Формирующее оценивание, как способ повышения мотивации к обучению младших школьников.
статья на тему

Кондрашова Надежда Витальевна

Эта статья раскрывает понятие формирующие оценивание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kondrpashova_n.v._gbou_sosh_no223.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание, как способ повышения мотивации к обучению младших школьников.

Распознать, выявить, раскрыть,

взлелеять, выпестовать в каждом ученике

его неповторимо-индивидуальный талант

- значит поднять личность

на высокий уровень расцвета

человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Задача современной школы заключается в том, чтобы не только дать определённую сумму знаний, но, прежде всего, научить ребёнка ориентироваться в безграничном потоке информации и применять полученные знания на практике, что является важным этапом на пути к саморазвитию и непрерывному образованию. Это подтверждается и новыми федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения (ФГОС), предполагающими применение системно-деятельностного подхода в обучении. Кроме этого, современная школа должна воспитывать ученика, способного использовать универсальные учебные действия на практике, строить свой индивидуальный маршрут. Именно эти компетентности учащихся позволяют говорить о качестве системы образования, реформирование которой нацелено на его повышение. Наиболее значимым показателем качества образования является оценивание учебных достижений учащихся, поскольку именно оценка позволяет соотнести результаты образования с планируемыми целями, выявить проблемы обучения посредством обратной связи между учителем и учащимися.

Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.  Интерес к обучению  падает, ребёнок старается заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям,  появляются обиды, страхи.

Отсюда вытекает важная проблема, имеющаяся в современном образовании: как с помощью оценки усилить мотивацию обучающихся для повышения уровня своих учебных достижений и качества образования?

Подобную проблему поднимает Г. А. Цукерман: «Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской оценки или хотя бы не только  ради неё?» [6].

Одним из эффективных средств повышения уровня учебных результатов является формирующее оценивание. М. А. Пинская, которая одной из первых в нашей стране начала изучать и внедрять технологию формирующего оценивания, называет его «оцениванием для обучения», которое позволяет «взять в свои руки контроль за своим обучением» самим учащимся [4].

Требования ФГОС отвечают формам и методам осуществления формирующего подхода к оцениванию учебных достижений школьников, укрепляя его как неотъемлемую часть обучения. Кроме этого, как утверждает Е.К. Михайлова, оценивание должно приобрести формирующую функцию, т.е. получить направленность на формирование индивидуальных учебных достижений учащегося [3]. Оно должно стать средством обучения.

Формирующее оценивание – это оценивание для обучения.   Оно необходимо как учителю, так и ученику для того, чтобы проводить диагностику, как идёт процесс обучения/учения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Основные принципы такого оценивания связаны прежде всего с особенностями возраста.

Для учеников начальной школы характерны следующие принципы:

Центрировано на ученике.

Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Разносторонне результативно.

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Учителя также должны работать более концентрированно. Необходимо постоянно спрашивать себя: «Какие наиболее существенные знания и умения  должны  освоить дети в текущем учебном году?; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; « Как я могу помочь им учиться лучше?».

Формирует учебный процесс.

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Непрерывно.

Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель должен получать от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Учителя обязаны поддерживать этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя должны опять запускать механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

Коренится в качественном преподавании.

Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практики - включив механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, - практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Учитель, прежде всего, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, проводит диагностические работы, работает с результатами домашней самостоятельной работой, проводит проверочные работы по итогам выполнения домашней самостоятельной работы и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в учебную деятельность, происходящую в классе.

Технология формирующей оценки представляет собой единство алгоритма деятельности учителя и ресурсов, обеспечивающих реализацию алгоритма. Принципиально алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки можно представить в виде следующих последовательных действий:

  1. Определение планируемых результатов обучения.
  2. Организация деятельности учащегося по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов.
  3. Сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.

