Главные вкладки

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности
    методическая разработка (логопедия, 1,2,3 класс) по теме

    Артамонова Светлана Юрьевна

     

     Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с  использованием предметно-практической деятельности       

     

          В настоящее время перед педагогами остро стоит проблема успешного обучения детей-билингвов . В массовые школы поступают дети с очень низким уровнем знания русского языка вплоть до полного отсутствия даже импрессивной речи.

         Вместе с тем известно, что в  60-е гг. ХХ века под руководством С.А.Зыкова была разработана новая дидактическая система обучения языку глухих детей, – коммуникативная, в основе которой лежит широкое использование предметно-практической деятельности.

         Многолетний опыт работы педагогов в различных типах  школ показал возможность успешного использования предметно-практической деятельности при обучении детей с нарушениями речи, умственно отсталых, с задержками развития. Этот опыт мы попробовали применить в обучении детей не владеющих русским языком.

            На занятиях, с использованием предметно-практической деятельности возможно решение следующих задач:

    1.Общее развитие детей.

    2. Развитие логического мышления учащихся.

    3. Развитие разговорной и связной речи учеников.

    4. Развитие мелкой моторики в сопровождении речевой и мыслительной деятельности.

    5. Формирование «житейских» понятий в системе в процессе организации предметно-практической деятельности (сегодня, завтра, выше, ниже, справа, слева, поровну и т. д.)

    6. Развитие самостоятельности и активности учащихся.

    7.Воспитательные задачи (формирование навыков у детей работать в коллективе, чувства  дружбы и товарищества, доброты, опрятности и т.д.)

         Задачи многоплановые. Из множества задач, которые выполняются на занятиях, в плане указываются ведущие, основные.

         Опираясь на опыт сурдопедагогов, на логопедических занятиях с детьми- билигвами, можно использовать различные виды деятельности:  лепку, рисование, изготовление аппликаций, работа с мозаикой, со строительными материалами, демонстрация действия, инсценирование. Детина уроках занимаются с большим интересом, им понятна цель деятельности – изготовить игрушку, предмет. Задача логопеда – использовать этот интерес детей к деятельности для обучения и их развития. Совместные занятия предметно-практической деятельностью побуждают детей вступать в контакты с педагогом, товарищами. В ходе коллективной работы у них возникают вопросы, просьбы, вопросы, желание высказать свое отношение к деятельности. Создателем речевой среды служит взрослый, дети начинают действовать по его примеру, подражая ему. Организуя коллективную деятельность, логопед с первого занятия сообщает детям, что предстоит сделать, что нужно для этого взять, как выполнить работу. При этом он

                                              - 2 -

    обращается к детям со словесными поручениями, дает оценку выполнения задания, сообщает о своих действиях, т.е. задает речевой фон, на котором развертывается интересная, понятная детям работа по изготовлению изделий. Дети не могут с первого занятия вступить в общение с педагогом, товарищем, для этого они не располагают необходимыми речевыми средствами. Логопед внимательно следит за поведением учеников и поддерживает всякие проявления речевых действий, их попытки обратиться к нему, товарищам. Постепенно дети начинают понимать, что без речи обойтись невозможно: не попросишь нужного для работы – не сможешь лепить, рисовать; не скажешь, что выполнил часть работы, - не получишь разрешения ее продолжать. Появление потребности в речи – важнейший фактор всей работы по речевому развитию детей на занятиях, с использованием ППД.

    Потребность в речи не появляется одновременно и в одни сроки у всех детей.

    Но даже первые робкие попытки отдельных учащихся не должны быть упущены педагогом и должны стать примером для всех детей. Реализация потребности в коммуникации невозможна без овладения детьми нужными для этого речевыми средствами: словами, типами фраз.

