повышение мотивации к логопедическим занятиям
статья по логопедии по теме

В  этой статье я обобщила опыт своей работы по теме "Повышение мотивации к логопедическим занятиям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации

к логопедическим занятиям у младших школьников

Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило,  неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие,   необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств зажечь интерес в его глазах?

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными - это « мертвый» груз. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые должны быть помощниками детям в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

В своей работе я руководствуюсь словами великого Сократа: « Не насиловать душу ребенка, а вести его за собой». Но вести радостно, светло, без принуждения.

Составляя коррекционные программы для своих учеников, я ориентируюсь на индивидуальные особенности и потенциальные возможности, ежегодно внося коррективы в содержание программ. Я четко определила для себя, что основой любых достижений является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния и положительная мотивация. Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова « ты должен», « надо», заменив их на выражение « давай поиграем!»

Д.Б. Эльконин указывает на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Игра влияет на «формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес.

Я в своей деятельности широко использую возможности дидактических игр, как фабричного изготовления, так и самодельных.

Это игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» ( составление рассказа по плану), « Рисуем картинку» ( составление рассказа по опорным словам). Игры на формирование лексики и словарного запаса: «Варим щи», «Магазин», «Гномики», «Вывески города», «Поиграем в профессию».  Игры на формирование звуковой культуры речи: «Паровозики», «Рыбалка», «Кот - наоборот». Игры на развитие орфографической зоркости: « Письмо с ошибками», « Исправь ошибку».

Опыт работы показал, что подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом.

Наиболее эффективной формой развития и поддержания интереса считаю кукольный театр, его различные виды. Применение кукольного театра в логопедической работе усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу. Однако в области коррекционного обучения театральная деятельность детей - наименее разработанное направление, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные и психолого- педагогические исследования.

В моем арсенале наборы бумажных кукол, театр - фланелеграф, петрушковые куклы. Логопедические занятия с включением театра кукол направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.

Работая в школе, я заметила, что современные дети не умеют рассказывать русские народные сказки, не знают русский народный фольклор.

В этой связи я соединила возможности кукольного театра с изучением русского фольклора. Многие занятия разработаны мною в форме сказок с применением театра- фланелеграфа. В моем арсенале занятия с применением сказок: « Колобок», «Теремок», «Гуси- лебеди», «Морозко», «Машенька и медведь», «По щучьему велению», «Репка», «Опять Буратино!».

Успешно использую на занятиях и петрушковых кукол. Это и незаменимый Незнайка, который просит детей помочь ему выполнить какое- то задание, это и добрая бабушка - Загадушка с корзинкой, в которой спрятались загадки, это и балагур Петрушка. Петрушковые куклы участвуют в организационных моментах занятий, в подведение итогов. Управляя петрушковой куклой, ребенок непроизвольно стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Для меня девизом в подобной работе стали слова К.Г. Юнга: «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».

Стопроцентный коррекционный эффект от занятия как говорилось выше, можно получить только на положительном эмоциональном фоне. Организационный момент- это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон. Она должна содержать сюрпризный или игровой момент. Все положительные эмоции, которые вложены в организационный момент,  вернутся в ходе занятия. И здесь очень уместно использование петрушковых кукол. Логопед с надетым на руку кукольным зверьком начинает занятие:

   - Мишенька (Заинька) проверь, дружок,

      Все ль готовы начать урок?

      Все ль на месте? Все ль в порядке?

      И улыбки? И тетрадки?

      Все ли правильно сидят,

      Все ль внимательно глядят?

- Мишка (Зайка) будет с нами все занятие и в конце он каждому из вас что-то шепнет на ушко.

Не менее важно подведение итогов занятия. Кукла может поощрить (шепнуть) на ушко: «Молодец!», «Умница!», «Ты прекрасно работал!»,  погладить по голове. Тактильное прикосновение куклы действует на ребенка потрясающе! Кукла может укорить: « Ты сегодня не очень старался!» И даже легко наказать: потрепать за ушко. ( Но для этого кукла сначала должна стать другом, ведь только друг имеет право на такие доверительные отношения!)

