Главные вкладки

    Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.
    статья по чтению (3 класс) по теме

    Погодаева Эльвира Витальевна

     

    Доклад на тему:


    Развитие творческого потенциала младших школьников.













     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад: Развитие творческих способностей  учащихся начальных классов.

    Актуальность данной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

    Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.  

           Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразие приемов и методов обучения главной цели - научить учащихся учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности. Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.

             Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

           В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания, т. к. отсутствует система познавательных задач, направленных на "обучение” творчеству в каждом отдельно взятом учебном предмете. Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.

           Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.

            Творческие способности проявляются в решении творческих задач. Но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям: - познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым; - система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

          Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

             "Составь слово”.

    Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Глухой – ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер”. Стоит за буквой Р. Суффикс в слове "речной”. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.

            "Цифровой диктант”.

    Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции. Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.

             "Числовой диктант”.

    В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами. Пример: · К числу букв в слове "молоко” прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).  Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате. · Номер буквы "Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.

             "Буквенный диктант”.

    Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро – У) Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

            "Ребусы, анаграммы”.

    Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как  В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол) Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите… Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.

            "Развиваем логику”

    По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера. "Найди соответствие” 1. Вставьте в текст прилагательные: После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.

              "Закодированное слово”

     Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т Какие слова кроются под номерами: 47561101 Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

             "Кто быстрее”

    Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…) Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима). Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся. В деле воспитания, творчество - обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», «развитие» (разностороннее, всестороннее), «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных решений. У многих детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной деятельности; активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на утренниках, на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению, музыкальному искусству. На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается до подлинного творчества:  это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного; часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды или переставляют их (логический – составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование. Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.

                                                                                                             Погодаева Э.В.

    ъ

    Урок по окружающему миру "Золотое кольцо России". 3-й класс

    Цели урока:

    Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

    Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать.

    Оборудование:

    компьютер, экран, проектор;

    мультимедийная презентация (Приложение);

    творческие работы учащихся.

    Ход урока

    Ι. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

     Начинается урок.

     Постараюсь всё понять,

     Многое хочу узнать!

    ΙΙ. Повторение изученного материала.

    ΙΙΙ. Введение в тему.

    – Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? (По Золотому кольцу России)

    – Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».

    – Почему кольцо? И почему Золотое? Ваши гипотезы? (Выслушиваются предположения детей)

    – Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

    – Давайте посмотрим на карту в учебнике стр. 88. на ней показаны города Золотого кольца. Найдите и назовите их.

    ΙV. Работа с картой России.

    1. – Где мы живём?  Покажите на карте.

    – А где расположено Золотое кольцо? (В центре России)

    Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Кто догадался? (Из Москвы)

    – Угадайте, на чём доберёмся до Москвы:

    Он в безбрежном океане

     Туч касается крылом.

     Быстро в небо проплывает.

     Что же это?

    (Самолет)

    – Кто покажет на карте столицу нашей Родины?

    – А кто был в Москве?

    – Что запомнилось особенно? (Красная площадь, собор Василия Блаженного)

    V. Москва – столица нашей Родины

    – Москву называют столицей. Столица — это главный город страны. Сегодня Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Что извещает о присутствии в Кремле Президента? (флаг)

    Когда Президент в Кремле, над ним поднят Государственный флаг России.

    Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

    Поднимите руку те, кто любит играть. Предлагаю поучаствовать в интеллектуально-познавательной игру «Поле чудес»

    1 тур

    Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар) Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым.

    Игра со зрителями

    Кремль славится еще одним чудом – огромной пушкой. Как и колокол, её называют Царь-пушкой. Отлил ее в Москве Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки, потом целый год готовил форму для её отливки. Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск)

    2 тур  У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны. На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время». Как называется главная башня Кремля? (Спасская)

    3 тур В честь победы над Казанским царством, которое долгие годы притесняло Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого, которое носит храм. (Василий Блаженный)

    VI. Город Сергиев Посад

    Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.

    Учитель показывает на карте маршрут движения, показать слайды, фотографии города.

    Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе Сергиев Посад (стр. 89).

    Один из учеников делает сообщение, опираясь на слайды, фотографии.

    – Что означает слово «лавра» ?

    Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?

    VII. Сообщения учеников о городах Золотого кольца

    – Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие!

    Какие еще города Золотого кольца вы знаете? Расскажите.

    Дети рассказывают о Переяславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. (Ученики заранее подготовили сообщения.)

    Во время сообщений учеников учитель показывает слайды, фотографии городов и достопримечательностей.

    VIII. Кроссворд

    А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте

    Кроссворд:

    Кроссворд:

    1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

    2  Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

     3 В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)

    4  Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)

     5 Главный, важный монастырь. (Лавра)

     6 Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

     7  Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

    Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

    Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"

    Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...

    Доклад по теме "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

    Развтие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта....

    Доклад на тему "Развитие проектных навыков у младших школьников".

    В докладе говорится о том, какую работу надо проводить учащимся, чтобы подготовить проект. Рассказывается об основных этапах проекта, о трудностях  этой работы. Учи...

    Доклад на тему "Развитие связной речи у младших школьников"

    Проблема развития связной монологической речи детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития потенци...