Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
план-конспект по логопедии по теме

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно-коррекционных учреждений, учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._dlya_pechati1.doc534.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Мелехина Ольга  Васильевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ  № 5 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Логопедическая тема: Развитие просодических компонентов речи.

Лексическая тема: «Школьные принадлежности».

Грамматическая тема: Закрепление понятий: « текст», « предложение», « слово».

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:

1) Закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей.

2) Формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

3) Воспитывать навыки правильного голосоведения ( темп, ритм, паузацию речи, высоту, модуляцию голоса).

4) Учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи.

5) Работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.

6) Формировать грамматический строй речи, навыки словоизменения продуктивных форм слов.

7) Развивать умения синхронизации речи и движения.

8) Развивать оперативную слухоречевую память.

9)Развивать фонематический анализ.

10)Развивать пространственную ориентацию.

-Воспитательные:

1) Воспитывать  работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание.

2) Учить детей слушать друг друга.

-Оборудование:

Карточки, схемы предложения, слова ( для индивидуальной и фронтальной работы), кукла

(или картинка)  « Антошка».

Деятельность учителя-логопеда

1.Организационный момент

Приветствие, настрой на занятие.

2.Речевая зарядка

-Послушайте, какую весёлую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить.

               Хохлатые хохотушки

               Хохотам  хохотали:

               Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

- Что обозначает слово  хохлатые?

3. Повторение  раннее изученного  материала

-Расскажите Антошке, что такое речь.

- Какой она бывает?

- Чем устная речь отличается от письменной ?

- Для чего нужна речь?

- Какими  схемами обозначаются  предложение и слово?

- Найдите и покажите соответствующие карточки.

4. Сообщение темы урока

- Какую речь приятно слушать?

- О какой речи мы будем говорить на уроке?

- Объясните, почему вы так решили.

5. Работа  над дыханием  

- Поможет  нам провести  урок Антошка.        

- Послушайте  его, что он нам расскажет.

  ( Антошка, задыхаясь  и  прерывая слова, говорит: « Здрав-ствуйте,  ре-бята!  Я  т-а-к  торопил-ся  к  в-а-м!  По-мо-ги-те  мне!  Я,  ка-жет-ся, по-пал  в  бе-ду!  От  ме-ня  убежа-ли  шко-льны-е  при-над-леж-нос-ти!»)

- Антошка, отдышись, отдохни.

- Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа  Антошки?

- Почему?

- Приятно  ли было его слушать?

- Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

-Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому  Антошку.

             1) Перед тем как сказать, сделай глубокий  вдох  носом.

             2) Во время  речи стой  прямо, не поднимай  плечи.

             3) Соблюдай  паузы  во время проговаривания сложных предложений.

- Выполним упражнения.

-Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите  головы. Правую руку положите на живот. Вдохните ртом – животики  становятся  круглыми  ( на счёт « раз»). Выдохнули  медленно носом – животики стали  маленькими ( на счёт « два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

6. Развитие слухоречевой  памяти  

 - Вдохнули .Произносите на одном выдохе:

  Учебник, пенал.

  Учебник, пенал, карандаш.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь.

Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

-Как  нужно дышать во время речи?

7. Физминутка

-Физминутку  мы сегодня  выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи:

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали,    (Дети  шагают на месте.)

Руки – вверх!  Руки – вниз!  (Ученики выполняют соответствующие  движения.)

Влево, вправо повернись!    ( Повороты  корпусом тела.)

8. Работа  над голосом

-Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться  им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким,  средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

-Какой голос называют умеренным?

-Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

-Рассмотрите изображения трёх сюжетных картинок.  (Приложение № 1 ).

На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули ( Антошки ) убегают школьные принадлежности  ( ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал ). Над картинкой напечатаны буквы: А – А – А!

На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы  выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О – О – О.

На третьей картинке изображён Антошка,  идущий в школу. Весёлые школьные принадлежности находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э.

-Что изображено на первой картинке?

-Почему так поступают школьные принадлежности?

-Как они кричат? Прочитайте.

-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?

-Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…?

 Произнесите  так же: О – О – О.

-Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же:

 Э – Э – Э.