Кукол можно использовать для автоматизации звуков. Например, при изучении звука [щ] я всегда использую  скороговорку : « щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока» , но проигрываю это с куклой-щенком. Эффект потрясающий: все хотят выйти и «почистить» щенка,  и происходит  непроизвольная  работа над звуком. При дифференциации звуков [п-п] кукла ежик пыхтит, а кукла-  цыпленок пищит. Для дифференциации [м] и [ м] используются куклы Мишка и Мышка.

В речевой работе важно отрабатывать не только чистоту произношения, но и интонационную выразительность речи. Достичь этой цели помогают диалоги, которые можно проговаривать с надетыми  на руку петрушковыми куклами. Например, при отработке звуков [ з-з] логопед в паре с ребенком- зайчиком может использовать диалог:

  Логопед:- Заяц, заяц, чем ты занят?

  Ребенок: - Кочерыжку разгрызаю!

 Логопед: - А чему, ты заяц, рад?

 Ребенок: - Рад, что зубы не болят!

При отработке звука[ ж] уместен будет следующий диалог:

- Здравствуй, белка!

-  Здравствуй еж! Далеко ли ты идешь?

- Может яблочек найду

  Возле яблоньки в саду.

  Принесу ребяткам,

  Маленьким ежаткам.

Большим интересом у детей пользуются диалоги животных Н.И. Сладкова. Например:

- Эй, волк, чего ты хмурый такой?

- От голода.

- И ребра торчат, выпирают.

- От голода.

- А воешь чего?

- От голода.

- Вот и говори с тобой. Заладил, как сорока, от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой не разговорчивый?

- От голода.

Метод работы с куклой позволяет каждому ребенку почувствовать свою успешность, развивает связную речь, способствует формированию просодической стороны речевого развития.

Загадки не случайно стали использоваться при коррекции  системного нарушения речи. Загадка- это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки.

Загадки - особый, веселый, интересный и загадочный мир. В древне русском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа и синтеза, сравнения, сопоставления. У детей развивается достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.« Загадка оставляет уму ребенка полезные упражнения»- писал К.Д. Ушинский.

В моей логопедической работе загадки находят широкое применение. Так на подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения и формирования фонематического слуха включаются загадки, которые помогают ребенку в отгадке четко и правильно произносить поставленные звуки, контролировать свое звукопроизношение, а затем определять место заданного звука в словах- отгадках. Прежде всего это традиционные загадки и загадки по типу « Доскажи словечко»

Формирование аналитико- синтетической деятельности происходит с применением загадок- ребусов, в которых отгадка « зашифрована», и ее можно увидеть в комбинации фигур, букв, символов или знаков. С этой же целью уместно использовать загадки типа «Составь слово», всевозможные шарады, метаграммы, «загадки- путаницы».

Но при традиционном применении даже такого интересного вида работы,  как загадка может  «притупиться»  интерес детей. Поэтому я стараюсь разнообразить формы включения загадок в учебный материал занятия. Здесь опять уместно использование петрушковых кукол. У нас появился персонаж- Бабушка - Загадушка, которая « приносит» детям загадки в корзинке, сундучке и т.п.

Актуальной проблемой в работе с учащимися, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Наличие этой коммуникативной функции способствует формированию полноценной личности, школьной мотивации, усвоению учебной программы, психологической комфортности в коллективе. В классической логопедической литературе процесс развития связной речи основывается на репродуктивной деятельности учащихся. Многократное воспроизведение информации способствует запоминанию речевого высказывания и формирует навык связного словесного общения, но не стимулирует познавательной активности и развития целенаправленной речевой деятельности. Поэтому остро встает проблема применения приемов, стимулирующих речевую активность.

Одним из таких приемов, создающих ситуацию, которая  стимулирует  потребность ребенка в речевых высказываниях, является упражнение « составь целое из частей». Мною изготовлено большое количество наборов подобного вида. Например: к иллюстрации сказке « Маша и медведь» предлагаются такие задания:

- Составь картинку целиком из пяти частей.

- К какой она сказке?

- Какой был медведь? (большой, бурый, неуклюжий)

- Какая была Маша? ( умная, догадливая)

- В чем сидит Маша?

- Назовите 1 звук в этом слове?

- Назовите другие слова с этим звуком.

Яркость, красочность зрительных образов поддерживают неподдельный интерес ребенка к работе и формируют навыки связных высказываний.

