворечники. Лепка, рисунок.

1

Рисование закладки с использованием картофельного штампа.

26

Беседа: «Красота вокруг нас. Посуда». Рисование элементов узора.

1

Определение понятия «посуда». Рассматривание растительных элементов для украшения посуды. Рисование элементов узора.

IV четверть (7ч.)

27

Украшение изображений посуды узором.

1

Выполнение узора для украшения из элементов узора в технике аппликация.

28

Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц. Рисование .

1

Знакомство с понятиями: роспись, расписывать, орнамент, пасхальное яйцо. Рисование пасхального яйца.

29

Беседа: «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи.

1

Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи.

30

31

Кухонная доска. Украшение силуэта доски городецкой росписью.

2

Рисование кухонной доски городецкой росписью.

32

33

Беседа: « Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизода из сказки.

2

Беседа : «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Выполнение эпизода к сказке «Колобок».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 1класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" (ФГОС )по программе В.С. Кузина . 1 класс...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 2 класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" по программе В.С. Кузина. 2класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству . УМК "Школа 2100" 1-2 класс .Календарно тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...