Главные вкладки

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 3 класс Б.М. Неменский
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

    Бизина Светлана Анатольевна

    2013-2014 учебный год  (базовый уровень)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon КТП изо206.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха

    «Гимназия №2»

    Утверждаю  

    Директор гимназии                                                                                            

                                                                                                                                      Бондаренко Л.К.________                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                          «_____»___________201         г.

    Рабочая программа  учебного  курса «Изобразительное искусство»

    3-А  класс

    на 2013-2014 учебный год

    (базовый уровень)

    Учитель:  Бизина С.А.

    Составлена на основе программы:  Б.М. Неменского

    Количество часов на учебный год: 34  ч.

    Количество часов в неделю:  1 ч.

    2013 г.

    1. Пояснительная  записка

    Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой  разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

    Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; календарно-тематическое планирование; требования к оснащению учебного процесса.

               Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

    На обучение изобразительному искусству в 3 классе базисным учебным планом МБОУ «Гимназия №2» 34 недели по 1 часу в неделю, уровень программы - базовый.

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на 34 часа  с учётом праздничных дней.

    Программа «Искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

    Основные принципы программы:

    целостная система введения в художественную культуру;

    принцип «от жизни через искусство к жизни»;

    принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;

    принцип единства восприятия и созидания;

    проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;

    развитие художественно-образного мышления.

               Цель курса – развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно - творческой деятельности.

              Задачи курса:

    • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса;
    • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
    • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
    • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

               Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

               Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

    Это определило цели обучения ИЗО:

    • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
    • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
    • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
    • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Формы и методы организации учебного процесса, технологии обучения

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных,

    обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой.

               Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

              Формы организации познавательной деятельности:

    фронтальная работа – диалог;

    работа в парах;

    индивидуальная работа;

    нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры),  урок-соревнование.

              Используемые методы обучения:

    объяснительно-иллюстративный;

    проблемно-поисковый;

    метод стимулирования интереса к учению;

    метод самоконтроля;

    метод самостоятельной деятельности учащихся:

               Используемые технологии:

    игровые технологии;

    технология создания ситуации успеха на уроке;

    личностно-ориентированные;

    здоровьесберегающие;

    ИКТ.

    С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2011 году кабинет укомплектован  учебно-лабораторным оборудованием.

               

    2.Основное содержание программы

    На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения ИЗО:

    • приобретение знаний основ художественной грамотности;
    • освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

               Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

                Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

               Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

               Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

               С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.

              Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

              Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 3 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

             Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.

    Основное содержание (разделы)

    Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

        Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

    Твои игрушки

       Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

    Посуда у тебя дома

       Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

    Мамин платок

       Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

    Обои и шторы в твоем доме

       Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

    Твои книжки

       Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

    Поздравительная открытка

       Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

    Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

       В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

    Тема 2. Искусство на улицах твоего города (6 ч)

    Памятники архитектуры – наследие веков

       Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

    Парки, скверы, бульвары

       Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

    Ажурные ограды

       Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

    Фонари на улицах и в парках

       Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

    Витрины магазинов

       Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

    Транспорт в городе

       В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

    Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

       Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

    Тема 3. Художник и зрелище (12 ч)

       В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

    Театральные маски

       Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

    Художник в театре

       Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

    Театр кукол

       Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

    Театральный занавес

       Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

    Афиша, плакат

       Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

    Художник и цирк

       Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

    Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

       Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

    Тема 4. Художник и музей (8 ч)

    Музеи в жизни города

       Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

    Искусство, которое хранится в этих музеях

       Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

    Картина-пейзаж

       Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

       Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

    Картина-портрет

       Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

    В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

       Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

    Исторические картины и картины бытового жанра

       Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

    Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

       "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

    1.Искусство в твоем доме (8 часов)

    Твои игрушки придумал художник.

    Посуда у тебя дома.

    Мамин платок.

    Обои и шторы в твоем доме.

    Твои книжки.

    Поздравительная открытка.

    2. Искусство на улицах твоего города (6 ч.)

    Памятники архитектуры — наследие веков.

    Парки, скверы, бульвары.

    Ажурные ограды.

    Фонари на улицах и в парках.

    Витрины магазинов.

    Транспорт в городе.

    3. Художник и зрелище (12 ч.)

    Художник в цирке.

    Художник в театре.

    Маски.

    Театр кукол.

    Афиша и плакат.

    Праздник в городе.

    4. Художник и музей (8 ч.)

