Технологическая карта внеурочного занятия на тему: "Натюрморт" 2 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Хотина Анастасия Алексеевна

Расширять знания обучающихся о  жанре изобразительного искусства «Натюрморт», развивать умение анализировать изображаемые предметы, воспитывать положительное отношение к творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_natyurmort_2_klass.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия: «Натюрморт»

Класс: 2 класс (8-9 лет)

Цель фрагмента урока: создание условий для закрепления умений у обучающихся рисовать натюрморт, состоящий из группы предметов.

Задачи фрагмента урока:

  1. Образовательные: расширять знания обучающихся о жанре изобразительного искусства «Натюрморт»
  2. Развивающие: развивать умение анализировать изображаемые предметы
  3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка;

Личностные:

  • Духовно – нравственное воспитание: Художественное развитие обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиска человечества; развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы.
  • Эстетическое воспитание: Формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком; развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность в познании.
  • Трудовое воспитание: Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики; умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • самоорганизация: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
  • самоконтроль: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные

  • Пространственные представления и сенсорные способности: выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
  • базовые логические действия: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий.

Коммуникативные

  • совместная деятельность:

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Методы организации деятельности: Словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация видео, презентация SMARTNotebook), практические (викторина, игра, рисование)

Формы организации деятельности: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

Оборудование: Компьютер, экран, презентация SmartNotebook, видеоролик, карандаши, фломастеры, бумага, раздаточный материал.

Ход занятия

Этап занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

Планируемые результаты

(брать из стандарта «Планируемые результаты начального общего образования», ПООП 2022, адаптировать с учетом темы и содержания внеурочного занятия)

1. Организационный этап

2 мин.

- Здравствуйте, ребята!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! Мы подарили друг другу улыбку, всем нам стало теплее и светлее, и у всех поднялось настроение.

Обучающиеся настраиваются на работу. Организуют своё рабочее место.

Личностные

(духовно – нравственное воспитание):

проявление культуры общения, уважительного отношения через приветствие.

2. Мотивация

3 мин.

-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

А что бы узнать о чем же сегодня пойдет речь, предлагаю разгадать ребус, который вы можете увидеть на доске. (слайд)

-Правильно, сегодня мы будем говорить о таком жанре изобразительного искусства, как Натюрморт. На уроках изобразительного искусства вы уже узнали много нового и интересного на эту тему, но есть ещё много интересных деталей, с которыми мы познакомимся сегодня.

Основываясь на этом, давайте подумаем, какая тогда тема нашего занятия у нас будет? (Натюрморт)

-А какая цель нашего занятия? (Расширить свой кругозор о натюрморте)

-А как вы думаете, почему важно изучать данную тему и посвящать в данную тематику себя? (Ответы детей)

Пока мы с вами формулировали тему и цель занятия, к нам в гости пришла Маша, но не просто так. К сожалению, Маша не умеет рисовать натюрморты и ничего не знает об этом жанре изобразительного искусства. Поэтому мы ей поможем и вместе отправимся в путешествие в волшебный лес творчества. Посмотрите, у каждого на столе лежит маршрутный лист. В процессе нашего путешествия, в нем вы сможете отмечать, как вы справились с выполненным заданием А теперь скорее отправляемся в путь, Маша уже ждет.

Отгадывают ребус.

Формируют цель и тему занятия, рассматривая слайды.

Личностные

(ценности научного познания):

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности через разгадывание ребуса.

Регулятивные (самоорганизация):

планировать действия по решению учебной задачи через формулировку целеполагания.

3. Основная часть

6 мин.

- И так ребята, начнем мы наше путешествие с истории появления этого замечательного жанра.

Беседа:

Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516). Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом, известный также как «мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. Натюрморт замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой-либо деятельности, плоды или цветы, - отражаются различные стороны жизни. Даже в самом простом натюрморте ощущается присутствие человека.

Натюрморт - это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово натюрморт в переводе с французского буквально означает «мертвая натура».

Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Трофимович Хруцкий. Картины И. Т. Хруцкого нарядны и эффектны. Иван Трофимович Хруцкий мастерски умел передать нежность цветочных лепестков и шероховатость листьев, пушистую поверхность персиков и чуть пористую лимона. Не менее блистательно написаны были написаны и предметы домашней утвари, наполненные чистотой. (Показ слайдов)

Викторина

- А сейчас Маша подготовила для нас небольшую викторину. Предлагаю немного поиграть и проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в натюрмортах. Перед вами лежат карточки, на которых изображены различные картины. Обведите ярким цветом только те, где изображены натюрморты. (Отвечают и обводят предметы)

Вы хорошо справились с этим заданием, отметьте его в своих маршрутных листах.

Беседа

А теперь мы с вами посмотрим одно видео, после чего вы ответите на вопросы. Внимание на экран. (просмотр видео)

- И так ребята, о чем данное видео?

- А что он хотел изобразить на своем рисунке, что он использовал в качестве натуры?

- Что он делал с предметами натуры, для того чтобы изобразить их в своем натюрморте?

- Почему же он тогда разозлился на Машу, когда она пыталась ему помочь в этом?

- Верно, потому что Маша нарушила правила композиции, так как не знала их. Поэтому, чтобы мы с вами не совершили аналогичных ошибок, познакомимся с композицией и правилами ее построения.

Слово «композиция» взято из латинского языка и означает «располагать какие-либо предметы красиво». Композиция в натюрморте – это гармоничное сочетание и взаимодействие объектом в кадре. Посредством композиции можно последовательно показать зрителю все, что вы хотели, создать настроение, передать идею и даже рассказать историю.

