Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по логопедии (1 класс) по теме

Юлина Виктория Владимировна

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ОмГПУ. У детей с тяжёлыми нарушениями речи формирование речи имеет свои особенности – диалогическая речь не выполняет полноценно своей коммуникативной функции. В данном докладе рассматриваются условия, при которых необходимо осуществлять логопедическую работу по развитию диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vneurochka.ppt810 КБ
Файл razvitie_rechi_odrd_ped.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие диалогической речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством организации коллективной деятельности

Слайд 2

Ларисой Степановной Волковой, Людмилой Фёдоровной Спировой, Людмилой Николаевной Ефименковой, Светланой Александровной Игнатьевой, Юрием Андреевичем Блинковым .

Слайд 3

Общие закономерности формирования диалогической речи у детей с нормальным развитием речи и детей с речевой патологией: овладение речью в онтогенезе происходит поэтапно; ребёнок овладевает речью как деятельностью в условиях систематического общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; коллективная предметно-практическая деятельность является важнейшим фактором, стимулирующим и активизирующим процесс речевого развития.

Слайд 4

Формы организации коллективной деятельности детей на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности: работа парами; работа бригадами; работа с «маленьким учителем»; работа логопеда со всей группой.

Слайд 5

Основные принципы, которыми руководствуемся при организации форм коллективной деятельности: принцип коммуникации; принцип потребности в общении; принцип связи обучения языку с деятельностью; принцип организации речевой среды.

Слайд 6

«Школа вежливых наук» Цель данного курса: формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Слайд 7

Воспитательные идеи программы: Старайся делать добро! Бойся обидеть человека! Люби и прощай людей! Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе! Познай мир и себя! Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Слайд 8

Тематическое планирование курса ( I раздел) Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приёмы Количество часов Дата I. Я среди людей (10 часов) 1-2 Кто я и как я выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 2 16.09. 23.09. 3-4 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. 2 30.09. 07.10 5 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 1 14.03. 6-7 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. 2 21.10. 8 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. 1 11.11. 9 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1 18.11. 10 Верность слову Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. 1 25.11.

Слайд 9

Тематическое планирование курса ( II раздел) Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приёмы Количество часов Дата II. Речевой этикет (14 часов) 1 1- 1 2 Что такое этика и этикет Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. 2 02.12. 09.12. 13-14 Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». 2 16.12. 23.12 15-16 О вежливых словах и их применении. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. 2 13.01. 20.01. 17-18 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 2 27.01. 19-20 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 2 24.02. 02.03. 21-22 Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. 2 11.03. 16.03. 23-24 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 2 23.03. 06.04.

Слайд 10

Тематическое планирование курса ( III раздел) Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приёмы Количество часов Дата III. Культура поведения (7 часов) 25-26 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. 2 13.04. 20.04. 27-28 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 2 27.04. 04.05 29 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 1 11.05. 30-31 Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 2 18.05. 25.05. Итоговое занятие 32-33 Что мы узнали и чему научились Праздник вежливых ребят. 1 30.05.

Слайд 11

Ожидаемые результаты: обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Ожидаемые результаты: На реализацию программы внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Уважаемая аудитория, Вашему вниманию предлагается

доклад на тему:

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие речи, формирование навыков речевого общения – одна из главных задач, решаемая на школьных логопедических пунктах в процессе работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Учёными доказано, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи формирование речи имеет свои особенности – диалогическая речь не выполняет полноценно своей коммуникативной функции. Фамилии учёных, которые внесли большой вклад в исследование проблемы развития диалогической речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи, представлены вашему вниманию на слайде (Слайд 2). Системное нарушение всех компонентов речевой деятельности проявляется в том, что речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными, они не полностью удовлетворяют потребность устного общения.  Это подтверждается на практике. Специфика развития речи младших школьников с  тяжёлыми нарушениями речи требовала рассмотреть условия, при которых необходимо осуществлять логопедическую работу по развитию диалогической речи.

Существуют общие закономерности формирования диалогической речи у детей с нормальным развитие речи и детей с речевой патологией, представленные на слайде (Слайд 3).

