Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Сопереживание» (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятия сопереживание, ознакомление с картинами художников, писавших про сопереживание;
Задачи урока: | Планируемые результаты: |
Дидактические: 1. дать понятие о том, что такое сопереживание; 2. развивать умение анализировать картины художников. |
Личностные: 1. уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников; 2. уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. |
Развивающие: 1. развивать навыки анализа, синтеза, сравнения; 2. развивать умение строить композицию рисунка. | Предметные: 1. знать, что такое «сопереживание» и как оно отражается в искусстве; 2. научиться отражать чувство сопереживания в собственной композиции рисунка. |
Воспитательные: 1. формировать эмоциональную отзывчивость на несправедливость, страдания людей; 2. способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как милосердие и сопереживание. |
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дата: 25.04.2024 Школа: Класс: 4 Урок: №1 Время: Кабинет: | Студент: Кузнецова Александра, Эндриш Юлиана Группа: № 33 Учитель: Методист: Подгорская Т. А. |
Тема урока «Сопереживание»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятия сопереживание, ознакомление с картинами художников, писавших про сопереживание;
Задачи урока: | Планируемые результаты: |
Дидактические: 1. дать понятие о том, что такое сопереживание; 2. развивать умение анализировать картины художников. | Личностные: 1. уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников; 2. уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. |
Развивающие: 1. развивать навыки анализа, синтеза, сравнения; 2. развивать умение строить композицию рисунка. | Предметные: 1. знать, что такое «сопереживание» и как оно отражается в искусстве; 2. научиться отражать чувство сопереживания в собственной композиции рисунка. |
Воспитательные: 1. формировать эмоциональную отзывчивость на несправедливость, страдания людей; 2. способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как милосердие и сопереживание. |
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный Слово учителя | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята. Сядьте, пожалуйста. Давайте начнем наш урок. | Приветствие учителя Садятся на свои места | Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке | |
2. Актуализация знаний и мотивация 3 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний - Ребята, вспомните, как называется тема текущей четверти? - Каждая страна мира отличается своей культурой, традициями, языком, на котором говорят люди. Но что объединяет все народы мира? Вспомните. - Верно, а какие ценности есть у всех народов? - Издавна художники писали картины, в которых воспевали ценности человечества. - Вспомните, какие общечеловеческие ценности мы изображали на прошлых уроках? - Посмотрите на картины, как создают образ матери разные художники? Какие чувства она испытывает к своему ребёнку? - Посмотрите, а как создают образ пожилого человека? - Какие чувства у вас вызывает образ пожилого человека? - Как вы думаете, почему старых людей считают мудрыми? - Почему мы должны уважать пожилых людей? |
- «Искусство объединяет народы» - Человеческие ценности. Предположения детей. - Материнство, мудрость старости. - Нежный, светлый, спокойный, тёплый образ. Мама любит и заботится о своём ребёнке. - Добрый и спокойный образ. Предположения детей. | Л: строит речевое высказывание М: активно участвует в общей работе П: учится структурировать знания | Презентация |
3. Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Беседа, наглядный | Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач - Сейчас послушайте стихотворение, оно поможет вам понять главную ценность, о которой мы сегодня будем говорить. Мы согреваем душу от души, Когда кому-то горя очень много. Быть может это качество от Бога, Длиною в человеческую жизнь... Мы согреваем душу от души- Глаза в глаза, как будто застывая. Одну секунду Сопереживая, Мы лучшее возможно совершим. - Какие чувства вы испытали после прослушивания стихотворения? - А почему именно такие чувства возникли в вашей голове? - Как вы думаете, о какой всемирной ценности мы сегодня с вами поговорим? - Верно, сегодня мы поговорим о такой важной ценности человечества, как сопереживание. - Посмотрите на слайд и сформулируйте цели урока. 1. Проанализировать… 2. Выразить через рисунок … | - Сочувствие. - Потому что говорится о сопереживании человеку, у которого случилось горе. - О сопереживании. Проанализировать картины художников, писавших про сопереживание. Выразить через рисунок чувство сопереживания. | М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание | Презентация |
4. "Открытие" детьми нового знания 7 | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | эвристическая беседа, частично-поисковый наглядный Демонстрационный, Фронтальный опрос Демонстрационный Объяснительно- иллюстративный | 4.1. Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу по открытию нового знания - Ребята, что же такое сопереживание? - Спасибо за ваши ответы, мы думаем, что сопереживание – это восприятие боли, трудностей, другого человека с сочувствием, желанием помочь, поддержать, из-за любви к нему. - Ребята, какие близкие слова вы можете подобрать к слову «сопереживание»? - Спасибо за ваши ответы, вы знаете много слов, называющих похожие на сопереживание чувства. - Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. 4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций) В анализе- Посмотрите на картину Василия Григорьевича Перова «Тройка», и послушайте историю, связанную с этой картиной. «… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину. - Какую картину? – удивился художник. - Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали. Тут Перов вспомнил, что это та женщина, сын которой, двенадцатилетний Вася позировал ему для картины «Тройка». Утирая слезы, женщина ему рассказала, что в прошлом году сын ее умер от оспы, а она пришла за картиной…» - Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? - Дело в том, что художника давно волновала участь деревенских детей, которых приводили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми для детей были годы ученья: пинки, подзатыльники, непосильный труд. На этой картине художник как раз и изображает таких детей. - Какой изображена девочка? - Какое у неё выражение лица? - Что вы можете сказать о мальчиках? - Жалко таких ребят, правда? А ведь важно не только пожалеть, сопереживать. Важно помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Достаточно просто оглянуться вокруг – может, я могу помочь? - А есть ли на этой картине человек, который из-за сочувствия этим ребятам, решает им помочь? - Как он им помогает? - Давайте проанализируем картину Федора Решетникова «Опять двойка» Кого вы видите на картине? - Исходя из названия картины определите, что произошло, почему мальчик выглядит растерянным? - С каким чувством сестра смотрит на своего брата? - А с каким чувством смотрит мама на своего сына? - А какие чувства испытывает мальчик, получивший двойку? - А почему? - Как вы думаете, кто на данной картине сочувствует этому мальчику, а кто нет? - Почему она сочувствует? - Ребята, а вы переживаете за этого мальчика? Почему? - Спасибо за ваши ответы. - Ребята, посмотрите на представленные рисунки и скажите, какие ситуации сопереживания вы видите? - А сейчас подумайте и приведите ещё примеры сопереживания людям, животным. Можно привести примеры из своей жизни. | - Милосердие, душевность, забота, неравнодушие … - Измученных маленьких детей. - Она очень устала. - Бледное, измученное. - Они устали, еле идут, им тяжело. - Да. Человек подталкивает тяжелую повозку, тем самым он помогает детям втащить бочку на пригорок. - Мальчик стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. На заднем плане мы видим сестру этого мальчика, а также маму и младшего брата. - Он получил двойку. - С осуждением и злостью. - С сожалением. - Ему стыдно. - Он не хочет расстраивать маму. - Мама сочувствует своему ребёнку, а сестра нет. - Ей жаль своего сына. Ответы детей. | М: активно участвует в общей работе Л: учится строить речевое высказывание П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме К: учится работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников П: учится анализу образов Л: учится планированию выполнения задания П: воспринимает новые способы выполнения задания П: осознаёт последовательность действий | Презентация, художественные изделия. Презентация Презентация Образы учителя. |
5.Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Опрос беседа | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его Определяет критерии качества выполнения задания - Сейчас вам нужно выполнить композицию «Сопереживание». Нарисуйте сюжетную картину, например, того, как вы ухаживаете за больной сестрёнкой или братиком, лечите кота или собачку, помогаете пожилому человеку перейти улицу, кормите бездомную собачку или прибираетесь в доме, когда мама болеет. - Самое главное: нужно заполнить цветом весь лист, нельзя рисовать маленьких персонажей. А также срисовывать рисунки нельзя, нужно придумать свои. | Поднимают руки. | П: учится формулировать учебную задачу Р: принятие учебной задачи к исполнению | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Наблюдение, стимулирование успехов, поощрение | -Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество -Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания -Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением -До конца работы остаётся 5 минут. Поторопитесь. - У вас получаются хорошие композиции. Молодцы! - Закончили работу. | Л: учится сохранять учебную задачу Р: учится соблюдать последовательность работы Р: учится выполнять задание в общем темпе | Презентация. Музыкальное сопровождение. Практические работы учащихся. | |
Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Обобщающий опрос, наглядный | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов - Уберите всё из рук и отложите в сторону. Посмотрите на меня. - Скажите, о какой важной общечеловеческой ценности мы сегодня говорили? - Что для вас «сопереживание»? - Через образы чего вы передали чувство сопереживания, сочувствия? | - Мы говорили о сопереживании. Ответы детей. - Через различные ситуации, где человек испытывает чувство сопереживания по отношению к другому. | П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу | Презентация, образцы учителя |
Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Практический анализ, стимулирование успехов | Учитель организует выставку всех работ учащихся Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ- Организует самоанализ работ отдельных учащихся - А теперь давайте устроим выставку ваших работ! Принесите мне свои рисунки. - У вас получились очень разнообразные работы! - Сейчас два ученика будут экспертами. Они оценят ваши работы по следующим критериям: 1. композиция (рисунок соответствует теме урока); 2. аккуратность выполнения задания. - Лучшие работы они вывесят на доску. Оценивайте справедливо! - Ребята, посмотрите на все ваши рисунки, они вызывают у вас чувство сопереживания? - Это значит, что вы смогли передать это чувство, как настоящие художники! - Большое вам спасибо! - Ребята, вы сегодня славно постарались. Молодцы! | - Да. | Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям Л: осуществляет контроль качества выполнения задания | Практические работы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Красота человека . Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе. «Школа России».
Цели: Изображение портрета женщины в народном костюме.Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству РоссииЗадачи урока: &bull...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС по теме «Жостово. Роспись по металлу»
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – жостовской кистевой росписью лакированных металлических подносов....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству для 2 класса на тему: Украшение и реальность
Школа Неменского. Технологическая карта урока по изобразительному искусству для 2 класса на тему: Украшение и реальность. Конспект разработан с целью формировать у детей целостное художественное ...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе
Народы гор и степей...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Сопереживание» (УМК "Школа России, 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАДата:19.04.2022Студентка:Закирова Эльвира РахимовнаШкола: №74Учитель:Новикова Анна АлександровнаКласс: 4 «М» Урок:1 Время: 8...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображай"(1 класс, Б.М. Неменский)
Цель урока: ознакомление обучающихся с учебным предметом «изобразительное искусство», с материалами для уроков, с правилами поведения в кабинете (подготовка к уроку)Задачи урока:Дидактичес...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Портрет" (3 класс)
Тема урока «Картина-портрет: рассматриваем произведения портретистов, сочиняем рассказы к портретам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о ...