Таким образом, помимо традиционных инструментов учителя (методик, пособий и т.п.), обеспечивающих достижение учащимися тех или иных образовательных результатов, данная технология предполагает использование двух нестандартных ресурсов:

  1. Ресурсы для планирования образовательных результатов:

-требования к уровням достижения образовательных результатов, позволяющие ранжировать знаниевые образовательные результаты учащегося в зависимости от объективной сложности умственных операций, которые он совершает с присвоенным содержанием

-темы (раздела);

-требования к деятельности учащегося, реализуемой на произвольном содержании, задающая уровни сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности.

  1. Инструмент организации обратной связи.

В своей работе я использую такие приёмы и методы оценивания как  самооценка, взаимооценка, модели оценивания, рейтинговый лист, стенд результатов, портфолио ученика, рефлексию.

С 1 класса дети включаются в  творческий процесс  формирующего оценивания, приобретая навыки и привычку к самооценке, взаимооценке, самоконтролю, участию в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Формирующее оценивание позволяет управлять процессом формирования знаний, умений, устранить возможные пробелы. Его становление начинается в период обучения грамоте  и проходит в несколько этапов.

 Первый  этап связан с качественно-эмоциональным оцениванием. Обучающиеся договариваются и обсуждают  основные правила работы на уроке. В первые дни  обучения особое внимание уделяется созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. В классе появляется экран «Наши достижения». Обучающиеся получают фишки с разными изображениями (каждое изображение соответствует предмету: буквы- чтение, карандашик- письмо,  цифра-математика и т.д.)  за активное участие  в работе на уроке, интересный ответ, умение правильно организовать работу в паре и т.д.  Таким образом, осуществляются первые шаги по формированию личностных и регулятивных универсальных учебных действий. 

 Второй этап начинается со второго месяца обучения. Он связан с освоением  важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки.  В тетрадях учеников появляются «волшебные линеечки».  Первоначально  мы  с учениками обсуждаем  два критерия  оценивания: правильность и аккуратность. Значение этих шкал обсуждается через их противопоставление. Постепенно в данной шкале отражаются  другие умения, связанные с прохождением учебного материала.  

В начале обучения контроль и оценку работы ученик осуществляет под руководством учителя. При этом под контролем понимается контроль правильности и полноты выполненного задания.  Для уточнения детского понимания смысла разных критериев используется фронтальное обсуждение заданий, выполненных учителем на доске от своего имени или от имени какого-либо персонажа. На данном этапе учитель целенаправленно обучает учащихся оценочным суждениям.   «Я правильно оценила? А как вы считаете? Верно ли я рассуждаю?» Если дети  видят несоответствие, то  им  тоже приходится вести оценочные суждения. Если все согласны с оценкой - обводим её в кружок, если не согласны, мелком другого цвета дети ставят свою. Также поступает и учитель: согласна с оценкой ученика - обводит, не согласна - ставит свою (выше или ниже) или знак вопроса. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения, в котором начинается объективация критериев оценивания.  Начиная со 2 полугодия 1 класса, обучающиеся  переходят к третьему этапу формирования контрольно-оценочной деятельности.  В учебный процесс включаются разные способы  оценивания:  выработка критерий, самооценивание по образцу (эталону),  пошаговый     контроль и оценка  в соответствии с эталоном, взаимоконтроль. Для формирования адекватной самооценки на уроке используется как прогностическая (оценка предстоящей работы) так и ретроспективная оценка (оценка выполненного задания).

     Основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности.  

Критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. В 1 классе ведущая роль принадлежит учителю,  Он предлагает выбрать критерии из предложенных, начиная со 2  класса обучающиеся уже самостоятельно предлагают свои критерии.  Когда критерии сформулированы и зафиксированы, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания. 

   Критерии  тесно связаны  с изучаемым материалом и умениями, которыми должен овладеть обучающийся при изучении той или иной темы.  Они  представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Таким образом, осуществляется пооперационный контроль за формированием определённого способа действия. Критерии вырабатываются  на уроке открытия знаний или по мере освоения нового учебного материала, например, в конце урока учитель с детьми подводит итоги изученного: «Что мы сегодня узнали нового?», ребята называют новое для них умение и фиксируют его в тетради достижений для того, чтобы впоследствии отследить его усвоение.

