Конспект логопедического занятия с детьми ОНР по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Профессии»
план-конспект по логопедии
Цель: обобщение знаний по теме «Профессии», закрепление умений составлять описательные рассказы. Коррекционно-образовательные задачи: • расширять и активизировать предикативный и номинативный словарь; • отрабатывать навык составления рассказа по мнемосхеме. Коррекционно-развивающие задачи: • расширить и закрепить представления детей о разных профессиях; • показать взаимосвязь между разными видами труда; • развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения. Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность. Предварительная работа. Артикуляционную гимнастику дети выполняют на каждом занятии. Дети знакомы с мнемосхемой и умеют составлять рассказ по ней. Предварительно проводилась беседа по теме профессии. Оборудование. Магнитная доска, зеркало, логопедическая игрушка бегемотик Плюша, картинки с профессиями (воспитатель, врач, повар, шофер, летчик, учитель, продавец), мяч, игрушка самолетик, массажные коврики, музыкальная колонка, веселая музыка, мнемосхема «Профессии».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Бурцевский детский сад «Радуга»
Сухорукова Вера Владимировна,
учитель-логопед
Квалификационной категории нет
Конспект логопедического занятия с детьми ОНР
по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Профессии»
Д.Бурцево
2024 год
Цель: обобщение знаний по теме «Профессии», закрепление умений составлять описательные рассказы.
Коррекционно-образовательные задачи:
• расширять и активизировать предикативный и номинативный словарь;
• отрабатывать навык составления рассказа по мнемосхеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
• расширить и закрепить представления детей о разных профессиях;
• показать взаимосвязь между разными видами труда;
• развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
Предварительная работа. Артикуляционную гимнастику дети выполняют на каждом занятии. Дети знакомы с мнемосхемой и умеют составлять рассказ по ней. Предварительно проводилась беседа по теме профессии.
Оборудование. Магнитная доска, зеркало, логопедическая игрушка бегемотик Плюша, картинки с профессиями (воспитатель, врач, повар, шофер, летчик, учитель, продавец), мяч, игрушка самолетик, массажные коврики, музыкальная колонка, веселая музыка, мнемосхема «Профессии».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед приветствует ребят и предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, а после нее приглашает к столу.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Я так рада вас видеть. Наш бегемотик Плюша тоже скучал по вам, не с кем его было делать артикуляционную гимнастику. Вы поможете его развеселить?
1-й ребенок. Да, поможем.
Логопед. Что для этого нужно?
2-й ребенок. Сделать артикуляционную гимнастику.
Логопед. Конечно, сделать артикуляционную гимнастику всем вместе.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом вместе с логопедом. Каждое упражнение выполняем 3 - 5 раз. На счет до 5.
Упражнения для щек
Логопед. Выполняем упражнение «Бегемотик». Широко откроем рот. Один, два, три, четыре, пять. Закроем рот. Бегемот разинул рот. Булку просит бегемот.
Логопед. Выполняем упражнение «Хомячок». Надуваем обе щеки. Один, два, три, четыре, пять. Сдуваем щеки.
Логопед. Выполняем упражнение «Пила». Подвигаем нижней челюстью влево, вправо.
Упражнения для губ
Логопед. Выполняем упражнение «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. «Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем.»
Логопед. Выполняем упражнение «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, зубы сомкнуты. «Мои губы – трубочка превратились в дудочку.»
Логопед. Выполняем упражнение «Улыбка – Трубочка». Сейчас будем выполнять эти упражнения по очереди: улыбка - трубочка.
Упражнения для языка
Логопед. Выполняем упражнение «Непослушный язычок». «На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.»
Логопед. Выполняем упражнение «Лопаточка» Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе. Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.»
Логопед. Выполняем упражнение «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. «Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.»
Логопед. Выполняем упражнение «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка дотягиваемся до уголков рта. «Влево - вправо Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, Покачаться он готов.»
Логопед. Вы молодцы, развеселили Плюшу. Проходите к столу, что за картинки у нас здесь лежат?
Для создания сюрпризного момента логопед раскладывает карточки картинками вниз. Дети по очереди переворачивают карточки
1-й ребенок. Это профессии.
2-й ребенок. Воспитатель, врач, повар.
3-й ребенок. Шофер, летчик, учитель, продавец.
Логопед. Что значит профессии?
4-й ребенок. Все взрослые ходят на работу, там трудятся. Профессии нужно сначала учиться.
5-й ребенок. Мои мама и папа работают учителями в школе. Их профессия - учитель. Мама учитель русского языка и литературы, а папа учитель физкультуры. Они учат детей.
Логопед. Миша, а твои родители кем работают?
6-й ребенок. Мама работает продавцом в магазине Продавцы раскладывают товар, продают его, пробивают чеки.
Логопед. Хорошо. Маша, а твои родители кем работают?
7-й ребенок. Мой папа летчик, он управляет самолетом, это очень сложная работа. Мама парикмахер, она делает красивые стрижки и прически.
Повторение номинативного (существительных) словаря по теме «Профессии»
Логопед. Ребята, вспомним с вами, что нужно человеку для его профессии. Я вам буду передавать самолетик. К кому прилетит самолетик, тоо отвечает.
Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно использовать наглядный демонстрационный материал «Профессии».
1-й ребенок. Учителю нужны – книга, тетради, ручки, глобус, компьютер.
2-й ребенок. Врачу – термометр, градусник, стетоскоп, аптечка, таблетки.
3-й ребенок. Воспитателю – картинки, книжки, игрушки, колокольчик, блокнот, ручка.
