Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Жабина Татьяна Владимировна

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых во 2- 3 - 4 классах.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost_zhabina.rar914.62 КБ

Предварительный просмотр:

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых во 2- 3 - 4 классах.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме.

Для того, чтобы ученик мог научиться сам находить и в последующем применять правила, составляется памятка, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм. Эта памятка называется «Какие буквы нельзя писать на слух».

а) гласные о—а, и—е;

б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;

в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);

д) сочетания нч, нщ;        

е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

 Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую писать

Заниматься выработкой орфографических навыков необходимо постоянно, тем более что приемы работы разнообразны. Из этого разнообразия учителю нужно выбрать и апробировать те, которые более всего подходят для работы в отдельном классе.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые - психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

 Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1)увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико - орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·  Внимательно прочитай предложение.

·  Повтори его не заглядывая в текст.

·  Подчеркни в предложении все орфограммы.

·  Прочитай предложение орфографически.

·  Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·  Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·  Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5 - 10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.


Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т. д.

2. Выпиши слова - синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

2. Комментированное письмо.

Перед учеником - комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

6. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1 - 2 мин. ).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

7. Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

 3. Упражнение в запоминании.

 4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

 5. Запись.

 6. Проверка.

8. Диктант

1. Зрительный диктант. Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память

2. Диктант с подсказкой.

Зная правило, учащиеся не всегда могут его применять. Чтобы правило действовало, нужно направлять работу учащихся. Учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что касается главного условия, учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму.

3. Диктант с продолжением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Далее учащиеся к каждому слову диктанта придумывают и записывают рядом слова с этой же орфограммой.

4. Диктант со сравнением.

Учащиеся записывают слова на одно орфографическое правило. Например, "Буква а и о в корнях с чередованием” (вырасти – выросли). В результате сравнения учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное.

5. Выборочный диктант.

Учащимся предлагается из трех типов или видов орфограмм выбрать только одну и во время диктанта из каждых трех продиктованных слов записать только одно с выбранной орфограммой.

Например, правописание безударной гласной в корне слова.

А) Гласная, проверяемая ударением. Б) Гласная, проверяемая орфографическим правилом. В) Непроверяемая гласная. (Выращивать, корова, лесной, винегрет, проросли, положение, дождливый).

6. Диктанты с элементами игры.

1) "Собирание орфограмм”. Найти в тексте диктанта самое большое количество орфограмм.
2) "Помоги Незнайке”. Называются слова с ошибкой. Нужно их исправить.
3) "Справочное бюро”. Найти быстрее всех слово в орфографическом словаре и объяснить, как его написать. Например, хоккей, футбол, трибуна.
4) "Угадай-ка”. Например, орфограмма находится в приставке, написание зависит от значения "неполнота действия” (приоткрыть).

.

·7. Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

8. «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

9. Словарный диктант.


 Провожу различные игры.

Игра “Спрячь Ь в середину слова”: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра “Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы”: п…ля, м…ря, с…ды.

Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра “Подбери буквы”: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.

Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Часто использую следующие виды работ:

– На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

– При изучении темы “Непроизносимые согласные” предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

– Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “Огоньки”. На доске записываю предложения. Детям предлагаю “зажечь” огоньки под изученными орфограммами. Сначала “огоньки зажигаем” на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Начинает буква –

Важные слова: 

Имена, фамилии

Клички, города

Иванова Анна, 

Шуя и Москва
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.. 
Лыжи, мыши и ужи 
Шины, ёжики, чижи, 
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ– 
С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак, мягкий знак – 
Без него нельзя никак! 
Без него не написать 
Тридцать, двадцать, десять, пять. 
Вместо “шесть” получим “шест”, 
Вместо “есть” получим “ест”.

Станут “пенками” “пеньки”, 
“уголками” – “угольки”, 
“банька” в “банку” превратится. 
Вот, что может получиться, 
Если будем забывать 
Мягкий знак в словах писать.

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...