Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников
презентация к уроку

Игнатьева Виктория Владимировна

Проектно-исследовательская деятельность  как средство повышения мотивации

к обучению младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyat._mladshih_shkolnikov.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников

Слайд 2

1. Актуальность использования исследовательской и проектной технологий обучения

Слайд 3

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека , а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

Слайд 4

Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном необходимы каждому человеку.

Слайд 5

Д етская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Слайд 6

Цель и основной результат начального образования - развитие личности ребенка на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира . В связи с этим возникает необходимость подготовить учащихся к такой деятельности , которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и позволяет адекватно оценивать свою работу .

Слайд 7

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Слайд 8

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Слайд 9

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Слайд 10

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слайд 11

Поэтому сегодня приобрели особую актуальность исследовательские и проектные методы обучения. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Слайд 12

Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования : начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно , так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

Слайд 13

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательские методы обучения предполагают организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя . Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Слайд 14

Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

Слайд 15

Проект – это шесть П Предлагаемый порядок действий: 1. Проблема. 2. Проектирование (планирование). 3. Поиск информации. 4. Продукт. 5. Презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио , т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Слайд 16

Этапы работы над проектом П П П П П Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация

Слайд 17

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Слайд 18

1 . Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. 2. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проекто м. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сам по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. 3. Кроме того, проектная деятельность межпредметна . Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Слайд 19

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации.

Слайд 20

2. Исследование и проект Что же такое проект и исследование ? В чем их сходство и различие? Нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей с точки зрения современной образовательной практики.

Слайд 21

Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Слайд 22

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи»

Слайд 23

Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Слайд 24

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Слайд 25

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Слайд 26

Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект – это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. И метод проектов, и исследовательский метод нацелены на развитие познавательных умений и навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение интегрировать знания из различных областей наук, умение критически мыслить.

Слайд 27

Отличительные черты исследовательской деятельности и проектной деятельности Критерии отличия Проект Исследование Цель реализация проектного замысла уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п .

Слайд 28

с Отличительные черты исследовательской деятельности и проектной деятельности Критерии отличия Проект Исследование Гипотеза Может быть, а может и не быть. выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Слайд 29

с Отличительные черты исследовательской деятельности и проектной деятельности Критерии отличия Проект Исследование Этапы Актуальность проблемы 2. Целеполагание 3. Постановка задач 4. Планирование 5. Поиск информации , создание продукта 6. Ожидаемый результат: (Продукт, Презентация) Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов, сбор и изучение информации, определение требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; • Выполнение запланированных технологический операций Защита Анализ

Слайд 30

с Отличительные черты исследовательской деятельности и проектной деятельности Критерии отличия Проект Исследование Итог Замысел, план, творчество по плану, запланированный продукт Процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Слайд 31

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Слайд 32

Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению . В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Слайд 33

Виды проектов Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.

Слайд 34

Виды проектов Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

Слайд 35

Виды проектов Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Слайд 36

Виды проектов Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Слайд 37

Виды проектов По форме выполнения могут быть коллективные, групповые, парны е и индивидуальные. Выбор формы проекта зависит от уровня подготовленности участников, развития интеллекта, характера материала и т.д. Еще различают монопроекты и межпредметные (интегрированные) проекты. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета; могут проводиться в рамках классно-урочной системы. А межпредметные (интегрированные) – это проекты, интегрирующие смежную тематику нескольких предметов, выполняются в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Слайд 38

Учителю необходимо: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Слайд 39

Основные требования к учебному проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Слайд 40

Основные требования к учебному проекту 4. Результатом работы над проектом является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен слушателям, одноклассникам, (заказчику или представителям общественности) как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Следует помнить, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Слайд 41

Подготовка учащихся к проектно-исследовательской деятельности Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: • необходимыми стартовыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта; • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы. В связи с этим в 1 классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Слайд 42

В рамках традиционных учебных занятий можно использовать следующие приемы работы: • проблемное введение в тему урока; • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • выдвижение идеи (мозговой штурм); • постановку вопроса (поиск гипотезы); • формулировку предположения (гипотезы); • обоснованный выбор способа выполнения задания; • поиск дополнительной литературы; • подготовку сообщения; • самоанализ и самооценку, рефлексию; • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Слайд 43

Упражнения, направленные на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников

Слайд 44

1 группа упражнений. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). А) «Посмотри на мир чужими глазами». «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Задание: ребятам предлагается продолжить рассказ, представив себя водителем автомобиля, едущего по дороге; представив себя вороной, сидящей на дереве; представив себя зайчиком или лисичкой в лесу. Б)«Тема одна – сюжетов много». Придумать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… )

Слайд 45

1 группа упражнений. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). В) «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Г) «Составь рассказ, используя данную концовку». Д) «Сколько значений у предмета». Е) «Назовите признаки предмета». Ж) «Наблюдение как способ выявления проблем».

Слайд 46

2 группа упражнений. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если»,«наверное»). А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь? Б) Упражнения на обстоятельства Дается перечень слов: очки; компьютер; космический корабль; яблоко; настольная лампа; вертолёт; букет полевых цветов; морская свинка . Определить , в каком случае каждый из этих предметов будет очень полезным, а в каком случае эти же предметы будут совершенно бесполезны.

