Конспект логопедического занятия "Формирование языкового оформления речевого высказывания. Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении)."
план-конспект урока логопедии (2 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития. Лексическая тема "Насекомые весной". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_nasekomye.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         2 класс

Конспект фронтального занятия.

Логопедическая тема: Формирование языкового оформления речевого высказывания.

Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении).

Грамматическая тема: Предложение. Правописание предлогов со словами.

Лексическая тема: Насекомые весной.

Цель:

1. Закрепить у учащихся понятие о предложении.

Задачи:

     1. Закрепить у учащихся понятие об интонационной законченности предложения.

2. Развитие умений и навыков анализировать предложения.

3. Развивать умение составлять предложение из слов, данных в беспорядке.

4.Закрепить понятие о предлоге.

5. Закрепить умение соотносить предлог с его схемой.

6. Закрепить умение правильно писать предлоги со словами.

7. Развивать орфографическую зоркость.

8. Совершенствовать навыки словоизменения, грамматический строй и навыки связной речи.

9. Познакомить с понятием «Насекомые».

10.Расширить словарный запас по теме: «Насекомые».

11.Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.

12.Развивать общую моторику.

13.Развивать самостоятельность, самоконтроль.

14.Совершенствовать навыки общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: 

Набор цифр, зеркала, карточки со схемами предлогов, схема предложения на доске, карточки с деформированными предложениями, предметные картинки: муха, пчела, сверчок, комар; пособие «Паутина» – гимнастика для глаз, контуры насекомых, карточки - названия весенних месяцев, сюжетные картинки «Весенние пейзажи» к каждому месяцу; кроссворд, карточки - ребусы «Имена», оборудование для слухового упражнения (стрекотание сверчка, жужжание мухи, писк комара, рой пчел) на магнитофонной плёнке. 

Содержание занятия

Примерные ответы учащихся

I. Приветствие.

А) На рабочих местах учащихся разложены карточки-ребусы «Имена».

-Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место, отгадав ребус с Вашим именем.

Б) – Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.

На магнитной доске таблички с названием весенних месяцев и с народным названием месяцев. Все таблички перепутаны.

Март                             Снегогон

Апрель                          Травень

Май                               Протальник

- Переставьте таблички, объясните народное название месяца.

- Расставьте картинки так, чтобы они соответствовали названиям месяцев.

II. Сообщение темы.

- Идёт полным ходом весна. Всё живое просыпается после долгого сна. Мы уже говорили о жизни животных, птиц весной. А сегодня поговорим о…. Отгадайте о ком?

На доске – тема занятия:

- Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Наука, изучающая насекомых, называется ЭНТОМОЛОГИЯ.

- Сегодня мы поговорим о некоторых насекомых, которые одними из первых появляются весной. Кто это? Узнаете, если правильно выполните мои задания.

А) У каждого учащегося карточка:

       А   М   О   У

       У   Н   С   Р

       Н   П   Х   К

       А   Ж  Ш  Щ

- Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.

- Муха – вредное насекомое, на своих лапах переносит болезни. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью: мыть руки, закрывать пищу от мух.

Включается аудиозапись – Жужжание мухи.

Б) На доске – карточка – шифр.

                 5  2  3            1  4

                 Р О М А Ш К А

 

- Комар кусает не больно. Хуже то, что от слюны, которую он впускает в ранку, начинается неприятный зуд. Н-р, после укуса малярийного комара в организм человека могут попасть возбудители тяжёлой болезни – малярия. Сосут кровь только самки, а самцы питаются соками растений.

Включается аудиозапись – Писк комара.

 

В) Задание – грамматическая арифметика.

Карточка:

                    СВЕРЛО – ЛО + ЧОК =

- Сверчок – родственник кузнечика. Чёрного цвета, длинноусый, крупный (2,5 см). Уши находятся в голенях передних ножек. Есть полевые, домовые сверчки.

Включается аудиозапись – Стрекотание сверчка.

Г) Выставляется карточка с картинками: платье, чайник, ежи, лодка, арбуз.

- Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. Какое получилось слово?

- Пчелиная семья – 1 матка, 100 тыс. рабочих пчёл, сотни тысяч трутней. Их дом – улей. Главная польза от пчёл даже не мёд, это опыление цветов.

Включается аудиозапись – Рой пчёл.

