Приёмы повышения мотивации у школьников
статья (2 класс)
Предварительный просмотр:
Приёмы стимулирования и мотивации
познавательной деятельности учащихся
Создание комфортной среды для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся предполагает:
1. Доброжелательные отношения между учащимися,
2. Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний),
3. Отношения сотрудничества «Учитель - ученик»,
4. Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:
- культура общения;
- доброжелательный тон;
- искренность эмоций;
- эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;
- чувство юмора;
- невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);
- голосовые средства;
- интонация, умение чувствовать и держать паузу.
Положительные переживания, связанные с учением
1. Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.
2. Ситуация успеха.
3. Включение в групповую деятельность.
4. Радость от преодоления трудностей.
5. Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.
6. Предъявление требований.
7. Приучение к выполнению требований.
8. Оперативный контроль за выполнением требований.
9. Удивление.
10. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.
11. Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.
12. Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.
Непосредственно познавательные мотивы
1. Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.
2. Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.
3. Показ недостаточности имеющихся знаний.
4. Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем;
5. Создание проблемных ситуаций;
6. Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора);
7. Организация познавательных игр;
8. Вовлечение в дискуссию;
9. Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов;
10. Планирование целей и задач обучения самим обучаемым;
11. Чередование форм и методов обучения;
12. Тестирование знаний и умений;
13. Использование интерактивных компьютерных средств.
Основными компонентами мотивационной сферы являются:
1. Смысл учения
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- вера учителя в возможности ученика
(сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
2. Постановка целей
- совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
3. Эмоции
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий.
Уровни учебной мотивации:
1 уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2уровень – хорошая мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень – низкая мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-135302-1365447088.jpg)
Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время
Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194867-1359881456.jpg)
Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-451221-1480748773.jpg)
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников
ИКТ как средство мотивации повышения младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-642749-1434273514.jpg)
Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.
Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/07/picture-601119-1452167100.jpg)
Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.
Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.Психологические и возрастные особенности младших школьников на овладение иностранного языка....