    Музеи в жизни города.

    Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

    Картина-портрет.

    Картина-натюрморт.

    Картины исторические и бытовые.

    Скульптура в музее и на улице.

    3. Требования к планируемым результатам изучения программы 

    в 3 классе

    Учащиеся должны знать:

    разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

    разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);

    виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

    основные виды и жанры изобразительных искусств;

    основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

    имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

    названия наиболее крупных художественных музеев России;

    названия известных центров народных художественных ремесел России.

    Учащиеся должны уметь:

    пользоваться доступными средствами и материалами;

    в доступной форме использовать художественные средства выразительности;

    владеть навыком смешивания красок. Свободно работать с кистью;

    использовать первые представления о передачи пространства на плоскости;

    выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером. Цветом главное в рисунке;

    создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы

    обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

    узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

    видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике

    компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

    моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

    характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

    рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

    узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

    объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

    применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

    различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

    узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

    применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

    Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

    для самостоятельной творческой деятельности;

    обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

    оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.;

    владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    эмоциональное восприятие образов природы, растительного и животного мира, отраженных в рисунке, живописных работах, фотографиях;

    познавательный интерес к явлениям природы и их изучению;

    желание приобретать новые знания, наблюдая разнообразные природные явления, в том числе жизнь животных;

    интерес к предлагаемым видам художественно-творческой деятельности, в том числе к созданию рисунков графитным карандашом, к коллективной творческой работе;

    понимание (на доступном уровне) красоты и уникальности природы и окружающего мира.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, отражающие явления природы;

    учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов выполнения упражнений и заданий, а также стремление к выполнению заданий повышенной сложности;

    положительного отношения к урокам изобразительного

    искусства; интереса к рисованию;

    ценностного отношения к природе и произведениям  искусства;

    желания передавать красоту живой природы (птиц, рыб, насекомых), разные состояния природы и ее явления;

    первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества;

    трудолюбия, оптимизма, ответственности за результат совместной работы.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    понимать инструкцию учителя;

    планировать с учителем или самостоятельно процесс выполнения задания;

    понимать алгоритм выполнения работы;

    выбирать вместе с учителем нужные инструменты и материалы для выполнения задания;

    контролировать отдельные этапы своей деятельности и вносить необходимые коррективы;

    осуществлять самопроверку.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

    контролировать процесс своей деятельности и вносить необходимые коррективы;

    подбирать вместе с учителем или самостоятельно соответствующие учебно-творческой задаче материалы;

    выполнять действия (в устной, письменной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

    воспринимать мнение о явлении изобразительного искусства сверстников и взрослых, высказывать свое мнение;

    оценивать результат своей и коллективной работы.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    хорошо ориентироваться в структуре учебника, в текстовом и иллюстративном материалах; понимать назначение;

    понимать информацию, представленную в разной форме; пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, и выполнять на их основе свой замысел;

    соотносить иллюстративный материал с темой и заданием для самостоятельной работы;

    осознавать познавательную задачу и принимать ее условия;

    строить рассуждения о воспринимаемых образах;

    выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    устанавливать причинно-следственные связи для качественного выполнения заданий;

    соотносить художественные произведения по настроению и форме; делать несложные обобщения;

    работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

    проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

    использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

    осуществлять поиск нужной информации в справочном материале учебника и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

    представлять информацию в виде небольшого сообщения или презентации.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    принимать участие в различных видах совместной деятельности;

    вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать идею создания групповых работ;

    отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы по теме урока;

    воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;

    строить эмоционально окрашенные и понятные для партнера высказывания;

    выражать свое мнение о произведении живописи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    стремиться к пониманию позиции другого человека;

    осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; договариваться и приходить к общему мнению;

    понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

    высказывать свою точку зрения, в том числе о произведении живописи, о совместной работе и т.д.;

    контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.


    4. Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Дата

    Тема урока

    Оборудование

    Возможные  виды

    деятельности учащихся

    Планируемые

     результаты

    1 четверть

    1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

    1-2

    03.09

    10.09

    Темы: Искусство в твоем доме.

    Твоя игрушка (создание формы, роспись).

    Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия

    Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

    Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов.

    Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

    Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета.

    Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

    .