    Логопед берет на себя управление постепенным речевым развитием, руководствуясь закономерностями овладения речью.  Первоначально педагог обращается к детям с короткими поручениями, состоящими из одного – двух слов: возьми, лепи, сделай так. Все поручения педагог   сопровождает показом. Ситуация подсказывает детям значения сообщаемых слов. Тесная связь слова и действия, слова и предмета способствуют осознанию значения слов и их запоминанию. Если учащиеся не понимают поручения, учитель сам демонстрирует действие, затем повторяет задание и требует выполнения инструкции. Закончив изготовление изделия, учитель называет предмет, акцентирует внимание детей на этом слове проговариванием его два – три раза, побуждает их воспроизвести слово устно. Даже первые попытки воспроизведения одобряются педагогом. Первоначально объем речевого материала, которым пользуется логопед, значительно превышает речь детей. Но на каждом занятии учитель выделяет в своей речи слова, которыми должны овладеть ученики. В результате многократного повторения от занятия к занятию они усваивают речевой материал. К концу первого года обучения разрыв в объеме между экспрессивной и  импрессивной речью становится незначительным. Н а логопедической занятиях, с использованием ППД ведется целенаправленное обучение речи. Каждое занятие имеет конкретный речевой материал, отражающий специфику того вида деятельности, которой занимаются дети (лепка, аппликация, рисования), и общий материал, свойственный всем урокам (выражение просьб, желаний, оценка работы). Готовясь к занятию, логопед отбирает, какой речевой материал предъявляется детям для понимания, какие новые слова, фразы они будут говорить сами. Такое продумывание занятия с точки зрения использования речевого материала обеспечивает планомерность,

                                                - 3 -

    систематичность в работе по развитию речи детей и способствуют повышению ее эффективности. Речевой материал планируется на основании программы по развитию разговорной речи.

    Условия предметно-практической деятельности дают возможность усваивать весь речевой материал в действии, каждое новое слово сразу же служит общению, запоминается ребенком. Запоминание речевого материала и раскрытие значения слов происходит постепенно, по мере пользования ими в аналогичных и изменяющихся условиях. Речевой материал включается последовательно, с учетом последовательности в нем. Предусматривается дифференцированная работа с ним: одни слова сразу же используются детьми, а другая часть усваивается ими постепенно в условиях разнообразного и многократного  повторения.

    Развитие разговорной речи в условиях коммуникативной системы отходит от принятой схемы овладения новым материалом (знакомство, повторение, закрепление, введение в речь). Здесь «ознакомление  сопутствует речевой практике. И повторение, и закрепление происходят

    через овладение материалом в практике общения». (Зыков С.А. «Методика обучения глухих»). Узнав новое слово, ребенок

    применяет его в обращении к товарищам, так как каждый учится речи в коллективе.

            Для активизации речевого общения на занятиях можно широко использовать различные формы организации коллективной деятельности детей: фронтальная работа логопеда со всей группой, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами, по конвейеру.

     Можно на одном и том же занятии сочетать разные формы коллективной деятельности: например, подготовку к работе провести под руководством «маленького учителя», а изготовление изделия парами.Важно подчеркнуть, что коллективную деятельность нужно организовать так, чтобы труд имел общую цель, коллективный характер выполнения, но чтобы было разделение обязанностей между работающими, зависимость членов бригады друг от друга. Тогда в ходе совместной деятельности у ее участников возникают задачи,  для решения которых требуется установление взаимоотношений, появляется потребность в общении.

    Характер речи ребенка на занятии часто зависит от той роли, какую он выполняет на уроке, - является ли он организатором («маленьким учителем», бригадиром) или рядовым исполнителем. В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором -характер отчетности. Поскольку дети на занятиях меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами и понимать речь других.

     

     

     

                                       - 4 -

                        Обучение составлению поручений

    Это первый вид работы по развитию разговорной речи. Обучая детей умению составлять поручения, необходимо соблюдать определенную последовательность. С этой целью можно использовать следующие приемы.

    1. Использование готовых инструкций. Педагог дает «маленькому учителю» или бригадиру карточку с написанной на ней готовой инструкцией. Ребенок читает ее остальным детям. Возможен вариант, когда педагог может дать за экраном эту инструкцию в устной форме.
    2. Использование ряда готовых инструкций. Педагог пишет на доске несколько инструкций, но ко второму заданию дети переходят только тогда, когда выполнено первое.
    3. Использование готовых инструкций, данных с нарушенной последовательностью.
    4. Использование инструкций с пропущенными словами (Наклей туловище посередине; наклей сверху…)
    5. Использование опорных слов для составления инструкций (нарисовать, река, карандаш; вырезать, ножницы, картинка)

         6. Составление поручений по отдельным операциям, поочередно          выполняемым педагогом.. Логопед за ширмой выполняет одну операцию, «маленький учитель» дает поручение классу. По окончании всех операций детям показывается образец, и они сравнивают с ним свои работы.

