Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
статья на тему

Алексеева Анна Алексеевна

доклад с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему

«Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников»

выполнила Алексеева Анна Алексеевна

учитель начальных классов 

индификатор 219-154-324

СЛАЙД № 1 (Приложение 1)

   Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

   Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

   Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям  целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

   Ещё несколько лет назад моё представление об интегрированном уроке было весьма поверхностным, как и , наверное, у многих учителей. Мне казалось, что интегрированный урок должен занимать по времени два урока, объединяя два разных предмета. Используя на уроках межпредметные связи, элементы творческой деятельности, я думала, что занимаюсь интеграцией.

   В течении нескольких последних лет мне посчастливилось побывать на интегрированных уроках в школах города Орехово-Зуево. Я увидела урок в МОУ СОШ №6, на котором дети занимались математикой и чтением: решали задачи на движение и познакомились со стихотворением Р. Киплинга «Из Ливерпульской гавани…»

   Посетила урок  в лицеи, где учитель начальных классов совместно с преподавателем русского языка и литературы знакомили четвероклассников с приёмами написания сочинения-описания, осуществляя одновременно преемственность в обучении: начальная школа-среднее звено.

   Была я на прекрасном уроке в МОУ СОШ №11, на котором учитель начальных классов и учитель музыки интегрировали урок литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и урок музыки по теме «Опера Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

   Все увиденные мною уроки были интересными, безупречно подготовленными и великолепно приведёнными. На этих уроках я искренне восхищалась высоким профессионализмом моих коллег. Но всё таки на вопрос: что такое интегрированный урок? так и не нашла конкретного ответа. Пытаясь самостоятельно изучить эту тему, я пришла к некоторым выводам, с которыми хочу поделиться в этом докладе.

СЛАЙД №2 (Приложение 1)

   Начну с определения понятия «интеграция». В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.

СЛАЙД № 3(Приложение 1)

    Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С.И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; Г.И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира; И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения ; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческих-научного

миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы.

СЛАЙД № 4 (Приложение 1)

   Более точно и объёмно, на мой взгляд, дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

СЛАЙД № 5 (Приложение 1)

   Мне думается, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе. Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

СЛАЙД № 6 (Приложение 1)

   Есть три уровня интеграции:

внутрипредметная - интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока.

транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

В начальной школе содержание интеграции может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.

   Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демократа, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах.

СЛАЙД № 7(Приложение 1)

   И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой - объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

   К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности - письмо и чтение - для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния - однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребёнком приёмов соотнесения устной и письменной речи.

   Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это - интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.

   Во второй половины 80-х годов интегративные подходы в

отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение. Остро встаёт вопрос о создании интегрированных курсов.

 Такие курсы в начальной школе дело не новое.  Природоведение - подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интергративный  характер.   Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня:  например, уроки обучения  грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированный урок.

СЛАЙД № 8 (Приложение 1)

   Безусловно интегрированным курсом можно считать учебный курс А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

СЛАЙД № 9 (Приложение 1)

   Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» также относится к интегрированным курсам. На уроках по этой программе вводится игровая драматургия, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

СЛАЙД № 10 (Приложение 1)

   Пример интегрированного курса может служить авторская разработка Н. Б. Шумаковой «Одаренный ребенок», направленная на развитие у ребенка целостной картины мира и понимание места в ней человека. В основу программы положены не отдельные факты и предметы, а обобщения и большие философские темы, что обеспечивает широту и насыщенность содержания.

    Интегрированный курс «Мир и ребенок» (Н. В. Уварина). Он построен на основе «стратегии обогащения», разработанной Дж. Рензули. Цель курса не только в раскрытии учащимся тем, идей, областей знаний, но и выявление, развитие способностей, которые впоследствии могут привести к самостоятельному исследованию и определению выбора дальнейшего пути.

