Главные вкладки

    Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
    план-конспект по логопедии по теме

    Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно-коррекционных учреждений, учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsp._dlya_pechati1.doc534.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    Мелехина Ольга  Васильевна,

    учитель-логопед ГБОУ СОШ  № 5 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

    Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

    Логопедическая тема: Развитие просодических компонентов речи.

    Лексическая тема: «Школьные принадлежности».

    Грамматическая тема: Закрепление понятий: « текст», « предложение», « слово».

    Задачи:

    1. Коррекционно - образовательные:

    1) Закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей.

    2) Формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

    3) Воспитывать навыки правильного голосоведения ( темп, ритм, паузацию речи, высоту, модуляцию голоса).

    4) Учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи.

    5) Работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.

    6) Формировать грамматический строй речи, навыки словоизменения продуктивных форм слов.

    7) Развивать умения синхронизации речи и движения.

    8) Развивать оперативную слухоречевую память.

    9)Развивать фонематический анализ.

    10)Развивать пространственную ориентацию.

    -Воспитательные:

    1) Воспитывать  работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание.

    2) Учить детей слушать друг друга.

    -Оборудование:

    Карточки, схемы предложения, слова ( для индивидуальной и фронтальной работы), кукла

    (или картинка)  « Антошка».

    Деятельность учителя-логопеда

    1.Организационный момент

    Приветствие, настрой на занятие.

    2.Речевая зарядка

    -Послушайте, какую весёлую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить.

                   Хохлатые хохотушки

                   Хохотам  хохотали:

                   Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

    - Что обозначает слово  хохлатые?

    3. Повторение  раннее изученного  материала

    -Расскажите Антошке, что такое речь.

    - Какой она бывает?

    - Чем устная речь отличается от письменной ?

    - Для чего нужна речь?

    - Какими  схемами обозначаются  предложение и слово?

    - Найдите и покажите соответствующие карточки.

    4. Сообщение темы урока

    - Какую речь приятно слушать?

    - О какой речи мы будем говорить на уроке?

    - Объясните, почему вы так решили.

    5. Работа  над дыханием  

    - Поможет  нам провести  урок Антошка.        

    - Послушайте  его, что он нам расскажет.

      ( Антошка, задыхаясь  и  прерывая слова, говорит: « Здрав-ствуйте,  ре-бята!  Я  т-а-к  торопил-ся  к  в-а-м!  По-мо-ги-те  мне!  Я,  ка-жет-ся, по-пал  в  бе-ду!  От  ме-ня  убежа-ли  шко-льны-е  при-над-леж-нос-ти!»)

    - Антошка, отдышись, отдохни.

    - Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа  Антошки?

    - Почему?

    - Приятно  ли было его слушать?

    - Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

    -Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому  Антошку.

                 1) Перед тем как сказать, сделай глубокий  вдох  носом.

                 2) Во время  речи стой  прямо, не поднимай  плечи.

                 3) Соблюдай  паузы  во время проговаривания сложных предложений.

    - Выполним упражнения.

    -Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите  головы. Правую руку положите на живот. Вдохните ртом – животики  становятся  круглыми  ( на счёт « раз»). Выдохнули  медленно носом – животики стали  маленькими ( на счёт « два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

    6. Развитие слухоречевой  памяти  

     - Вдохнули .Произносите на одном выдохе:

      Учебник, пенал.

      Учебник, пенал, карандаш.

      Учебник, пенал, карандаш, ручка.

      Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка.

      Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка.

      Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь.

    Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

    -Как  нужно дышать во время речи?

    7. Физминутка

    -Физминутку  мы сегодня  выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи:

    Мы сегодня рано встали

    И зарядку делать стали,    (Дети  шагают на месте.)

    Руки – вверх!  Руки – вниз!  (Ученики выполняют соответствующие  движения.)

    Влево, вправо повернись!    ( Повороты  корпусом тела.)

    8. Работа  над голосом

    -Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться  им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким,  средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

    -Какой голос называют умеренным?

    -Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

    -Рассмотрите изображения трёх сюжетных картинок.  (Приложение № 1 ).

    На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули ( Антошки ) убегают школьные принадлежности  ( ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал ). Над картинкой напечатаны буквы: А – А – А!

    На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы  выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О – О – О.

    На третьей картинке изображён Антошка,  идущий в школу. Весёлые школьные принадлежности находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э.

    -Что изображено на первой картинке?

    -Почему так поступают школьные принадлежности?

    -Как они кричат? Прочитайте.