- Посмотрите, у каждого из вас на столах лежат карточки с правилами построения композиции. Предлагаю по очереди прочитать каждому по одному правилу.

Основные правила построения композиции в натюрморте:

1. Определить формат.

2. Определить высоты горизонта.

3. Определить размеры предметов.

4. Определить местоположение предметов.

5. Соблюдать тематику, чтобы предметы тематически были связанны между собой.

6. Соблюдать красоту и гармонию.

-Молодцы ребята, отметьте в своих маршрутных листах это задание, если узнали для себя что-то новое.

Игра «Хочу все знать!».

- Если вы были внимательны во время нашего занятия, то предлагаю поиграть в интересную игру и вспомнить все то, о чем мы говорили, ответив на несколько вопросов. За каждый правильный ответ, вы будете получать по 1 наклейке.

1. В каком году была написана первая известная работа, относящаяся к жанру натюрморт? (1504 г.)

2. Что буквально означает натюрморт? (мертвая натура)

3. Какой художник внес большой вклад в развитие натюрморта? (И. Т. Хруцкий)

4. Что означает композиция? (расположение предметов красиво и гармонично)

-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Отметьте в своих маршрутных листах, если справились с данным заданием.

Физминутка

Теперь пришло время немного отдохнуть, а для этого мы с вами выполним физминутку. Давайте все встанем из-за парта и немного разомнемся.

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

Практическая часть

И так, мы приближаемся к концу нашего занятия. А это значит, что пришло время отработать свои умения рисования натюрморта по всем правилам. Сегодня на нашем занятии, мы говорили о натюрморте и композиции. Перед вами на столах лежат листы бумаги для рисования. Вам предстоит нарисовать натюрморт на предложенную тематику, для этого давайте разделимся на 2 группы. Первая группа будет рисовать на тему фруктов, вторая на тему овощей. Для работы предлагаю использовать материалы которые, я вам раздала (лист бумаги, цветные карандаши). Но перед тем, как начать работу давайте вспомним правила работы в группах (дети выдвигают свои предположения). После того как, вы выполните работу будет организованна выставка ваших работ на классной доске. Та команда, которая справится с заданием лучше и быстрее всех, получит награду.

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебный сказочный лес. Благодаря нашей помощнице Маше, мы узнали много нового и погрузились в атмосферу творчества.

Слушают рассказ

Принимают участие в викторине, определяя, где изображен натюрморт.

Обсуждают видео, отвечая на вопросе.

Слушают текст.

Читают вслух по цепочке правило.

Играют в игру, отвечая на вопросы по ранее озвученному текст

Выполняют физминутку.

Делятся на группы и рисуют натюрморт по заданной теме.

Проводят выставку работ.

Личностные (трудовое воспитание):

-умение сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу;

(эстетическое воспитание):

- формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком в жанре «натюрморт»;

Познавательные (пространственные представления и сенсорные способности):

-выявлять доминантные черты в визуальном образе с натуры;

-анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;

(базовые логические действия):

-классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в викторине на интерактивной доске;

-проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения натюрморта;

Коммуникативные (общение):

-в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

-взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы при создании натюрморта;

Регулятивные:

-уметь организовывать своё рабочее место для практической работы с карандашами и фломастерами, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

4. Рефлексия

2 мин.

Посмотрите, у каждого из вас на столах лежат волшебные кисти, лежат они там не просто так. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от нашего занятия и написать на кистях, что вам понравилось, запомнилось больше всего. Если же вам что-то не понравилось, так же запишите.

Кто прочитает нам, что он записал? Хорошо, спасибо.

Анализируют свою деятельность на занятии

Регулятивные (самоконтроль):

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности через участие в рефлексии «Волшебные кисти»

Коммуникативные (общение):

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

5. Итог занятия

2 мин.

- Ребята достигли ли мы цели занятия?

-А с помощью чего вы ее достигли?(отгадывали ребус, слушали интересные беседы, играли в игры, просматривали иллюстрации)

Учитель дает словесную оценку деятельности отдельным учащимся ( активным, пассивным) и класса в целом.

Отвечают на вопросы достигли ли они цели и каким образом, какие умения освоили.

Регулятивные (самоконтроль):

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия

Коммуникативные (общение): соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия "Математическое конструирование" 3 класс ФГОС

Технологическая карта открытого урока (внеурочное занятие" Математическое конструирование") "СИММЕТРИЯ"  3 класс ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия для учащихся 1 класса «Звёздный сын Земли» Апрель 2021

Технологическая карта к Гагаринскому уроук "Звездный сын Земли"...

Технологическая карта внеурочного занятия во 2-3 классе. Тема: «Правила дорожного движения достойны уважения».

Направление внеурочной деятельности: общекультурноеЦель: создание условий для усвоения правил дорожного движенияЗадачи:1. Обучающие:Учить основным правилам дорожного движения; учить правильному п...

Технологическая карта внеурочного занятия "Законы математики", 3 класс

Название, автор: «Законы математики», Гилязова Марьяна           Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работ...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике 3 класс

Технологическая карта внеурочного занятия по математике 3 класс. Тема "Морское путешествие". Можно сделать блок занятий, сделать в книге путешествия много страниц и защитить с  ученикам...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике , 2 класс

Технологическая карта внеурочного занятия по математике , 2 класс...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике 1 класс

Технологическая карта внеурочного занятия по математике по теме «Цифры»...