  Данная цель достигается через решение следующих задач:

— создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;

— развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;

— формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;

— развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

   Интегрированный эстетический курс для начальной школы» Л. П. Ильенко . Основу разработанного содержания эстетического курса составляют программы предметов искусства (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка). Предложено тематическое планирование уроков для учащихся начальных классов, разработанное на учебный год из расчета 4 часа в месяц.

    Конструирующими, стержневыми в предлагаемом курсе являются уроки литературного чтения в 1—4-м классах, учебный материал, которых взаимопереплетается на каждом этапе урока с изобразительным искусством и музыкой, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели — образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

   Программа «Зелёный дом» А. А. Плешакова. Она представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. На первом этапе обучения (1-й и 2-й классы школы «1—4») дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а в последующих классах изучают природоведение. Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладеть определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными — «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», — что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

   Конечно, использовать эти курсы в своей работе учителя начальных классов не всегда могут, по разным причинам, но подготовить интегрированный урок по силам многим педагогам.

СЛАЙД № 11 (Приложение 1)

    Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интергированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.

   Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

    • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

    • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях

    • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

    • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

    На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

СЛАЙД № 12 (Приложение 1)

       Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал; продумать и изготовить на предыдущих уроках нужные в практической работе заготовки. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя  должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

   Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала - нелёгкая задача для учителя.

   Я бы не советовала злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату - снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

СЛАЙД № 13 (Приложение 1)

    Типы и формы интегрированных уроков

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

ФОРМЫ УРОКА:

урок-путешествие;

урок-исследование;

урок-экскурсия;

мультимедиа- урок;

проблемный урок.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

    Следует разделять традиционный и современный уроки.

   Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

   Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

   На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

ФОРМЫ:

урок-практикум;

урок-сочинение;

урок - деловая или ролевая игра;

комбинированный урок;

путешествие.

  Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

    Задачи:

образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:

воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Тип урока: применение знаний на практике.

ФОРМЫ:

ролевые и деловые игры;

практикумы;

уроки защиты проектов.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

 На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Тип урока: урок повторения.

ФОРМЫ:

повторительно-обобщающий урок;

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

театрализованный урок (урок-суд);

заключительная экскурсия;

урок-анализ контрольных работ;

урок-беседа.

 

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

  Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

  На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

СЛАЙД № 14(Приложение 1)

   Безусловно, любой из перечисленных типов уроков прекрасно подготовленный учителем в традиционной форме будет ценен для образования, но мне бы хотелось ещё раз перечислить преимущества интегрированного урока:

 1. Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

СЛАЙД № 15 (Приложение 1)

    В заключении своего доклада, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.

 

СЛАЙД № 16 (Приложение 1)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Феникс-2003
  2. Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе, или как создать у младших школьников целостную картину мира. Новая школа-2002
  3. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Учитель-2008
  4. Васильева Н.В. Интегрированные уроки в 1 классе. ВАКО-2009

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=23224&tmpl=lib

http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=33571&page=3

http://referatiya.ru/referaty/show_referat.php?referat=62067

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00043229_0.html

http://www.sibuch.ru/article.php?no=426

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000043229.html

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детский дом- школа»

городского округа Орехово-Зуево

ДОКЛАД

по теме

«Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников»

  мастер - класс «Формирование положительной мотивации в процессе обучения» на уровне городской педагогической секции учителей начальных классов

17 ноября 2009 года

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование позитивной коммуникации с семьей младших школьников.

В данной статье рассматриваются актуальность темы взаимодействия семьи и школы, а также условия необходимые для успешного взаимодействия учителя и родителей младших школьников....

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...

Доклад на тему "Интегрированный урок как средство позитивной мотивации в обучении младших школьников"

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.Специфика ...

Интегрированный урок как средство формирования УУД младших школьников

Формирование УУД у младших школьников посреством применения интегрированного урока...

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность  как средство повышения мотивациик обучению младших школьников...


 

Комментарии

Слободян Елена Анатольевна

Интересная статья!