9.Развитие лексико-грамматических конструкций

-Отгадайте загадки.

                                               

Я с собой её ношу,                        Пишет он, когда диктуют,               Коль  ему  работу дашь-

Всё, что нужно, напишу.               Он и чертит, и рисует,                     Зря трудился  карандаш.

Замечательная штучка                 А сегодня вечерком                                ( Ластик)

Самопишущая…                           Он раскрасит мне альбом.

  (ручка)                                                  (карандаш)

-Что делают карандашом? Ручкой? Ластиком?

-Придумайте с одним из этих слов предложение.

-Покажите соответствующую схему.  

   ( │___  ___  ___ . )

-Выполните задания с этими предметами и расскажите, что вы делали.

Задание: Положить ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

Задание: Положить карандаш над линейкой, но под ручкой.

Задание: Положить ластик  справа от ручки, но слева от карандаша.

10.Развитие фонематического анализа        

Игра «Какое слово самое короткое?» с этими же предметами

( ластик, ручка, карандаш).

-Сколько звуков в слове «ручка»? Назовите их- с указанием: гласный или согласный.

-Составьте схему этого слова.  ( О О О О О )

11.Развитие умения словообразования

-Рассмотрите картинку. ( Приложение № 2)

-Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.

-Кто может объяснить, что означает слово беглец?

-Почему его так назвали?

-Кто убежал от Антошки?

-Как можно назвать Кисточку?  

-Объясните значение выражения: И след простыл.

-Когда так говорят?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?

-Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете?

-От чего зависят сила и высота голоса во время речи?

-Какое «доброе» слово помогло выполнить задание?

-Какие  ещё знаете «добрые» слова?

-Для чего они нужны?

12.Подведение итога урока

-Итак, какую же речь приятно слушать?

-Что значит правильно дышать во время речи?

-От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

-Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

Деятельность обучающихся

С чубом, с клоком шерсти или перьев на голове.

Всё, что мы говорим,- устная речь.

Всё, что мы читаем и пишем,- письменная речь.

Речь помогает нам узнать об окружающем мире, о жизни людей.

Речь состоит из предложений.

|___________. |__  __ __.

Спокойную, чёткую, красивую.

Об устной речи, потому что мы будем слушать и говорить.

Антошка говорил прерывисто, запинаясь.

Такую речь трудно слушать.

Приложение № 1

Мальчик. Школьные принадлежности убегают от него, потому что он очень грязный. Дети громко повторяют : « А – А – А!»

Антошка моет руки. Дети тихо повторяют:

«О – О – О.»

Мальчик исправился. Дети произносят уверенно : « Э – Э – Э.»

Карандашом рисуют. Ручкой пишут. Ластиком  стирают.

Например: Маша рисует карандашом.

Я положил ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

Ручка.

Беглец тот, кто убегает от кого-либо.

Кисточка.

Беглянкой.

Исчезновение, бегство кого-чего-либо.

По высоте – средним, по силе – негромким, спокойным.

От того, что мы говорим.

Пожалуйста.

Спасибо. Будьте любезны.

« Добрые» слова нужны, чтобы нас слушали и понимали.

- спокойную, чёткую, красивую.

-перед тем как сказать, сделать глубокий вдох носом. Во время речи не поднимать плечи. Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

-сила и высота голоса зависит от того, что мы говорим.

-пожалуйста, спасибо, будьте любезны.

 

Приложение №1

Приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Профилактика дисграфии у младших школьников

В данной работе мною предложены упражнения для профилактической работы по предупреждению нарушения письменной речи и чтения  у учащихся начальных классов....

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Логопедическая тема: Развитие присодических компонентов речи.Лексическая тема: "Школьные принадлежности".Грамматическая тема: Закрпеление понятий: "текст", "предложение", "слово"....

Профилактика дисграфии у младших школьников

профилактика дисграфии у младших школьников...

Профилактика дисграфии у младших школьников

Презентация содержит краткий обзор видов дисграфии и игровые упражнения на профилактику дисграфических нарушений на примере звуков [б], [б'], [п], [п'] и букв Б, П....

Профилактика дисграфии у младших школьников

Дисграфия. Что это такое?Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Р...

Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников.

   Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучени...