Способы повышения мотивации младшх школьников
методическая разработка на тему

Татькова Наталья Александровна

В статье представлен опыт работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_povysheniya_motivatsii_obuchayushchikhsya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения (Татькова Н.А.)

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

Но, часто можно услышать от ребёнка такую фразу: «Не хочу учиться!» У таких детей отсутствует школьная мотивация.

Мотивация - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация гораздо больше, чем способности .

Существует несколько видов мотивации:

Высокая мотивация обучения

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования

Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Хорошая школьная мотивация

Подобный уровень мотивации является средней нормой. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Положительное отношение к школе

Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.

Им нравиться ощущать себя учениками.

Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация

  • Эти дети посещают школу неохотно
  • Предпочитают пропускать занятия.
  • На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
  • Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении:

  • Они не справляются с учебной деятельностью.
  • Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
  • Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.
  • Ученики могут проявлять агрессию.
  • Отказываться выполнять задания.
  • Следовать тем или иным нормам и правилам.
  • Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Причин спада школьной мотивации много, но психологи утверждают, что причина эффективной школьной мотивации на самом деле одна!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС, проявление самостоятельности в выполнении любого задания.

Мотивированные дети – это самостоятельные дети.

Для формирования мотивации учения младших школьников я использую активные формы работы. Я СТАРАЮСЬ СТРОИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ШКОЛЬНИК БЫЛ РАВНОПРАВНЫМ ЕГО УЧАСТНИКОМ. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.(Помогает старшая школа, библиотека).

 Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке математике можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки математики и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Для развития познавательного интереса служат нестандартные формы уроков. При подборе заданий для таких уроков я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям:

- задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку;

-иметь практическую направленность

-быть поучительными

-расширять кругозор ;

-доступны для основной массы обучающихся

Я использую различные формы нетрадиционных уроков(конкурсы, викторины, КВН), уроки, основанные на фантазии, уроки – путешествия, интегрированные уроки, самостоятельная работа с элементами творчества, выставки, конференции, экскурсии, проектная деятельность.

  • Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
  • «Найди лишнее число в каждом ряду»,
  • «Зачеркни его»,
  • «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
  • «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
  • «Запиши его». За время работы мы обратили внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
  • Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Проектная деятельность

Ученики с 3 класса выбрали тему  для исследования и работали с ней в течение учебного года. В мае они защищали свои проекты, путем голосования и оценки учителя, выбрали самые интересные, емкие проекты, которые дети будут представлять на научной конференции «НОУшонок». Один из таких проектов  я представила на Международном конкурсе «На крыльях таланта» в номинации «Моя коллекция» Басалаев Дмитрий был награжден дипломом 1 –ой степени, отмечен школьной стипендией

Повышает мотивацию учения использование современных технологий

1.Использование слайд  -  презентаций.

2.   Использование ресурсов  Internet.

3.   Компьютерные тесты.

4.   Работа с демонстрационными материалами.

5.   Работа с электронными учебниками.

Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный микроклимат на уроке, вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

У нас в классе рядом с уголком класса размещена своеобразная доска почета «Гордость класса». Ежедневно она меняется, дети хотят видеть свою фотографию, стремятся к успехам, огорчаются, когда фото убирают и особенно стараются перед род. Собраниями. Ведь родители ими очень гордятся.

  • Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.

Рефлексия – размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Особенностью этой деятельности является следующее:

1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».

2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения.

Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находитьболее верное решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать сигнал ответа:

- Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;

- Синий квадрат – могу доказать.

За отметкой, выставленной в дневнике, в журнале невозможно разглядеть личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его творческий потенциал. А портфолио становится»историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося.Каждый ребенок в классе может похвастаться своим портфолио, у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё и небольшие достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом, учатся друг у друга оформлению.Здесь важен дух соревнования, стремление к приобретению новых знаний, желанию учиться, трудиться, что повышает  мотивацию учения.

 «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Мать Тереза

Эта   мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей рав...

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников...

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах-способ повышения мотивации младшего школьника

Всероссийские дистанционные  олимпиады. конкурсы - самая массовая и наиболее успешная форма развития одарённости школьников с помощью Интернет-технологий.    ...

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...