4-й ребенок. Повару нужны – кастрюля, половник, крупа, мука, картошка, плита.
5-й ребенок. Шоферу – машина, руль, знаки, запчасти, инструменты, светофор, колесо.
6-й ребенок. Летчику – самолет, штурвал, двигатель, крылья, аэропорт.
7-й ребенок. Продавцу – касса, товар, чеки, баночки, пакеты, прилавки, стойки, полки.
Логопед. Какие вы молодцы!
Повторение предикативного (глагольного) словаря по теме «Профессии»
Логопед. Ребята, поиграем с вами в мяч, я бросаю вам мяч, а вы говорите что делает человек данной профессии.
Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно использовать наглядный демонстрационный материал «Профессии».
1-й ребенок. Учитель – учит, пишет, читает, развивает, ведет, ставит оценки.
2-й ребенок. Врач – лечит, ставит градусник, проверяет, мерит, читает.
3-й ребенок. Воспитатель – воспитывает, читает, рисует, играет, танцует, поет.
4-й ребенок. Повар – варит, режет, наливает, насыпает, чистит, печет, жарит.
5-й ребенок. Шофер – едет, рулит, поворачивает, ремонтирует, останавливается.
6-й ребенок. Летчик – летает, управляет, крутит штурвал, следит за приборами.
7-й ребенок. Продавец – сортирует, укладывает, раскладывает, взвешивает, измеряет, пробивает, проверяет, обслуживает.
Логопед. Какие вы молодцы!
Физкультминутка
Упражнение «Вагончики» (под веселую музыку)
Перед детьми выкладываются коврики в виде круга - 8 ковриков, как дорога для поезда, дети - вагончики. Дети двигаются друг за другом и выполняют задания. Логопед показывает движения
Логопед. Ребята, прокатимся с вами на поезде?
1-й ребенок. Да!
Логопед. Исходное положение - стоя на коврике, руки на поясе. Двигаемся за мной. Поехали.
1 коврик - шагаем на месте;
2 коврик - прыгаем на двух ногах на месте 5 раз.
3 коврик - поднимаемся на носочки.
4 коврик - приседаем 5 раз.
5 коврик - шагаем на месте.
6 коврик - прыгаем на двух ногах на месте 5 раз.
7 коврик - поднимаемся на носочки.
8 коврик - приседаем 5 раз.
Логопед. Ребята, вы молодцы! Выберите себе одну картинку, профессию, про которую вы хотели бы рассказать. У нас есть подсказки, посмотрите на доску. Вспомним с вами как составить описательный рассказ.
Составление рассказов о профессиях по схеме
Логопед помогает ребятам вспомнить схему составления описательного рассказа. Можно разместить материал на доске.
1-й ребенок. Вначале говорим название профессии.
2-й ребенок. Затем – где он работает.
3-й ребенок. Потом – какую работу выполняет.
4-й ребенок. В итоге рассказа – что ему нужно для работы.
Название | Где работает |
Какую работу выполняет | Инструменты |
Логопед. Вы все очень хорошо запомнили, теперь составьте рассказы.
Дети готовят рассказы (минуты 3-4).
1-й ребенок. Это учитель. Он работает в школе. Он учит детей разным действиям, правилам. Для работы ему нужны: книги, тетради, ручки, журнал, компьютер.
2-й ребенок. Это продавец. Он работает в магазине. Раскладывает красиво товар на полки, проверяет его, следит за чистотой, сидит на кассе и пробивает товар. Товар может быть разный. Для работы ему нужна касса и товар.
3-й ребенок: Это парикмахер. Он работает в салоне красоты. Парикмахер стрижет и делает красивые прически. Для работы ему нужны ножницы, шампунь, чтобы помыть волосы, фен чтобы их высушить и лак чтобы сделать красивую прическу.
Дети рассказывают о выбранных профессиях.
Логопед. Какие замечательные рассказы у вас получились. Какой рассказ вам понравился всех больше?
1-й ребенок. Мне понравился рассказ про учителя.
2-й ребенок. А мне про летчика.
Дети высказывают свое мнение о рассказах.
Итог занятия
Логопед. Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Вы выполнили все задания. Чем мы с вами занимались сегодня?
1-й ребенок. Составляли рассказы о профессиях.
2-й ребенок. Делали артикуляционную гимнастику.
3-й ребенок. Прыгали на массажных ковриках.
4-й ребенок. Говорили что делают люди разных профессий.
5-й ребенок. И что им нужно для работы.
Логопед. Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети отвечаю на вопросы логопеда, подводят итоги занятия. Поощрение детей.
Анализ работы детей.
В начале занятия дети выполняют артикуляционную гимнастику вместе с логопедом. Затем рассматривают картинки с различными профессиями, вспоминают их названия. Рассказывают о профессиях своих родителей. Повторяют предикативный (глагольный) и номинативный (существительные) словарь по теме «Профессии». Выполняют физкультминутку вместе с логопедом. Составляют описательный рассказ, по выбранной профессии, по мнемосхеме. Анализируют рассказы. Подводят итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся 3 класса (развитие связной речи) . Тема "Плохо" (по В. Осеевой)
Презентацияна основе рассказа В. Осеевой "Плохо". Материал для изложения с использованием ментальной карты. Цель: обучение последовательному и точному изложению материала....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Игры и упражнения на развитие связной речи в старшей группе
Дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта...

Презентация на тему : "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Связная речь и ее значение для развития ребенка....

Образовательная деятельность по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР "Космос. День космонавтики"
В занятии содержаться интересные материалы по освоению космоса.Задания дают возможность детям думать. высказывать свои суждения, делать выводы....
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ...
