Деление слов на слоги. Характеристика частей слова.
план-конспект по логопедии по теме

Попова Ольга Сергеевна

конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деление слов на слоги. Характеристика частей слова.

Цели и задачи: Закрепить знания детей о слогоразделе, о слогообразующей роли гласных;

                          Учить детей дифференцировать одно, двух, трехсложные слова;

                          Развивать навыки слогового анализа и синтеза;

                          Уточнение словаря по темам «Мебель», «Бытовые приборы», «Дикие

                          животные», «Цветы», «Овощи», «Насекомые»;

                           Воспитание слухового внимания и логического мышления;

                           Практическое овладение детьми навыком словообразования при помощи

                           суффиксов  -ОК-, -ИК-.

Оборудование: предметные картинки по лексическим темам «Животные», «Цветы»,

                           «Овощи», «Насекомые»;

                             Звуковые линейки;  схемы одно, двух, трехсложных слов;

                             «Домики», «Вазы», «Корзинки»;  мяч.

                                                Ход занятия

1.Орг момент.

2.Сообщение темы. «Сегодня мы будем продолжать делить слова на слоги».

3. Основная часть.

    А) Игра «Хлопочки». Я вам буду загадывать загадки, вы их отгадаете и слова-отгадки уложите слогами на ладошки.. А потом откроете  на звуковой линейке столько окошек,  сколько в слове слогов. Это предметы, которые есть у всех нас дома.

* На стене висят, тик-так говорят. (часы).   * Есть спина, а не лежит,

* Ходит, бродит по коврам,                              Четыре ноги, а не ходит,

   Водит носом по углам.                                    Но всегда стоит

  Где пройдет – там пыли нет.                            И всем сидеть велит. (стул)

  Пыль и сор – его обед. (пылесос)

* По бокам коробки – кругленькие кнопки. Тут же рядом в уголке -

   Ручка с трубкой на шнурке. Без языка говорит, Прекрасно слышит без ушей. (телефон)

* Ножек – четыре, шляпка – одна, Нужен, коль станет обедать семья. (стол)

* Днем спит на ней подушка, а по ночам – Андрюшка. (кровать)

    Б) Игра «Четвертый лишний» (по количеству слогов)

         ПЧЕЛА, БАБОЧКА, КОМАР, ПАУК.

    В) Игра «Разложи картинки под схемы» ( «Дикие животные»)

         На доске три схемы: одно, 2-х и 3-х сложных слов и предметные картинки. Нужно разложить все картинки под соответствующие схемы.

    Г) Игра в парах «Разместить по местам» (по количеству слогов)

        I пара «Расставить цветы в вазы»

        II пара «Разложить овощи в корзинки»

        III пара «Расселить жильцов в дома»

    Д) Игра «Волшебники» Превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать,

         надо назвать мое слово «ласково» (игра с мячом)

     Кот - ….(котик)                     гриб - …. (грибок)

    Дом - ….(домик)                    лес - ….(лесок)

    Куст - …(кустик)                   флаг - ….(флажок)

    Стол - ….(столик)                  дуб - …..(дубок)

    Нос - …..(носик)                    угол - ….(уголок)

    Шар - ….(шарик)                  круг - ….(кружок)

Е) Игра «Закончить слово подходящим слогом» .

     Мали…(на),      смороди….(на),     ряби….(на)       Какой слог добавили?  (на)

     Клубни…(ка),   земляни…(ка),    Ежеви…(ка)       Какой слог добавили?  (ка)

     Котя…(та),   мыша..(та),   ежа..(та), лися…(та),  зайча..(та). Какой слог добавили? (та)

Ж) Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.

      Во-РО-на,     со-РО-ка,      пе-РО,     РО-за.    (РО)

      Кол-ба-СА,     СА-дик,     по-СА-дим,      СА-ни     (СА)

      КИ-ра,       жу-КИ,       КИ-па,     пень-КИ      (КИ)

З) Игра «Живые слоги»

        НА,    СМЕ,    ТА                                    КО,     МО,      ЛО

И) Игра «Придумай сам»

      Логопед предлагает детям самим придумать слова из 2-х,3-х слогов.

4. Итог занятия.

    - Какое задание было для вас самым легким?

                                                       самым трудным?

      - Какое задание вам понравилось больше?

      Оценка работы детей.

РОЛЬ  ТЕСНОГО  КОНТАКТА РОДИТЕЛЕЙ  С  ЛОГОПЕДОМ

Семья и школа,  учителя и родители, их тесное взаимодействие и взаимопонимание, органическая взаимосвязь их общих усилий – проблема и старая и вечно новая. Трудно исчерпать всю ее глубину.

Работа логопеда нередко остается малоэффективной, если он не находит активной и постоянной помощи со стороны родителей. Именно в семье создаются большие возможности для закрепления произносительных навыков. Следовательно, чем быстрее и активнее родители включаются в решение задач, над которыми трудится логопед, тем легче и быстрее речь детей станет полноценным средством общения.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября – после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он выступает на родительском собрании.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт.

Для того, чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед на родительском собрании представляется и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушениями звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью относятся к логопедическим занятиям.

На собрании логопед рассказывает о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Логопед дает посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы родители могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для занятий (тетради, ручки, карандаш, и т.д.)

В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать проработанный текст.

Далее логопед обращается к родителям тех детей, которые будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедических занятиях, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Родители   всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель своих обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь.

Особенно тактичным и осторожным бывает логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре логопед всегда максимально доброжелателен, тактичен в убеждении в необходимости такой консультации.

В конце учебного года логопед снова посещает родительские собрания, где сообщает о результатах своей работы с учащимися, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Логопед дает рекомендации для занятий с детьми летом. Напоминает родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут  «потеряться» и придется начинать работу по их постановке заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи у их детей. Этому очень способствуют  летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми во время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи "Слог как часть слова"

Цели:Образовательная: закрепить умение детей выполнять слоговой анализ и синтез слов.Коррекционная: обогатить словарный запас учащихся по темам: фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы.Воспитательная: пр...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

Физминутка на урок слог как часть слова

Я делю слова на слоги (дети шагают)РЫ РУ РА (движение рукой будто режем хлеб)А затем сложу словаРысь, рука и рак (показываем когти, поднимаем руку, пятимся назад).........

Конспект урока русского языка "Слог как часть слова".

Конспект урока по русскому языку в начальной коррекционной школе VIII вида на тему: "Слог как часть слова"....

Презентация к уроку русского языка "Слог как часть слова".

Презентация к уроку русского языка в начальной коррекционной школе VIII вида на тему: "Слог как часть слова"....

Технологическая карта по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Нахождение односложных слов» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о делении слов на слоги и односложных словах.Задачи урокаДидактически...