    -Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?

    -Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…?

     Произнесите  так же: О – О – О.

    -Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же:

     Э – Э – Э.

    9.Развитие лексико-грамматических конструкций

    -Отгадайте загадки.

                                                   

    Я с собой её ношу,                        Пишет он, когда диктуют,               Коль  ему  работу дашь-

    Всё, что нужно, напишу.               Он и чертит, и рисует,                     Зря трудился  карандаш.

    Замечательная штучка                 А сегодня вечерком                                ( Ластик)

    Самопишущая…                           Он раскрасит мне альбом.

      (ручка)                                                  (карандаш)

    -Что делают карандашом? Ручкой? Ластиком?

    -Придумайте с одним из этих слов предложение.

    -Покажите соответствующую схему.  

       ( │___  ___  ___ . )

    -Выполните задания с этими предметами и расскажите, что вы делали.

    Задание: Положить ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

    Задание: Положить карандаш над линейкой, но под ручкой.

    Задание: Положить ластик  справа от ручки, но слева от карандаша.

    10.Развитие фонематического анализа        

    Игра «Какое слово самое короткое?» с этими же предметами

    ( ластик, ручка, карандаш).

    -Сколько звуков в слове «ручка»? Назовите их- с указанием: гласный или согласный.

    -Составьте схему этого слова.  ( О О О О О )

    11.Развитие умения словообразования

    -Рассмотрите картинку. ( Приложение № 2)

    -Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.

    -Кто может объяснить, что означает слово беглец?

    -Почему его так назвали?

    -Кто убежал от Антошки?

    -Как можно назвать Кисточку?  

    -Объясните значение выражения: И след простыл.

    -Когда так говорят?

    -Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?

    -Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете?

    -От чего зависят сила и высота голоса во время речи?

    -Какое «доброе» слово помогло выполнить задание?

    -Какие  ещё знаете «добрые» слова?

    -Для чего они нужны?

    12.Подведение итога урока

    -Итак, какую же речь приятно слушать?

    -Что значит правильно дышать во время речи?

    -От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

    -Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

    Деятельность обучающихся

    С чубом, с клоком шерсти или перьев на голове.

    Всё, что мы говорим,- устная речь.

    Всё, что мы читаем и пишем,- письменная речь.

    Речь помогает нам узнать об окружающем мире, о жизни людей.

    Речь состоит из предложений.

    |___________. |__  __ __.

    Спокойную, чёткую, красивую.

    Об устной речи, потому что мы будем слушать и говорить.

    Антошка говорил прерывисто, запинаясь.

    Такую речь трудно слушать.

    Приложение № 1

    Мальчик. Школьные принадлежности убегают от него, потому что он очень грязный. Дети громко повторяют : « А – А – А!»

    Антошка моет руки. Дети тихо повторяют:

    «О – О – О.»

    Мальчик исправился. Дети произносят уверенно : « Э – Э – Э.»

    Карандашом рисуют. Ручкой пишут. Ластиком  стирают.

    Например: Маша рисует карандашом.

    Я положил ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

    Ручка.

    Беглец тот, кто убегает от кого-либо.

    Кисточка.

    Беглянкой.

    Исчезновение, бегство кого-чего-либо.

    По высоте – средним, по силе – негромким, спокойным.

    От того, что мы говорим.

    Пожалуйста.

    Спасибо. Будьте любезны.

    « Добрые» слова нужны, чтобы нас слушали и понимали.

    - спокойную, чёткую, красивую.

    -перед тем как сказать, сделать глубокий вдох носом. Во время речи не поднимать плечи. Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

    -сила и высота голоса зависит от того, что мы говорим.

    -пожалуйста, спасибо, будьте любезны.

     

    Приложение №1

    Приложение №2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

    Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

    Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

    Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

    Роль профилактики в "борьбе" с дисграфией у младших школьников.

    Статья раскрывает вопрос о важности профилактики нарушений письменной речи, рациональности её проведения еще в детском саду, задолго до начала обучения ребенка в школе. Описываются пердпосылки успешно...

    Профилактика дисграфии у младших школьников

    В данной работе мною предложены упражнения для профилактической работы по предупреждению нарушения письменной речи и чтения  у учащихся начальных классов....

    Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

    Логопедическая тема: Развитие присодических компонентов речи.Лексическая тема: "Школьные принадлежности".Грамматическая тема: Закрпеление понятий: "текст", "предложение", "слово"....

    Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

    Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

    Профилактика дисграфии у младших школьников

    профилактика дисграфии у младших школьников...