Поэтому в качестве оптимальных условий коррекции нами эффективно применяются следующие формы организации коллективной деятельности детей на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности  (Слайд 4).

Работа дефектолога со всеми детьми – это одна из распространённых форм. Знакомство детей с новым способом поведения целесообразно начинать именно с данной формы работы. Способы ознакомления с предстоящей деятельностью оказываются различными. Как правило, детям предлагается выполнить работу, чем-то отличающуюся от образца.

Работа с «маленьким учителем» осуществляется следующим образом: один из детей назначается помощником логопеда. Он выполняет просьбы своих товарищей, связанные с каким-либо заданием. Мы в свою очередь организуем работу детей, контролируем и помогаем слабым детям. Труднее осуществляется работа парами и бригадами. Но эти организационные формы деятельности очень эффективны для формирования у детей коммуникативных умений и навыков, т.е. диалогической речи. Иногда пары или бригады выполняют одинаковые работы. В этом случае логопедом контролируется работа детей и пробуждается дух соревнования. Обычно, дети пользуются инструкциями, заготовленными логопедом заранее.

Групповые коллективные формы работы дополняют хорошо известные и наиболее распространённые – работу под руководством учителя-логопеда и индивидуальную деятельность. Каждая из организационных форм имеет свою ценность и предназначена для решения разных образовательных и коррекционных задач.

Основные принципы, которыми руководствуемся при  организации вышеперечисленных форм, представлены на слайде  (Слайд 5).

Ведущим из названных принципов является принцип коммуникации. Общаясь с окружающими людьми, ребёнок учится выражать просьбы, желания, отвечать на вопросы. Он узнаёт названия предметов, действий – овладевает лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка.

Формы коллективной детской деятельности используются на логопедических занятиях (на различных этапах – в начале, в середине или в конце занятия, зависит от изучаемой темы, решаемой педагогической цели и задач), а также во внеурочной деятельности в рамках эксперимента по апробации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения - курс «Школа вежливых наук» (Слайд 6). Программа курса «Школа вежливых наук» составлена на основе авторской программы учителя начальных классов высшей квалификационной категории «Средней общеобразовательной школы №1» г. Туринска Урвановой Л. В. 

Содержание курса предполагает решение следующих задач:

  1. обучение навыкам общения и сотрудничества;
  2. формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  3. развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  4. введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности (Слайд 7).

Основные разделы программы:

  1. я среди людей;
  2. речевой этикет;
  3. культура поведения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приобщение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, используя формы организации коллективной деятельности.

Первых два раздела программы (Слайд 8) предполагают развивать у детей умения отвечать на вопросы и задавать их, слушать и слышать собеседника, общаться друг с другом, поддерживать диалог. Для этого используются различные коллективные игры («Распространение предложений», «Снежный ком»), создаются коммуникативные и проблемные ситуации, которые разыгрываются, моделируются («Разговор по телефону»), а также игры на развитие невербального общения («Угадай по мимике моё настроение») с применением информационно-компьютерных технологий.

Третий раздел (Слайд 9) предполагает совершенствование усвоенных навыков при решении проблемных коммуникативных задач в диалогах, играх-драматизациях (разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух»), в диалогах с незнакомыми взрослыми и сверстниками. В результате увлечённо занимаются на занятиях, испытывают потребность в диалоге (Слайд 10).

Курс «Школа вежливых наук» посещают не только дети с тяжёлыми нарушениями речи, но первоклассники, не имеющие речевых нарушений.

Таким образом, своевременная организация коррекционно-воспитательной работы, соблюдение принципиально важных условий развития диалогической речи (системное диалогическое общение, предметно-практическая деятельность, основанная на коллективных началах и др.) способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии младших школьников. Совершенствование диалогической речи обеспечивает и стимулирует успешную интеграцию и адаптацию детей с тяжёлыми нарушениями речи в школе.

У меня всё! Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности

Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является  групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...

«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»

В статье рассказывается о  реализации  системно-деятельностного подхода в в работе с  детьми с ТНР....

"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи  - научить связно и последовательно излагать свои мысли....

Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...