    Личностные:

    формирование социальной роли ученика;

    формирование положительного отношения к учению;

    представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

    развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

    осмысление своего поведения в школьном коллективе;

    ориентация на понимание причин успеха в деятельности

    формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников

    умение радоваться успехам одноклассников;

    формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

    умение видеть красоту труда и творчества

    формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

    формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

    Регулятивные:

     Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные:

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

     

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

    Коммуникативные:

    уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    донести свою позицию до собеседника;

    оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

    Учиться согласованно работать в группе:

    учиться планировать работу в группе;

    учиться распределять работу между участниками проекта;

    понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

    уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

    Предметные:

    Рисование с натуры и по представлению

    Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент.

    Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

    Конструирование из цветной и белой бумаги

    Конструктивное строение: объемное изображение фигур

    Выполнение эскизов.

    Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

    Декоративно-прикладное творчество.

    3-4

    17.09

    24.09

    Темы: Твоя посуда.

    Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильной передачи формы и пропорции; развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов; познакомить с элементами НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, гуашь, кисти.

    Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия

    5

    01.10

    Тема: Мамин платок  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка     « Платок для своей мамы»

     Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор-хохлома, гжель)

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»; Л.Малеев «Рязанские девочки»

    В.Суриков «Сибирская красавица» Русские платки, ткань с растительным орнаментом

    6

    08.10

    Тема: Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. 

    Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для композиций орнамента, развивать

    художественный вкус

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

    Электронная энциклопедия, образцы обоев разного назначения

    7

    15.10

    Тема: Твоя книжка.

    Цель: развивать творческие способности учащихся, умение раскрывать в иллюстрациях содержание

    литературного произведения Иллюстрация твоей книжки.

    Иллюстрирование русских народных потешек. 

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    М.Врубель «Пан»,

    .Васнецов «Алёнушка»

    Н.Рерих «Заморские гости»

    Выставка книг

    8

    22.10

    Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка).

    Цель: познакомить с графическими работами (гравюра, офорт, литография, линогравюра). Формировать любознательность, вкус к произведениям графики, понимание условности ее языка

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Образцы гравюр (Энциклопедия)

    2. Искусство на улицах твоего города (6 ч.)

    9

    29.10

    Темы: Искусство на улицах твоего города. В мире народного зодчества. Наследие предков: памятники архитектуры.

    Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов-строителей; начать работу над панно «Мой любимый город»

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель.

    Видеофильм «Музей-Панорама»; электронная энциклопедия, слайды, ПК

    Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды

    Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений.

    Понимать их значение.

    Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное.

    Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины 

    Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин.

    Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

    2 четверть

    10

    12.11

    Тема: Витрины на улицах.

    Цель: развивать наблюдательность, познавательные способности учащихся, научить различать характер витрин, их оформление

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

     Электронная энциклопедия, ПК, слайды

    11

    19.11

    Тема: Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера 

    Цель: обратить внимание детей на то, что парки и скверы проектируются

    художниками-архитекторами; объяснить, в чем заключается их работа; продолжить освоение способов передачи пространства

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Дворцовые парки Петродворца, Версаля, Сансуси, современные мемориалы

    12

    26.11

    Ажурные ограды.

    Цель: развивать творческое воображение художников-конструкторов Изготовление из бумаги ажурных оград.

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Слайды, электронная

    энциклопедия, ПК

    13

    03.12

    Тема: Фонари на улицах и в

    парках.

    Цель: расширять представление учащихся о работе

    художников по созданию

    общего облика города,

    продолжать работу над панно Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Отрывок из сказки

    Г.Х. Андерсена

    «Старый фонарь».

    Электронная

    энциклопедия, ПК

    14

    10.12

    Тема: Транспорт.

    Цель: обратить внимание

    детей на выразительность

    форм транспорта:

    воздушного, наземного,

    историю его развития

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Слайды, картины,

    таблицы, иллюстрации

    3. Художник и зрелище (12 ч.)

    15

    17.12

    Темы: Художник и

    зрелище. Художник и театр (образ театрального героя).

    Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова; фантазия художника и зрителя

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.

    Музыкальные фрагменты (ария Леля,

    ария Шемаханской царицы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»); электронная энциклопедия, ПК

    Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов

    Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре.

    16

    24.12

    Тема: Образ театрального героя.

    Цель: введение в мир театра, в мир условностей, в мир игры

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки. Сказка по выбору. Слайды с изображением выразительных характеров

    3 четверть

    17-18

    14.01

    21.01

    Темы: Театральные маски.