Это дает обучающемуся возможность понять, чему он научится в результате изучения данной темы и на что следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы.  Таким образом, ученик становится субъектом, активной стороной своей учебы. Критерии фиксируются у ученика в тетради достижений. Тетрадь достижений – то средство, которое помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть свое движение в каждом умении и определить (возможно, с помощью взрослого), в каком направлении ему нужно приложить особые усилия или можно они двигаться дальше. Родители  также работают с  тетрадью достижений и  владеют информацией об успехах своего ребенка. При желании они могут заниматься с ребенком дополнительно, весьма целенаправленно. В тетради достижений фиксируются эталоны как образцы правильного применения правил, алгоритмы.   В 1 классе формирующее оценивание основывается на критериях с использованием волшебных линеечек, лесенок успеха. Далее для фиксации результатов оценочной деятельности начинают используются и  специальные таблицы по месяцам (оценочные листы для оценки деятельности на уроке). В таблице по вертикали имеются значки, которые отображают различные виды работ. По горизонтали отмечается дата, на каждый день приходится 3 графы: для прогностической отметки ученика, для отметки выполненной работы и для отметки учителя.

     Прогностическая отметка - это самооценка предстоящей работы. Ученики делают прогноз, как они смогут выполнить предстоящую работу, и ставят себе предполагаемую отметку. Затем учитель или сами ученики исправляют ошибки. А уж потом ученик оценивает повторно свою работу и ставит вторую отметку за данное задание. И в третьей графе будет отметка учителя. Итоговая отметка за урок складывается из суммы отметок, полученных за урок учеником. Использование таких сводных таблиц с фиксацией результатов позволяет ученику видеть свое продвижение. Это своеобразный мониторинг каждого ученика и один из способов формирования универсальных учебных действий. Примеры внедрения формирующего оценивания для школьников   позволяют сделать выводы, что применяемый ими на практике данный подход:

1) способствует установлению в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;

2) воздействует на изменения в существующем положении в школе, когда учитель - единственный критик и судья представленной работы, что часто вызывает у учащихся ощущение, что их деятельность оценена неверно и несправедливо.

Для проведения самооценки использую такие вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Примеры организации работы.

1. Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

2. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшатьиполяну цветами и т.д.

3. Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

4. «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.

Данные приемы формирующей оценки универсальны, их можно использовать не только в начальной, но и старшей школе.

Таким образом, в  настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.

В данной работе рассмотрены элементы формирующего оценивания. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель создаёт условия для мотивации ученика.
  5. Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.

Таким образом, переживания ученика зависят не только от того, какую оценку он получит, но и от того, как учитель стремится построить оценочную ситуацию. При этом значение имеют относительно-нормативная ориентация учителя, его ожидания по отношению к конкретному ученику, специфика контроля за учебной работой, виды используемых оценок, общий эмоциональный фон. Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся.

Школьная оценка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя ее.  глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей - родителей, родственников, учителей, одноклассников - очень существенно, «отличник» ребенок или, скажем, «троечник», при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму. С психологической точки зрения отметка очень сильно влияет на учебную мотивацию.

Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.

Список литературы:

  1. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. –  2-е изд. – М.:Просвещение, 2014.
  2. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole
  3. Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.
  4. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
  5. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  6. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
  7. Техники внутриклассного оценивания – сайт для учителей: http://www.flaguide.org/intro/intro.php
  8. Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников...

Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...

модифицированная программа для повышения мотивации читательской деятельности младших школьников "Читалия"

Данная программа поможет повысить мотивацию читательской деятельности у младших школьников...

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира...

Практические рекомендации родителям по теме "Повышение мотивации к учению младших школьников"

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?...

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность  как средство повышения мотивациик обучению младших школьников...