Эффективность коррекционного обучения может быть существенно повышена при использовании элементов метода замещающего онтогенеза, помогающих развитию пространственного гнозиса – одного из главных психических процессов в создании первичной базы для формирования речи детей. Восприятие пространства основывается на зрительной ориентировке, поэтому в занятиях необходимы внезрительные компоненты восприятия пространства (слуховые, вестибулярные, кожно-кинестетические). В этой связи активное использование на занятиях самомассажа способствует более успешному преодолению нарушений речи. И, конечно, дети с большим интересом воспринимают необходимость самомассажа, если он предлагается в форме игры. Мы делаем его с помощью куклы-солнышка. Логопед с надетой на руку куклой обращается к детям со словами:

-Солнечный лучик заглянул тебе  в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями на  лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, руки. Он забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Без тесного сотрудничества с родителями, без их заинтересованности в результатах логопедической работы трудно добиться положительной мотивации к обучению и у детей. Поэтому взаимодействие с родителями, считаю одним из важнейших направлений в коррекционной работе. В начале учебного года стараюсь как можно больше узнать о ребенке и его семье, его речевом развитии. С самого начала пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником. На первом родительском собрании рассказываю о том, чем будем заниматься в  течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. Использую в работе с родителями следующие формы: индивидуальные консультации, информационные стенды, папки- передвижки. В этом учебном году изготовила новый логопедический уголок: « На беседу к логопеду», из сменных материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации.

Использование перечисленных средств, приемов на логопедических занятиях повышает учебную мотивацию, позволяет учащимися легко усваивать изучаемый материал, вносит элемент занимательности, реализует игровые моменты, дает возможность удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.

Сравнительный анализ логопедического обследования речевого развития детей, посещающих логопедические группы в 2010- 11 учебном году позволяет сделать выводы о положительной динамике в речевом развитии детей- логопатов.

Первоначальная диагностика показала  самый высокий уровень успешности у 2 человек, что составляет 7%. 3 уровень успешности у 4 человек или 11, 4%. 2 уровень- 13 человек- 37% и 1, самый низкий уровень показали 15 человек, или 43% детей - логопатов. Повторная диагностика, которая проходила в мае: 4 уровень показали 5 человек- 17,5%, 3 уровень- 10 детей- 35,5%. 2 уровень- 10 детей- 35,5%  и 1 уровень- 3 ребенка- 11%.

 (Графики представлены в приложении №7)

 

В 2011- 2012 учебном году полное коррекционное обучение прошли 29 учащихся. При первичном обследовании 1 ( самый низкий уровень) успешности речевого развития показали 43% обследованных детей, 2 уровень- 40%, 3 уровень- 10% и самый высокий 4 уровень- 7% детей.

 Повторное обследование в мае выявило следующие результаты:

1 уровень- 12% детей, 2 уровень- 35%, 3 уровень- 38%, 4 уровень- 15%, т.е произошло снижение % детей с низким (1 и 2)  уровнями речевого развития и повышение % детей с высокими( 3 и 4) уровнями успешности речевого развития, что наглядно видно из представленных диаграмм.

Итак, мы видим положительную динамику речевого развития: снижение % детей с низким 1 и 2 уровнем успешности и повышение % детей с высоким ( 3 и 4) уровнем успешности, т. е проведенная логопедическая работа принесла положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по русскому языку с учащимися 4 класса, имеющими повышенную мотивацию к обучению.

Программа  для внеурочных занятий по русскому языку содержит пояснительную записку, методические рекомендации и тематическое планирование....

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

Трудности первоклассника. Развивающее занятие, направленное на повышение адаптации детей к школе.

Начало школьной жизни - это важный этап в процессе школьного обучения. Многие дети испытывают трудности в учёбе и общении в классном коллективе. Школьная дезадаптация требует  дополнительных усил...

Внеклассное занятие по теме "Бытовые объекты повышенной опасности"

Внеклассное мероприятие в 3 классе по теме "Бытовые объекты повышенной опасности"...

Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время

   Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...

Статья «Повышение качества занятия с детьми через использование здоровье-сберегающих и современных технологий .»

        От правильной организации занятия , уровня его рациональности во многом зависит эмоциональное и  работоспособное, функциональное состояние школьников в про...

Статья «Повышение качества занятия с детьми через использование здоровье-сберегающих и современных технологий .»

laquo;Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармо...