Формирование орфографической зоркости у младших школьников
статья по русскому языку на тему

Келлер Вера Георгиевна

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучения, напрвленные на формирование и развитие орфографической грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор материала: Келлер Вера Георгиевна

Место работы: МБОУ «Батуринская оош»

Должность автора: учитель начальных классов

Статья:

Формирование  орфографической зоркости у младших школьников.

     Нет  такого учителя, который не стремился бы к достижению высокого уровня грамотности детей. Хорошо знакома такая ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных в корне, учащиеся успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

   Считаю, что одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

    Сформировать орфографическую зоркость – значит

  • научить детей видеть орфограммы;
  • определять вид орфограммы: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
  • определять способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определять «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи;
  • решать задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • писать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

  Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.  Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

   Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки. Уже при чтении и письме первых слов с гласными А-О, СОСНЫ-СОСНА можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных А-О:

  «Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные А и О стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышать ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые проходили мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные А и О. С тех пор эти дети пишут грамотно».

    Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.

   Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей работе применяю «Запоминалки». Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создаёт тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

                        Прошуршали камыШИ:

                        «Только с И пиШИте ШИ!»

                         Им ответили еЖИ:

                        «Только с И пишите ЖИ!»

   Также, начиная с 1 класса, использую различные карточки, в которые включаю слова на определенную тему:

  • Найди потерявшейся слог: …тина (кар)
  • Собери слово из слогов: ти, кар, на

Неизменный помощник учителя в работе с учащимися младшего возраста – игра. В процессе игры дети выполняют различные упражнения, стремятся быть быстрыми, ловкими, собранными. Игра ставит в условия поиска, пробуждает интерес к учёбе, способствует развитию мышления, памяти, формированию орфографической зоркости. Так при изучении темы «Парные согласные» провожу игру «Волшебная яблонька».

 Дети читают слова: морко…ь, кру..ка, но…, гри… . Затем  срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово.

  Чтобы закрепить у обучающихся сформированный орфографический навык использую произведения устного народного творчества. Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Пословица «Весна красна цветами, а осень плодами» помогает закрепить правописание безударной гласной в корне.

   Важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности – работа по предупреждению и исправлению ошибок. Использование разнообразных приёмов помогает достичь максимальных результатов обучения. В своей работе по предупреждению ошибок я использую следующие приёмы:

  1. Письмо с проговариванием. В основе этого письма – проговаривание по слогам. Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Когда дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание.
  2. Звуковой анализ слова. Например, перед записью слова мороз задаю детям вопросы: Какой звук слышится на конце слова? Какую букву нужно написать?
  3. Списывание. Этот вид упражнений предполагает большую самостоятельность учащихся. Я предлагаю детям алгоритм списывания:
  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Проговори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст, начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь написанное с текстом. Особое внимание обрати на орфограммы.
  1. Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
  2. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Развивает зрительную память, речь, мышление. Фонематический слух, внимание, интерес.
  3. Письмо под диктовку. Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шёпотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто – то «скопировал» неправильно, то предлагается ещё раз повторить это слово всем, а затем тому, кто ошибся. Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.
  4. Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.
  5. Творческие работы. Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т. д.
  6. Грамматические зарядки. 
  7. Использование карточек, таблиц, перфокарт. На перфокартах даны слова или тексты, в которых пробиты отверстия на местах проверяемых орфограмм. Ученик пишет на листе через отверстия пропущенные буквы.
  8. Использование сигнальных карточек. Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» необходимы карточки с гласными а,я,о,е.и. Использование таких карточек явится не только своевременным предупреждением ошибок, но и одной из форм их самоконтроля. Такая работа гарантирует участие всех учащихся, улучшает грамотность их письма, способствует формированию орфографической зоркости.

   Формированию грамотности учащихся способствует также работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Например, работая над  ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями:

  • разбери слово по составу, определи корень;
  • поставь ударение, подчеркни безударные гласные в корне;
  • подбери однокоренные слова с ударением на проверяемом гласном;
  • составь с этими словами по одному предложению.

   Далее можно предложить детям выписать слова с аналогичными ошибками и самостоятельно выполнить работу над ошибками. Для организации работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает. На какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно сделать эту работу. Памятка заполняется по мере изучения орфограмм.

  Для того чтобы способность видеть орфограммы находилась у учащихся не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм. Например: «безударные гласные», «парные согласные на конце слов» и т.д..

   Поэтому, работая над орфографическим правилом, надо вместе с детьми выделять существенные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.

  Например, прочитать стихотворение (предлагается текст). На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.

 Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

 Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоёмкий. Отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью школьников.

Библиографический список

  1. Бетенькова Н.М.Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных.-М.:Просвещение,1995.
  2. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок. Начальная школа,2001-№3
  3. Ильяшенко В.А.Формирование орфографической зоркости у первоклассников.Начальная школа,2000_№6
  4. Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков.Волгоград: Учитель,2009
  5. Назарова Л.К. Проговаривание и комментирование, их место в обучении правописанию. – М.: Просвещение, 1995
  6. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Когда правила улыбаются.-М.:Новая школа, 1997
  7. Тоцкий П.С. Орфография без правил. –М.: Просвещение,1996

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...