    Цель: познакомить с масками как способом перевоплощения; развивать эмоционально-целостное отношение к искусству

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, гуашь, кисти.

    Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

    Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

    Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

     

    Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

    Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения.

    Создавать яркие выразительные проекты.

    Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

    Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

    Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

    Называть самые значительные музеи России.

     

    Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

    Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

    Знать имена крупнейших художников.

    Развивать живописные и композиционные навыки. 

    Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор.

    19-20

    28.01

    04.02

    Темы: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

    Цель: создать куклу к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    21-22

    11.02

    18.02

    Темы: Театральный

    занавес.

    Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре, познакомить с театральным зданием

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    23-24

    04.03

    11.03

    Тема: Афиша.

    Цель: познакомить с работой художников-графиков, с театральным плакатом, назначением афиш

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    25

    18.03

    Тема: Художник и цирк. Праздник в городе.

    Цель: закрепить знания о театре и цирке

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    4 четверть

    26

    01.04

    Тема: Праздник в городе.

    Цель: закрепить знания о театре и цирке

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    4. Художник и музей (8 ч.)

    27

    08.04

    Темы: Художник и музей.

    Музеи в жизни города.

    Цели: познакомить с историей культуры и искусства, сделать первый

    шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Бумага, гуашь, кисть

    28

    15.04

    Тема: картина пейзаж.

    Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»

    И.Шишкин «Лес зимой»

    В.Поленов «Московский дворик»

    В.Суриков «Взятие снежного городка»

    К.Юон, Б.Кустодиев

    29

    22.04

    Тема: Картина натюрморт.

    Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    30

    29.04

    Тема: Картина - портрет. Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    А.Веницианов «Захарка»,

    И.Серов «Девочка с персиками»

    Рембранд «Сын Титус за чтением»

    31

    06.05

    Тема: Картины исторические и бытовые. Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, воспитывать любовь к Родине, патриотизм

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    Изображения музеев  искусств.

    Третьяковская галерея, Эрмитаж,

    Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

    Называть несколько знакомых памятников и их авторов,

     уметь рассуждать о созданных образах.

     

    32

    13.05

    Тема: Скульптура в музее и на улице.

    Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов

    НП,ПММ ИД,ДК,

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    А.Матисс «Синий горшок и лимон»

    И.Репин «Яблоки и листья»

    И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

    В.Ван Гог «Подсолнухи»

    33

    34

    22.05

    Тема: Художественная выставка Обобщение тем четверти.

    Цель: организация выставки лучших работ за год

    Резерв

      34   ч.

    итого


    5. Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

    1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

    Основная литература.

    Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 20..г

    2.Технические средства обучения:

    ноутбук педагога (НП)

    нетбуки обучающихся (НО)

    интерактивная доска (ИД)

    проектор мультимедийный (ПММ)

    система контроля и мониторинга качаства знаний (СКМКЗ)

    документ-камера (ДК)

    микроскоп цифровой (МЦ)

    модульная система экспериментов(МСЭ)

     принтер (П);

    НП, ИД, ПММ используются на каждом уроке.

    3.Информационно-коммуникативные средства:

    авторские презентации Power Point;

    авторские разработки для работы с интерактивной доской;

    учебные фильмы и программы.

    4. Печатные пособия:

    альбомы по искусству;

    портреты русских и зарубежных художников;

    наглядные пособия; 

    схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека и др..

    5.Интернет-ресурсы:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - режим доступа: http[//school-collection. edu.ru

    Сайт занкова - режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

    презентации уроков «начальная школа». - режим доступа: http://nachalka.info/about/193

    я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok

    6. Учебно - практическое оборудование

    альбом для рисования;

    бумага  А3, А4;

    восковые мелки;

    ёмкость для воды;

    карандаши цветные;

    краски  акварельные;

    краски гуашевые;

    кисточки беличьи № 1, 2, 3, 5;

    пастель;

    фломастеры.

    Рассмотрено на заседании

    методического объединения

    учителей начальных классов

    Протокол №_____________

    От   «______» ________________201___г.

    Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                      «_____»___________201       г.

    Заместитель директора по УВР       ____________________________

    Шлеткова О.С.





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

    В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

    рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

    в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

    Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс

    Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

    Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

    Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...

    Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс

    Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...

    Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс

    Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...