    7.Составление поручения по образцу изделия, по рисунку, эскизу, чертежу. Образец или рисунок дается «маленькому учителю», который, не показывая его детям, сам дает им поручения.

    8.Составление поручения по плану. «Маленький учитель» или бригадир получает готовый план работы, по которому составляет инструкции.

    1. Загадка-поручение. Детям не сообщается, какой предмет они будут делать. Они выполняют ряд инструкций, записанных на доске, и в итоге угадывают поделку сами. Например: 1) «Возьми белый пластилин». 2) «Слепи овальное туловище». 3) «Слепи круглую голову». 4) Прилепи длинные уши, короткий хвост». 5) «Слепи 4 лапы: две- длинные,  две передние- короткие». 6) «Прилепи лапы к туловищу. Кто это?».
    2.  Поручение по рассказу. "Маленькому учителю" предлагается рассказ, в котором описывается последовательность  кем-то  выполненных операций. По нему "маленький учитель" составляет инструкции.
    3.  Поручение по отчёту товарищей. Ученикам предлагается описание изготовления какого-либо предмета. Логопед сообщает детям, что предстоящую работу уже сделали их товарищи из параллельной группы и написали отчёт о том, как выполнили поделку. Ребята по данному отчёту составляют поручение для выполнения аналогичного задания.

     

                                       - 5 -

    Таким образом, при обучении словесному общению дети постепенно переходят от подражания речи логопеда к построению фраз по аналогии, затем к самостоятельному их конструированию. Большое место подражание имеет не только педагогу, но и друг дугу. Ребенок усваивает новую фразу, предъявленную логопедом в определенной ситуации. Например: "Возьми в столе альбомы для рисования и раздай ребятам". Однако в процессе работы эта фраза изменяется, т.к. надо взять не только альбомы, но и карандаши, резинки, не только в столе, но и в шкафу, в тумбочке. Так создалась ситуация для конструирования по аналогии.

    Возможные варианты конструирования по аналогии: при замене материала и инструментов ( "Возьми мозаику и дай Нине" – по аналогии с "Возьми пластилин и дай Нине"); при изменении объектов изготовления ("Нарисуй грушу"- по аналогии с "Нарисуй яблоко"); при смене вида деятельности (" Построй дом" - по аналогии с "Нарисуй дом") и т.д. Изменение видов деятельности, а соответственно материалов и инструментов, способствует переходу от конструирования фраз по аналогии к самостоятельному построению новых предложений.

         Таким образом, в процессе организации и выполнения деятельности на занятиях с использованием ППД дети овладевают умениями составлять инструкции оценивать работу товарища, реагировать на речь или действие, побуждать к действию или речи, а также обмениваться с товарищем несколькими репликами, т.е. вести диалог.

     

    Виды работ по развитию связной речи на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности.

              Развитие связной речи на занятиях с использованием ППД начинается с составления отчёта о выполненной работе, затем следует написание заявки на необходимые материалы и инструменты и, наконец, составление плана предстоящей деятельности.

    1. Отчёт о работе. На занятиях ППД дети систематически отчитываются о выполненной работе. По мере приобретения ими определённых навыков требования к составлению отчётов постепенно повышаются: увеличивается объем отчета (он может быть кратким или более подробным), усложняется форма (он может быть пооперационным и целостным), повышается степень самостоятельности ребят.

    На начальном этапе обучения дети просто называют одним словом изготовленный предмет. По мере роста словарного запаса они начинают отчитываться о выполнении каждой операции по изготовлению поделки. Отчёт становится пооперационным. Эта работа начинается с сообщения инструкции и показа её на табличке. Логопед сам демонстрирует действия по изготовлению поделки и отчитывается об их выполнении. Дети, подражая ему, выполняют те же  действия  по изготовлению и тоже отчитываются ( Я взял... Я размял... Я оторвал...). Логопед  следит за тем, чтобы дети, приступая к следующей операции, отчитывались о выполнении предыдущей.

                                       - 6 -

    Затем ребята переходят к более сложному виду отчёта об изготовлении - отчитываются не пооперационно, а от начала до конца, т.е. составляют целостный отчёт. При этом возникает необходимость запомнить весь процесс изготовления поделки и описать все операции в определённой последовательности.

