Главные вкладки

    Доклад по теме "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
    статья (2, 3, 4 класс)

    Николаева Елена Викторовна

    Развтие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orfograf_zorkost.docx20.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме: «Развитие  орфографической зоркости

    учащихся младших классов с нарушением интеллекта»

    Развитие орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных упражнений.

    Специфика работы в специальной школе состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большего количества приёмов, чем в массовой школе. Однако вопрос о разнообразии упражнений решается несколько по-иному. Недостаточно быстрый темп работы умственно отсталых детей, замедленность переключения диктуют определенную ограниченность видов упражнений на одном уроке. Количество их колеблется в пределах пяти – шести видов. Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные средства обучения, широко используются игровые моменты.[1]

    Именно в игре школьники осуществляют такие действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.

    Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми школьниками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые оборудования, картинки, условные обозначения) или введения новых правил.

    При работе над орфографической зоркостью я часто применяю игры, наглядность, ИКТ. Привычную работу стараюсь подать по-новому, более оживленно и занимательно.

    Работа с проверяемыми гласными в корне

    Работа по данной теме является одной из самых сложных в программе специальных школ. Осложняется тем, что детям данной категории не просто выполнить алгоритм всех действий, указанных в правиле,  по подбору проверочного слова. Здесь сказывается ограниченность слов в лексике детей, при подборе родственных слов, трудность в постановке правильного ударения. Процесс этот очень сложный и длительный, отрабатывается по принципу от простого к сложному.

    Приведу несколько эффективных приемов для этой работы.

    Игра «Огоньки»

    На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

    Игра «Собери компанию»

    Группа детей или учащиеся всего класса получают индивидуальную карточку с изображением одной буквы (А, О, Е, И, Я). На доске записаны слова с разными безударными гласными. Задача учащихся – записать на свою карточку лишь те слова, в корне которых пишется гласная, отмеченная на его карточке. Этот вид работы детям очень нравится, проверку можно осуществить способом сравнения карточек с одинаковой гласной.

    Приём «Зри в корень»

    Учитель диктует учащимся слова, они самостоятельно записывают в тетрадь. Пример: горбатый, вредитель, дождливый, зрязнуля, грибной, звериные, зимовка, встречать. При проверке учитель выставляет карточки с запись только лишь корней: встреч-, вред-, горб-, гриб-, гряз-, дожд-, звер-, зим-. Дети осуществляют самопроверку.

    Очень продуктивной является работа по карточке «Способы проверки безударной гласной»

    Проверочные слова:

    1. Много: волна – волны
    2. Один: дома – дом, леса – лес
    3. Из корня: садовый – сад, кормить – корм
    4. Буквой ё: ведро – вёдра
    5. Ласковое значение: ковёр – коврик
    6. На вопрос к а к о й?: доброта – добрый
    7. На вопрос ч т о  д е л а е т?: писать – пишет

    Карточка  наглядно отражает известные способы проверки безударной гласной, что оказывает  помощь детям визуалам.

    Игра «Маячки»

    Даем детям предложения в печатном виде: В лесу жила лиса. В норе у неё были лисята. При выполнении задания дети читают слова дважды: сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания – обратить внимание детей на несоответствие  написания слов их произношению. Под буквами, вызывающих сомнение крепятся «маячки» – знак особого внимания.  К словам с «маячками» подбираются проверочные слова путем изменения формы слова.

    Работа с непроверяемыми гласными в корне

    Программой по русскому языку в коррекционной школе для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Трудности, возникающие у детей в усвоении этого материала, обусловлены тем, что соответствующие анализаторы обычно недостаточно развиты и скоординированы. Учащиеся не имеют возможности отчетливо воспринимать зрительный образ написанного слова, у них нет четкости и точности в моторных актах и, что самое главное, отмечается выраженная недостаточность зрительно-двигательных связей в процессе письма.  В результате наступает забывание, потеря полученного навыка. И для лучшего запоминания словарных слов необходимы многочисленные упражнения, рассчитанные на зрительно-двигательное запоминание. Приведем некоторые из них.

               Игра «Узнаю словарные слова»

    Учитель читает ряд предложений, ученики из его речи выделяют и записывают лишь знакомые словарные слова. Проводится проверка. Учитель читает: Охотники зажгли большой костёр. Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на склоне холма. День был прекрасный, но к вечеру погода испортилась. Учащиеся должны записать лишь: костёр, медведь, погода.

    Метод графических ассоциаций

    К.Д.Ушинский отмечал: «Ребенок мыслит образами». Для этого надо «оживить букву», создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква о в слове автомобиль превратится в колесо, в слове горох буквы о превратятся в круглые горошины. К слову собака прикрепляем медаль, формой напоминающую букву о.

    Для того чтобы разнообразить виды работ со словарными словами изготовила  наглядные пособия:

    Пособие-тренажер «Поймай рыбку»

    Детям предлагается вписать в прорезь букву, которая пропущена в слове. Ребенок может действовать по порядку, может хаотично, может работать со словами, в написании которых он уверен. Это позволяет применить индивидуальный подход, вселяет уверенность в собственные силы ребенка. По количеству правильно заполненных прорезей подводится итог о количестве пойманных рыбок.

    Пособие «Улитка»

    На изображение улитки наклеиваются картинки, обозначающие словарные слова, в виде спиралевидной дорожки. Ребенку предлагается катнуть кубик для выбора количества шагов. Передвигаясь с картинки на картинку, ученик останавливается на определенном слове и произносит его орфографически.  Учащиеся с помощью сигнальных карточек оценивают правильность его ответа, записывают в тетрадь.

     Работа над ошибками

    Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся имеет и правильно организованная работа над ошибками.

    Дети часто обращают внимание на оценку, а не на ошибки, которые исправил учитель. Для этого я приучаю детей выполнять работу над ошибками. При проверке письменной работы над словом с ошибкой ставлю цифру, соответствующую номеру орфограммы из таблицы «Работа над ошибками». Внизу каждой страницы тетради оставлены две строки. На них ребята выполняют работу над ошибками. Выписывают слово, которое пометил учитель и делают разбор в соответствии с таблицей. Таблицу можно изготовить как классную, так и выполнить ее на индивидуальных карточках. На первых порах дети пользуются таблицей, со временем этот навык автоматизируется.

    Регулярный анализ, который выполняется по данной схеме, позволяет учителю четко просчитывать динамику формирования орфографического навыка как у отдельных учеников, так и у класса в целом, своевременно принимать необходимые меры по закреплению слабо усвоенных орфограмм.

    Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит ребят анализировать и синтезировать. Я очень надеюсь, что мои наработки помогут педагогам в работе над этой темой.

    Библиогафия

    1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: «Владос», 1999
    2. Бочкарева Т. Предупреждение ошибок/Бочкарева Т.//Начальная школа. – 2001, №3
    3. Даминова М.Н. Как можно помочь ученику избавиться от «прочих» ошибок
    4. Савельева Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма/ Савельева Н.А. //Начальная школа. – 1992, №4
    5. Ясакова Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

    Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

    Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

    В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

    Формирование орфографической зоркости у младших школьников

    Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

    Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

    Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

    Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

    В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...