- Об этих насекомых сегодня поговорим, будем составлять о них предложения. А чтобы больше узнать о них, я приготовила несколько заданий.

III. Повторение раннее изученного материала.

(работа с набором цифр, схемами предлогов).

- Вспомним, из чего состоят предложения?

- Как пишутся слова в предложении?

- Если я посмотрю в ваши тетрадки, то как я узнаю где начало, а где конец предложения?

- У вас на партах лежат набор цифр, схемы предлогов. Для выполнения 1 задания нам понадобятся только цифры. Я буду произносить предложение 1 раз, а вы должны сосчитать сколько в нем слов, запомнить их и поднять карточку с соответствующей цифрой. Из этих предложений мы узнаем, как выглядят насекомые.

1)Интересен чёрный полевой сверчок.

- Сколько слов в предложении?

- Какое 1 слово? 2 слово? 3 слово? 4 слово?

- Какое слово напишем с заглавной буквы?

- После какого слова поставим точку?

- Назовите слово, стоящее между «интересен» и «полевой».

2)Вредна большая, зелёная, блестящая муха.

- Сколько слов в предложении?

- Какое слово стоит между первым и третьим словом?

3)Пчела украшает весеннюю природу яркой окраской.

- Сколько слов в предложении?

- Какое слово напишем с заглавной буквы?

- Назовите 2-ое слово в предложении.

- МОЛОДЦЫ!

- А теперь давайте вспомним, какие слова могут находиться в предложении для связи его слов?

- Назовите, какие вы знаете предлоги?

- Как нам доказать, что это действительно предлоги?

- Разложите перед собой схемы предлогов. Сейчас мы узнаем, где прячутся насекомые от нас. Я буду произносить предложение, а вы должны подумать, какой предлог или предлоги в нем спрятались, поднять соответствующую схему.

1) СВЕРЧОК СТРОИТ НОРКУ В ЗЕМЛЕ.

- Как предлоги пишутся со словами?

2) ИЗ БОЛЬШОГО УЛЬЯ ВЫЛЕТЕЛА ПЧЕЛА.

3) НАЗОЙЛИВЫЙ КОМАР ВЬЁТСЯ НАД КУСТОМ.

4) МУХА ПРЯЧЕТСЯ ПОД КОРОЙ ДЕРЕВА ОТ ХОЛОДА.

- МОЛОДЦЫ!

- Что мы сейчас делали?

- Был ли бы понятен смысл предложений без предлогов?

- Так для чего служат предлоги?

- Что узнали из этих предложений?

IV. Динамическая пауза.

«Дети по лесу гуляли

  Насекомых повстречали.

  На листе паук сидит.

  Над цветком шмелёк летит.

  Под тяжёлой ношей

  Спешит муравей хороший.

  А бабочки летали,

  И от усталости упали».

V. Работа с деформированными предложениями.

- Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 2 строчки, на 3 – напишите число.

- Работу начинаем со 2-ой строки после числа.

 

Логопед раздает карточки с деформированными предложениями.

А)

- Давайте начнем просматривать строчку глазами, двигаясь слева направо. Как только найдете слово – сфотографируйте его.

- Проверим, складываются ли слова в предложении?

- Сколько слов в предложении?

- Какое слово напишем с заглавной буквы?

- После какого поставим точку?

- Есть ли в этом предложении предлог?

- Как напишем предлог со словом?

- Проартикулируем предложение. Запишем.

- Подчеркните в предложении грамматическую основу.

ПРОВЕРКА: - О чем говорится в предложении?

             

Б) - Возьмите в руки лист бумаги, согните по линии сгиба. Прочитайте, что у вас получилось.

ЯРКАЯ ПЧЕЛА ЛЕТАЕТ ЦВЕТОК

- Чего не хватает в этом предложении?

- Правильно: нет предлога «НАД» и неправильное окончание в слове «ЦВЕТОК», надо: «НАД ЦВЕТКОМ»

- Слова в предложении должны дружить между собой, между ними должна быть связь.

- Кто осуществляет эту связь?

- Проартикулируйте предложение. Запишите его, чтобы оно соответствовало схеме. Схема на доске:

В) - Прочитайте следующее предложение справа налево.

      . аварт течокертс кочревс йовелоП

- Один ученик в построении этого предложения допустил ошибку. Постройте предложение правильно.  

- Какую ошибку в предложении вы нашли?

- На обратной стороне листа – 2 схемы предложения.

