Конспект урока по письму и развитию речи "Слог как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цели:

Образовательная: закрепить умение детей выполнять слоговой анализ и синтез слов.

Коррекционная: обогатить словарный запас учащихся по темам: фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pismo.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слог как часть слова

Форма урока: Урок здоровья и развития

Тип урока: отработка знаний, умений, навыков.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технологии: Дифференцированное, личностно-ориентированное обучение, здоровьеразвивающая технология д.м.н. Базарного В.Ф., игровые технологии.

Цели: 

Образовательная: закрепить умение детей выполнять слоговой анализ и синтез слов.

Коррекционная: обогатить словарный запас учащихся по темам: фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку, природе.

Ход урока

I.  Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

- Давайте встанем в круг и хором скажем:

Мы спокойны и добры

Мы здоровы и бодры

- И улыбнемся гостям и друг другу.

II. Введение в тему.

- Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Осень-швея

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

(Татьяна Гусарова)

– Правильно, это стихотворение написано об осени.

- А как вы догадались?

- А теперь представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Покажите, какие там растут высокие деревья (дети поднимают руки). Подул ветерок: "Ш-ш-ш-ш", зашелестели листики (дети быстро шевелят пальчиками). Ветер затих - не шевелятся больше листочки (дети расслабляют пальчики и выпрямляют руки). Снова подул ветер (дети покачивают и машут руками).

- Принесла нам Осень в подарок эти замечательные листочки, да не простые, а с заданиями. Хочет Осень проверить: всё ли вы о ней знаете?

III. Сообщение темы урока.

(Дети садятся на свои места)

Задание 1 (лист березы)

– Выполнив первое задание, вы узнаете тему урока.

Определите сколько слогов в слове «осень»?

(дети хлопают – 2 слога)

(считают гласные – 2 слога)

- Как определить, сколько слогов в слове?

 

Прочитайте тему урока:

«Слог – часть слова»

- Сегодня мы будем закреплять умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, определять количество и последовательность слогов в слове. - Как же определить, сколько в слове слогов? (опора)

– С первым заданием вы справились, молодцы! Давайте поставим этот листик в вазочку.

IV. Работа над темой урока.

– Вот и второй листик с заданием к нам прилетел (лист клена).

Задание 2.

Чистописание – 2 ученика за конторкой

Пальчиковая гимнастика

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

– Молодцы! И со вторым заданием вы справились отлично! Поставим  и этот листик в вазочку.

Задание 3 (лист дуба) – работа в парах Стены класса

– Осень, время сбора урожая. Помогите Осени собрать урожай.

Вставить в словарные слова пропущенные буквы, выделить гласные, определить сколько слогов.

На стенах класса развешаны  2 корзинки

 В них перфокарты со словарными словами

                   

К . рзина, п . мидор, к . апуста, м . рковь,    . гурец,  г . рох,  ябл . ко.

Проверка: Называете по очереди по одному слову, букву которую вставили, гласные, количество слогов, если правильно то получаете  подарок.

                 

Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов

Смотрите,  какой урожай собрали молодцы! Поставим  и этот листик в вазочку.

Зарядка для глаз

Учащиеся по команде учителя смотрят поочередно на разноцветные листья.

К С Ж З

З К С Ж

С Ж К З

Ж С К З

 

Задание 4.,   (Лист каштана) которое приготовила для вас Осень.

Отгадайте загадку и узнаете с каким новым словарным словом Вас сегодня познакомит Осень.

       

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Что за ягода? Малина

Схема слова на доске и в тетрадях  ____________

Сколько слогов? Хлопки                _____________

Поставьте ударение в схеме

В каком слоге безударная гласная? В 1 слоге

Запишем слово с «окошком»       м        лина

Кто собирает малину в саду? Человек. Зарисуем

Ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина" образовано от слова

 

«малый» - «маленький».   М                 ЛИНА

Запишем еще раз слово         малина

Выделим гласные и согласные

Придумайте предложение со словом.

С каким новым словарным словом познакомились? Какую гласную запоминаем?

 – Молодцы! Поставим  и этот листик в вазочку.

Задание 5. (лист рябины) - работа в парах  

Осень и про птиц не забыла. Посмотрите,  сколько их прилетело.

Разделить слова в 3 столбика

1 слог                2 слога                        3 слога

ПАННО

              1 пара  синие карточки, зимующие птицы

Клёст, дятел, сова, синица, ворона.

КРЕСТ

2 пара  зеленые карточки, перелетные птицы

Грач, стриж, скворец, кукушка

Проверка

Назовите перелетных птиц и зимующих птиц.

А почему птицы улетают?

С конца сентября начинается массовый отлет птиц. В основном птицы улетают ночью. Летят они далеко, за 5-6 км от родного дома.

А как мы можем помочь зимующим птицам?

Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов

– Молодцы! И с этим заданием справились.  Поставим  и этот листик в вазочку.

Физминутка (обыграть)

Повороты головой: верх, право, лево, вниз, назад

Руки: вперед, вверх, на пояс и т.д

Приседание: собираем грибы и ягоды

 

Задание 6. (лист осины) – комментированное письмо, по 1 ученику у доски «Допиши слог»

Работа с учебником с.62 №6

Д/З дописать текст

V. Итог урока

1. Посмотрите какой красивый букет у нас получился

2. Телеграмма от осени

Раздели слова на слоги и собери новое слово

Лимоны (2 слог)     лодка (1слог)     огурцы (3 слог)

Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ

Что же такое СЛОГ? (опора)

Как определить сколько в слове слогов? (опора)

Осень благодарит вас и дарит Вам подарки (рисунки)

Resource id #1826

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.

Конспект урока  по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе  разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В....

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  ка...