    Приёмы составления отчёта: по письменным инструкциям и опорным словам; по пооперационным инструкциям и готовому изделию; по опорным словам; по образцу изделия и подсказке отдельных действий педагогом; по плану изготовления изделия.

    2. Заявки на материалы и инструменты. Логопед показывает приготовленные для работы материалы и инструменты, написанные на табличках. Дети пытаются проговаривать их названия. Со временем они сами начинают определять необходимые материалы и инструменты. когда отвечают на вопрос "Что нужно для работы?".

    Дети учатся составлять коллективную и индивидуальную заявку на получение необходимых инструментов и материалов с объяснением, для чего они нужны. Сначала педагог предлагает образец заявки, написанный на

     доске, а потом оставляет только опорные слова: " Я буду делать...". "Мне нужны..., чтобы...". Ребята устно проговаривают заявку, при возможности её записывают.

    При составлении заявок используют различные формы организации работы: индивидуальная, парами, бригадами, но в любом случае заявка обращена к определённому адресату: логопеду, товарищу по работе, бригадиру. При работе парами ребята учатся оставлять не только индивидуальные, но и коллективные заявки. В коллективных заявках, в отличие от  индивидуальных указывается общее количество материалов и инструментов, необходимое для напарников или для всей бригады. Заявки коллективно анализируются, после чего дети получают ровно столько деталей, сколько указано в заявке. Чтобы облегчить ребятам задачу составления заявок можно использовать следующие приёмы:

             а) Предварительное размещение на столе педагога всех необходимых материалов и инструментов. В этом случае ребёнок должен вспомнить названия предметов и грамотно назвать их в заявке. Этот приём можно несколько усложнить, положив на стол лишние материалы и инструменты.

        б) Дополнение заявки. На доске приводится неполный текст заявки, который дети должны дополнить ( Я хочу лепить... Дайте мне пожалуйста..).

        в) Составление заявки по образцу изделия.

             г) Определение необходимых для изготовления изделия материалов по рисунку этого изделия (например,  по рисунку цветка из мозаики).

             д) Составление заявки по плану работы.

             е) Составление заявки по рассказу. Логопед предлагает детям рассказ, который,  наряду с описанием процесса изготовления поделки содержит сведения о материалах, использованных в работе.

            

                                               - 7 -

    ж) Составление заявки по заданию логопеда типа: «Для того чтобы сделать аппликацию «Весна», нужно подобрать и вырезать картинки, потом наклеить их на картон». Педагог читает задание и дети составляют заявку.

             3. План деятельности. В обучении  детей используется три организационные формы: работа по готовому плану, коллективное составление плана с помощью педагога и самостоятельное составление плана детьми. Сначала педагог предлагает готовый план и учит им пользоваться, то есть выполнять все операции, соответствующие пунктам плана, в строгой последовательности, не перескакивая от первой операции к третьей, не минуя вторую; учит определять, какая часть работы уже сделана, какую предстоит выполнить. Сначала логопед сообщает о том, что сегодня будем работать по плану, и открывает заранее написанный план изготовления поделки. Дети

    вместе с логопедом читают пункт плана. На его основе вызванный к доске ребенок составляет инструкцию. После выполнения инструкции ребята отчитываются и переходят ко второму пункту плана и т.д.

             В дальнейшем, в связи с повышением требований к учащимся, варианты работы по готовому плану усложняются.

             а) Дополнение готового плана (пропущены некоторые пункты плана или отдельные слова, количество деталей, которые нужно отобрать, указания на то, где надо поместить ту или иную часть поделки, и т.д.). Анализируя вместе с логопедом образец изделия или его описание, дети добавляют пропущенные или неполные пункты плана.