Слайд 47

2 группа упражнений. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если»,«наверное»). В) Задания на выявление причин и следствий Определи, что является причиной, а что – следствием. Подчеркни причину одной чертой: смех, шутка; мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи. утро, солнце, пение птиц, радость; снег, мороз, зима, вьюга, лёд; жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди; боль, падение, перелом ноги; пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение.

Слайд 48

3 группа упражнений. Развитие умений задавать вопросы. Вопросы можно поделить на две большие группы. Уточняющие (верно ли, что…, надо ли, создавать ли…, должен ли…).Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы состоят из нескольких вопросов. Простые можно поделить на две группы: условные и безусловные. Правда ли, что у тебя дома живёт попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котёнок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос. Восполняющие (неопределенные, непрямые, «к» вопросы). Они также могут быть простыми и сложными. Обычно включают в себя слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др. В) Игра «Угадай, о чем спросили».

Слайд 49

3 группа упражнений. Развитие умений задавать вопросы. А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли,что …?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе не должно быть явной связи. Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Чуть позже можно рассмотреть и более сложный вариант.

Слайд 50

3 группа упражнений. Развитие умений задавать вопросы. Что еще о снеге и снежинках ты хотел бы узнать? Используя ключевые слова, сформулируй 2 исследовательских вопроса и запиши. Ключевые слова: изменение, использование, чтобы было, если… Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Говорил он плохо и знал только первые слова, с которых начинаются вопросы: Кто?...Что?...Когда?...Где?...Как?...Почему?...А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину. Как ты думаешь, если бы домашние животные (твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать? Напиши два вопроса.

Слайд 51

4 группа упражнений. Учимся давать определения понятиям. 1)Загадки как определения понятий 2)Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они совсем ничего не знают о нашей планете, им известно лишь минимальное количество наших слов. Объясни им кратко и точно, что такое «апельсин», «книга», «стол», «дом». 3) Описание. 4) Характеристика. 5) Разъяснение посредством примера. 6) Сравнение. 7) Различение. 8) Учимся классифицировать. 9) Эксперимент.

Слайд 52

5 группа упражнений направлены на формирование умений работать с книгой или с текстом. Методика работы с текстом. Основная задача здесь – умение находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи. Первый этап – беглый обзор текста, его общий просмотр . Здесь можно объяснить ребенку, что не следует читать книгу «вслепую». При знакомстве с книгой сначала необходимо составить о ней общее представление. Это можно сделать несколькими способами: полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации; познакомиться с оглавлением; в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав; почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.

Слайд 53

Методика работы с текстом. Второй этап – «задать себе вопросы по поводу текста» Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в них проблем. Например: Насколько мне это интересно? Что мне известно об этой проблеме? Какие идеи вынесены в заголовки? Что нового я смогу узнать? Эти вопросы помогут сделать чтение более активным.

Слайд 54

Методика работы над текстом Третий этап – чтение. Глубокое знакомство с текстом. Четвертый этап – «выделить главное и второстепенное». выделение главной идеи на основе прочитанного текста – не такое простое дело, как это кажется на первый взгляд. Пятый этап – «резюме» . Оценить уровень содержательности текста. Структурирование текстов. Восстановление текстов. Необычное сочинение на заданную тему.

Слайд 55

Учимся делать выводы и умозаключения. Умозаключения по аналогии. Сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они схожи и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого объекта: На что похожи облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили? Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными.

Слайд 56

З адания на развитие внимания, наблюдательности, мыслительной деятельности Парные картинки, содержащие различия

Слайд 57

57 З адания на развитие внимания, наблюдательности, мыслительной деятельности на какие простые геометрические фигуры похожи деревья

Слайд 58

58 З адания на развитие внимания, наблюдательности, мыслительной деятельности нарисуйте в таблице, как будет выглядеть каждый из этих предметов сверху, слева, справа.

Слайд 59

59 Задания, направленные на развития умений давать определения. Составление и разгадывание кроссвордов

Слайд 60

60 Задания, направленные на развитие умения выдвигать гипотезы Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь? «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.

Слайд 61

61 Задания, направленные на развитие умений задавать вопросы. «Что скрывает черный ящик»

Слайд 62

62 Задания, направленные на развитие умений умения делать выводы. «Умозаключение по аналогии». На что похожи облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили?

Слайд 63

63 Задания на развитие критического мышления. Фишбоун

Слайд 64

64 Задания на развитие критического мышления. «Синквейн» Например: Друг Надежный, верный Уважает, помогает, советует Друг в беде не бросит Счастье Пятая строка- слово, выражающее чувства

Слайд 65

65 Задания на развитие критического мышления. Создание«Кластеров» (Ассоциации) Имя существительное

Слайд 66

66 Задания на развитие критического мышления. «Шесть шляп» (проблема, деление класса на 6 групп) Цвет шляпы определяет направление развития мысли: • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против . • Красная — эмоции, страсть. • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Слайд 67

67 Задания, требующие проведения экспериментов. Эксперименты по смешиванию красок

Слайд 68

Заключение Для формирования у учащихся исследовательских и проектных умений навыков можно использовать самые разные упражнения . Приведённые в качестве примера упражнения позволяют понять общую картину и показать, как можно разрабатывать собственные.

Слайд 69

Здоровья Вам и успехов!

Слайд 70

Благодарю за внимание!!!