Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время
статья по теме

Вишневская Людмила Юрьевна

 

     Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вишневская Л.Ю.

Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время

                                                                                                    “Все наши замыслы, все поиски и построения                      

                                                                                                      превращаются в прах, если у ученика нет

                                                                                                      желания учиться”.

                                                                                                                                                  В.А.Сухомлинский

     Каждому педагогу известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

     Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех.

     Мотивация - одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”

     Многое здесь зависит от мастерства педагога, от его умения организовывать учебно-воспитательный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов. Нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать

     Формирование мотивации на занятиях во внеурочное время - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня.

     Для повышения мотивации учащихся на занятиях  использую следующие виды работ.

  1. Одним из наиболее действенных приёмов  является дидактическая игра. Она применима ко всем типам занятий. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к деятельности резко возрастает, работоспособность повышается, дети тренируют свои силы, развивают способности и умения, дидактическая игра помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание.

Игра «Мячик» (Тема. Поговорим о доброте.)

     Передаём по цепочке мячик, принимающий называет качество доброго человека, тот, кто допустил ошибку или не назвал слово, выходит из игры. Победитель получает приз (жетон).
Например: отзывчивость, скромность, вежливость, воспитанность, справедливость, доброжелательность…

Игра «Шифровщик» (Тема. Дружбой дорожить умейте!)

     Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должна получиться пословица:  Друг познаётся в беде.

Ученик, первым выполнивший задание, получает жетон. Кто быстрее?

Игра «Что изменилось?» (Тема. Мы – пешеходы.)

 Воспитатель на магнитной доске выставляет дорожные знаки. Дети должны назвать дорожные знаки. Затем учитель предлагает детям закрыть глаза и быстро меняет местами, например, два крайних знака. Открыв глаза, ученики замечают, что знаки поменяли местами. Кто самый внимательный?

Игра «Четвёртый лишний» (Тема. Путь к доброму здоровью.)

      Игра развивает логическое мышление, внимательность, память, доказательную речь, повышает общий уровень развития детей.

Правила игры просты: ребенок определяет «лишнее» слово и объясняет свой выбор.  

Игра «Кто чем занимается?» (Тема. Профессии.)

     Дети должны написать, чем занимается человек определённой профессии.

Например,  повар… (варит еду), врач… (лечит людей)…

Игра «Самая-самая» (Тема. Профессии.)

     Дети должны написать профессии, которые в наибольшей степени  соответствуют данной характеристике.

Например, самая сладкая профессия – кондитер…

Игра «Кто так говорит?» (Тема. Профессии.)

     Дети должны вспомнить и написать профессии, человек какой профессии так говорит.

Например, «Кому добавки?» (повар).

                   «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог)…

Игра «Макарончики» (Тема. «Профессии».)

     Дети должны соединить рисунок и слово.

Игра-лото «Знаю все профессии»

     Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребенку предлагается карта, на которой изображен представитель профессии (милиционер, учитель, врач, повар и другие). Ведущий показывает карточку, с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии он соответствует и почему, и выложить его на соответствующую карту. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно закроет свои карты.

Игра-лото «Профессии»

     Один ведущий, а четверо заполняют карточки,  выигрывает тот, кто первым заполнит свои карточки.

  1. Использование на занятиях  кроссвордов, загадок, ребусов вызывает у учащихся положительную мотивацию, а трудный материал  усваивается  значительно легче.

3. При проведении бесед для повышения мотивации можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Беседа может носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.  Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы  могут быть успешными.

     4. Нестандартные формы проведения занятий. На них учащиеся чувствуют себя более раскрепощено,  

         не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в данный урок.

  • Своя игра «Я шагаю по улице»
  • Викторина «Мы – россияне!»
  • Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных?»
  • Игра путешествие «В царстве вежливости и доброты»
  • Интеллектуальный марафон «Самый умный»
  • КВН «Мы за здоровый образ жизни»
  • Урок-соревнование «При пожаре не сидим, набираем 01»
  • Поле чудес «Русский народный быт»…

  1. Повышению мотивации на занятиях также способствуют  ИКТ, красочная наглядность, сказочные герои.

     Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Предложенные приемы позволят педагогу содержательно решать задачу повышения мотивации учащихся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех.

 

Resource id #960

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Эффективные приёмы рефлексивной деятельности младших школьников

Эффективные приёмы рефлексивной деятельности младших школьников...

Приёмы повышения мотивации у школьников

Приёмы повышения мотивации...

Использование новых приёмов фиксации ошибок в письменных работах по русскому языку как эффективное средство повышения грамотности младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у школьников - одна из основополагающих задач при обучении русскому языку.  Как научить ребёнка грамотно писать? Этот вопрос волнует каждого учителя, ...

Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

        В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.     Повышение уровня учебно...