Конспект открытого урока изобразительного искусства "Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах» 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Бурнашева Татьяна Валерьевна

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе, можно использовать для открытого урока по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока изобразительного искусства на тему

«Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах». 4 класс.

I. Организационный этап.

-  Здравствуйте, дети! Прозвенел звонок, начинается урок изобразительного искусства. Проверьте свою готовность, всё ли у вас на месте?

- А сейчас повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему, мне. Присаживайтесь.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- А что для этого нужно? 

II. Работа над темой урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Нам предстоит совершить путешествие. А вот куда мы отправимся, вам предстоит догадаться. Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, кто мог жить в таких домах? Когда они жили? (Ответы детей).

- А как выглядели люди, жившие в те времена? Как они одевались? (Ответы детей)

- Что вы знаете о русском костюме?

Учитель (или подготовленный заранее ученик):

- Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда.

III. Определение темы и цели урока. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего урока? Сформулируйте тему урока? Какова цель нашего урока? (Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и будем рисовать образ русской красавицы или доброго молодца.)

- Давайте откроем учебник на с.35 и рассмотрим портрет неизвестной крестьянки в русском костюме И.Аргунова.

- Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины? (праздничный кокошник)

-Головной убор украшен золотыми нитями. Поэтому можно сказать, что он праздничный.

- Во что одета женщина? (в сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку)

- Сарафан украшен сложной вышивкой - это позволяет думать, что перед нами женщина, одетая в праздничный наряд. Кроме того, красный цвет материи раньше использовался для праздничной одежды.

-Что еще подтверждает нам особый случай наряда?

(у женщины есть бусы, нарядные серьги)

- Что вы можете сказать о выражении лица?

(мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка)

-Все это говорит о ее спокойном, доброжелательном характере. Художник передал облик женщины с искренней симпатией.

- Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души - «на лице написано». Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу. Вглядитесь в лица русских женщин – они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние.

IV. Работа по теме урока.

- Посмотрите на репродукцию картины Б. Кустодиева «Праздники в деревне». Вы видите изображение русского мужского костюма, распространенный повсеместно. Он состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

- Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

- А теперь давай те посмотрим на иллюстрацию и послушаем, что представлял из себя женский костюм.

 (Заранее подготовленные ученики)

- 1 ученик. Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (обратить внимание на таблицы). Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Понева – полотнище, заменяющее юбку, - обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном). Поневу обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.

- 2 ученик. Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в 16 веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу 19 века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

- 3 ученик. Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ). Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, короны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи.

V. Физминутка

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.

VI. Практическая работа: применение знаний и способов действий.

- Ну вот, дети, вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А сейчас вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию.

- Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? (вертикально).

- Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы иди доброго молодца.

VII. Практическая творческая деятельность учащихся

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

Физминутка для глаз через 8 -10 минут работы.

VIII. Анализ работ, подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята!

-Закончите предложение:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно …

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- У меня получилось …

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Мне было трудно…

- Я хотел бы узнать…

- Молодцы! Спасибо вам за работу. Урок окончен, можете убирать свои рабочие места. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства. Тема "ДРЕВНИЕ СОБОРЫ".

Конспект урока изобразительного искусство по программе Б.М. Неменского в 4 классе. В конспекте рассматриваются древние соборы на примерах архитектурных сооружений города Смоленска....

Конспект открытого урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «Новогодняя ёлка»

Цель: формировать у учащихся навыки  рисования на заданную тему.Задачи:повторение и закрепление названий цветов и их оттенков;обогащение, уточнение словарного запаса  учащихся;коррекция и ра...

конспект открытого урока "Строение тела человека"

quot;Строение тела человека" 3 класс. Изучения Внешнего и внутреннего строения человека...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Женские и мужские костюмы в русском народном творчестве», 3 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: выполнение  эскиза женской и мужской фигуры в народном костюме Планируемые результаты: Предметные:    -приобретение новых знаний о женском, муж...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах".

Пояснительная записка     Изобразительное искусство - предмет, который учит не только воспринимать и анализировать особенности великих художественных произведений, но и видеть красоту о...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...