- Какая из них соответствует этому предложению?

- Обозначьте это предложение крестиком.

ПРОВЕРКА: - Найдите в предложении подлежащее, сказуемое, слово, обозначающее признак предмета.

- Запишите предложение, чтобы оно соответствовало первой схеме.

 

VI. Гимнастика для глаз. «ПАУТИНА».

Г) - Прочитайте предложение при помощи зеркала и узнаете что-то новое для себя.

СОННАЯ МУХА ПОЛЗЁТ ПО ДЕРЕВУ.

- Есть ошибки в предложении?

- Есть в предложении предлог?

Как напишем предлог со словом?

- Проартикулируем предложение. Запишите в тетрадь.

- Давайте прочитаем все предложения, что записали в тетрадь.

1 ученик читает:

«Пробуждается природа от зимнего сна.

  Яркая пчела летает над цветком.

  Полевой сверчок стрекочет в траве.

  Сонная муха ползёт по дереву».

- Что у нас получилось?

- Зачем оставили строчку наверху?

- Давайте озаглавим текст.

VII. Развитие слухового внимания.

(Упражнение на слуховое внимание и логическое соотнесение).

Логопед предъявляет аудиозапись со звуками насекомых.

- Послушайте, покажите контуры насекомых в том порядке, в котором они записаны на плёнку.

- Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «Трудолюбивый, как пчела», «Назойливый, как муха»?

VIII. Итог занятия. Кроссворд.

1. Из чего состоит предложение?

2. Как пишутся слова в предложении?

3. Какая буква начинает предложение?

4.Что мы поставим в конце предложения?

5. Как называется маленькое слово в предложении, которое служит для связи его слов?

6. Чтобы проверить является ли слово предлогом, что мы должны поставить между словами?

IX. Оценка работы учащихся.

X. Домашнее задание.

Тематический кроссворд «Насекомые» с заданием.

Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.

- Весна. Март, апрель, май.

- Март – протальник, апрель – снегогон (половодье), май – травень.

- Насекомые.

- 1 строка – М

- 2 строка – У

- 3 строка – Х

- 4 строка - А

-МУХА (на доске выставляется картинка с изображением мухи)

- КОМАР (на доске выставляется картинка с изображением комара)

- СВЕРЧОК (на доске выставляется картинка с изображением комара)

- ПЧЕЛА (на доске выставляется картинка с изображением пчелы)

- Из слов

- Раздельно

- Начало предложения – с большой буквы, конец – точка.

- 4 слова

- Интересен, чёрный, полевой, сверчок.

- Интересен

- Сверчок.

- Чёрный

- 5 слов

- Большая.

- 6 слов

- Пчела.

- Украшает.

- Предлоги.

- НА, ПОД, НАД, ОТ и др.

- Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

- Предлог «В». Схема:

- Раздельно.

- Предлог «ИЗ». Схема:

- Предлог « НАД». Схема:

- Предлог «ПОД». Схема:

- Предлог «ОТ». Схема:

- Искали предлоги.

- НЕТ.

- Для связи слов в предложении.

- Где прячутся насекомые.

После выполнения движений со словами, учащиеся называют предлоги, которые встретились в стихотворении.

- Да.

- 5 слов.

- Пробуждается.

- Сна.

- «ОТ».

- Отдельно.

- О природе. Природа – подлежащее, пробуждается - сказуемое.

- Предлога «НАД», меняется окончание – «ЦВЕТКОМ».

- Предлоги.

- Полевой сверчок стрекочет в траве.

- Предлог «В», окончание «ТРАВЕ».

- Первая схема.

- НЕТ.

-«ПО».

- Отдельно.

- Текст.

- Для названия.

- Насекомые весной.

Учащимся раздаются карточки с контурами насекомых.

                 

- Слова.

- Раздельно.

- Заглавная.

- Точка.

- Предлог.

- Слово или вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»

Открытый урок в третьем классе коррекционной школы VIII вида по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»....

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект урока по учебной дисциплине письмо и развитие речи "Знакомство с предлогами"

Содержание урока соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью. Продуманы методические приемы обеспечивающие: снятие тревожности, ...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях

Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки  и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи в начальных классах».

Совершенствовать лексико — грамматический строй речи;- Развивать глагольный словарь;- Совершенствовать навыки построения сложного предложения;- Развивать речевую активность, диалогическую речь (...