             б) Уточнение готового плана. В плане нарушена последовательность операций, или опущены некоторые важные операции, или названы лишние. Дети, прочитав вместе с педагогом план, рассматривают образец изделия, устанавливают, какие неточности допущены в плане, и устраняют их. После того, как ребята поймут, что такое план, как надо им пользоваться и получат представление о том, как он пишется, педагог учит их составлять план. Дети учатся составлять план трех видов: пооперационный, краткий и сложный. Каждый пункт пооперационного плана соответствует отдельному действию или операции по изготовлению изделия. Сначала планируется одна операция по изготовлению предмета, которая сразу выполняется. После этого намечается и выполняется вторая. Короткое планирование объясняется тем, что в силу недостаточного развития абстрактного мышления у детей с задержкой речевого развития, им не удается представить мысленно многие операции, входящие в состав выполняемой работы. После усвоения детьми короткого планирования логопед приступает к составлению полных операционных планов. С этой целью он подбирает изделия, для изготовления которых нужно наметить и выполнить 3-5 операций с четко выраженной последовательностью. Логопед предлагает детям составить план вместе. Дети отвечают на вопросы: «Что надо сделать сначала? Что надо сделать потом?.». Таким образом составляется план, который педагог записывает на доске.

            

                                                     - 8 -

         По мере усложнения изделий увеличивается количество выполняемых операций, поэтому становится целесообразным составлять краткий поэтапный план, в  котором отражаются основные этапы и последовательность изготовления отдельных частей предмета. Каждый пункт, как правило, предусматривает выполнение нескольких действий или операций. Например, надо слепить висящие на крыше сосульки. Ребенок составляет план: 1) Сначала нужно слепить дом 2) Потом нужно сделать крышу, снег и сосульки.

             Овладение умением распространять пункты краткого плана подготавливает учащихся к составлению сложного плана. Сложный план по существу включает в себя краткий и пооперационный планы. Основные пункты сложного плана отражают последовательно выполняемые этапы работы по изготовлению изделия, а подпункты – отдельные операции, из

    которых состоят этапы. Такой план помогает детям представить всю совокупность последовательных действий по изготовлению сложных изделий. Ребята вместе с педагогом рассматривают поделку, определяют составные части, составляют краткий план, а затем подробный. После овладения навыком коллективного составления плана определенного вида учащиеся переходят к самостоятельному планированию своей деятельности. При составлении плана используются различные варианты работы:  а)выполнение логопедом операций по изготовлению изделий. б) Анализ образца изделия (рисунка, эскиза). Учащиеся рассматривают образец (рисунок, эскиз) и коллективно планируют процесс изготовления изделия.  в)Анализ образца изделия и ранее составленного отчета товарищей о проделанной работе. В этом случае дети рассматривают образец и читают отчет с описанием процесса изготовления изделия. На основе изучения образца и отчета они коллективно составляют план будущей работы.   г)Анализ словесного описания изделия или рассказа о нем. Дети учатся составлять план по рассказу. 

             В заключение следует подчеркнуть, что все названные виды работ, проводимые на занятиях с использованием предметно-практической деятельности (составление отчетов, заявок, планов), несут ярко выраженную коммуникативную нагрузку и тесно связаны между собой. Таким образом, на занятиях с использованием ППД дети учатся соблюдать логическую последовательность в описании изделия, в отчете о выполненной работе, планировать будущую предметно-практическую деятельность, определять необходимые материалы и инструменты и составлять заявку по рисунку, образцу или эскизу изделия, а также описывать изделие после его изготовления.

             Считаем возможным и полезным использовать логопедами опыт сурдопедагогов по организации и методике проведения занятий, связанных с предметно-практической деятельностью, с целью активизации речевого общения детей.

      

                                               -  9 -

          Такая работа на логопедических занятиях с использованием ППД – прекрасная возможность для развития связной речи без опоры на вопросы, т.к. сама логика деятельности подсказывает логику рассказа.

       С.А. Зыков писал: « Чтобы обеспечить активность и самостоятельность детей, необходимо организовать их деятельность. Вне деятельности нет ни активности, ни самостоятельности. Правильно организованная предметно-практическая деятельность оказывается важной как источник знаний, и как средство активизации познавательного процесса».

    «Практическая деятельность обрабатывает ум ребенка», - писал

     Л.С. Выготский. Связь с деятельностью должна быть не методическим приемом, а системой в развитии ребенка.

