Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
методическая разработка по русскому языку по теме

Будаева Елена Евгеньевна

  Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budaeva_e.e._formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Е.Е.Будаева,

                                                                                                                           учитель высшей категории,

                                                                                                                           МОУ “Средняя общеобразовательная

                                                                                                                           школа № 95 с углубленным изучением

                                                                                                                           отдельных предметов”.

Формирование орфографической зоркости

у младших школьников.

      Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.

      С понятием «орфографическая зоркость» тесно связано умение обнаружить орфограмму. Поэтому мною была применена порядковая нумерация орфограмм, изучаемых в начальной школе и соответствующая программе. Что стоит за номером орфограммы? Это, во-первых, умение видеть орфограмму и, во-вторых, правильно решать орфографическую задачу, пользуясь алгоритмом. Видят ли ученики орфограмму? Сколько орфограмм видят? Насколько правильно? Это тот ряд вопросов, ответы на которые дают право говорить о сформированности орфографической зоркости у каждого ученика отдельно и в классе в целом. Поэтому в системе такой работы, начиная с 1 класса, имеют место следующие задания:

  1. указать над буквами номера всех изученных орфограмм (либо номера отдельных орфограмм). Данное задание можно использовать на минутках чистописания, в тестах упражнений, в словарных диктантах, в письме по памяти, комментированном письме и т.д.

Образец выполнения задания (упр.130, 2 класс, А.В.Полякова):

    3        1        3           3            7   2           4     8  3                                    7                         7          

1.Вова зовёт Лёву. 2.Миша нёс портфель. 3.У Буратино длинный нос. 4.Глубокий ров наполнили

   1                            9               7

водой. 5.Раздался львиный рёв.

  1. на уроках стало традиционным проведение орфографических минуток, где закрепляется умение находить орфограммы. Для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Для проведения орфографической минутки у каждого ученика на парте должна лежать детская художественная книга. Задание: найти в книге слова на определенную орфограмму. Это задание можно выполнять как устно, так и письменно на время (3 мин).
  2. выборочный диктант. Задание: выписать только слова с определенной орфограммой.
  3. игра “Редактор”. Условие: отыскать в тексте ошибки, исправить их и обозначить номер данной орфограммы.
  4. цифровое обозначение орфограмм используется и с целью предупреждения ошибок. На доске предлагается схема предложения, где над графическим изображением слова стоят номера орфограмм:

                         1    4            8         1                   1     5

 ________     ________     __     ________     ________     ________     _________ .

Задание: назвать орфограммы; вспомнить правила; применяя правила, написать под диктовку предложение.

                 1  4       8   1        1     5

Летним деньком в лесу хлопочут шустрые белки.

      Для лучшего запоминания орфограмм и правил я ввела карточки-опоры (по С.Н.Лысенковой). Они помогают ребенку включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память, материализуют орфографические понятия, формируют умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Приведу примеры карточек орфограмм.

1.Проверяемая безударная гласная                                 4. Ь – показатель мягкости согласного

2.Непроверяемая безударная гласная                             5. Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу

3.Большая буква в именах собственных                         6. Сочетания чк-чн-щн-нч-нщ

и т.д.

      Цифры, которые дети ставят над буквой, помогают им фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться при проверке. При этом они хорошо запоминают номера и названия орфограмм. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначений орфограмм дает хороший результат: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые не изучаются в начальных классах, т.е. видят варианты написаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...