                                                           

     

                      Список литературы

     

    1. Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. «Уроки предметно-практического обучения в школе глухих», М., 1980г.
    2. Марциновская Е.Н. «Основы предметно-практического обучения глухих школьников», М., 1985г.
    3. Быкова Л.М. «Развитие разговорной речи на уроках предметно-практического обучения», учебник для вузов «Методика преподавания русского языка в школе глухих» под редакцией Быковой Л.М., 2002г, стр.124-132.
    4. Быкова Л.М. «Виды работ по развитию связной речи на уроках предметно-практического обучения», там же, стр.177-183.
    5. Приложение «Конспекты уроков предметно-практического обучения во 2 кл.», «Методика преподавания русского языка в школе глухих» под редакцией Быковой Л.М., стр.230-231.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                          - 10 -

    Тема занятия «Изготовление поздравительной открытки к 8 марта».

    Аппликация.

               Цели:

    1. Развитие лексического, лексико-грамматического уровня речи и уровня связной речи.
    2. Развитие мелкой моторики детей.
    3. Формирование житейских понятий (вверху, снизу, справа, слева, сначала, потом, затем).
    4. Формирование у учащихся навыков работать в коллективе и развитие их самостоятельности и активности.

     

    1. Определение детьми видов деятельности на занятии.

    Л: Что мы сейчас будем делать?

    Д: Мы будем вырезать, клеить.

    Л: Почему ты так  думаешь?

    Р: Я так думаю, потому что на столе лежат ножницы, картон, клей.

    2. Сообщение логопедом темы занятия.

    Л: Мы будем делать поздравительные открытки.

    Дети повторяют фразу.

    Л: Мы будем делать открытки для мам, бабушек, учителя.

    На столе лежит все необходимое для изготовления открытки.

    3.Определение формы организации деятельности.

    Л.:Сегодня будем работать с маленьким учителем. Маленьким учителем будет Фатима.

    Л: « Фатима, раздай картон. Что ты сейчас сделала?»

    4. Раздача материала и инструментов с помощью маленького учителя и пооперационный отчет детей.

    Ф: « Я сейчас дала Картон Джамшиду».

    Л:»Картон какого цвета ты дала Джамшиду?»

    Ф: « Я дала Джамшиду синий картон».

    Л: «Что ты сейчас сделала?»

    Ф: « Я дала Ашоту красный картон. Я дала Араму желтый картон».

    Л: «Картон какого цвета ты взяла себе?»

    Ф: « Я взяла себе зеленый картон».

    Л: «Сегодня Фатима будет маленьким учителем. Фатима, скажи Араму, раздать ножницы».

    Ф: «Арам, раздай ножницы».

    Л. Говорит Ф.: «Спроси у Арама, что он сейчас сделал?»

    Ф.: «Арам, что сейчас сделал?»

    А: « Я раздал ножницы». ( словоизменение с помощью логопеда)

         Логопед говорит Фатиме: « Скажи Ашоту раздать клей».

         Ф.: «Ашот, раздай клей».

          Л.: «Ф., спроси у Ашота, что он сейчас сделал?»

                                             -11-

          Ф. «Ашот, что ты сейчас сделал?»

           А.: «Я раздал клей».

           Л: « Ф, попроси Джамшида положить картинки на парты».

           Фатима выполняет.

            Л.: « Ф., спроси у Джамшида, что он сейчас сделал?»

            Ф.: «Джамшид, что ты сейчас сделал?»

            Д.: «Я положил картинки на парты».

           5. Оценка работы маленького учителя.

            Л.: «Фатима была хорошим маленьким учителем».

            6. Составление плана работы.

              Л.: «Подумайте и скажите, что нам нужно сделать сначала, что затем,         что после этого».

       С помощью логопеда дети проговаривают:

        Сначала ножницами  …… детали картинки. Потом смазать детали открытки клеем и наклеить на картон. Составляется 1 и 2 пункты плана.

            Л.: «Что нужно еще для изготовления открытки, чтобы было понятно, что это бабушке или маме?»

           Д.:  «Надо написать кому поздравление». Составляется 3 пункт плана.

    4. Подписать открытку (написать свое имя). План проговаривается целиком.

    Это называется план, по которому мы с Вами будем работать.

            Л.: «Что для этого нам нужно?»

            Д.: «Нам нужны ручки или фломастеры».

            Л.: «Попросите меня фломастеры».

            Д.: «Дайте, пожалуйста, фломастеры».

            Л.: «Какой  ты выбираешь фломастер?»

            Д.: « Я выбираю…». Проговаривает каждый ребенок.

            7. Изготовление открыток по плану.

            Л.: « 1 пункт плана – вырезать картинки.

            Л.: «Ребята, вырезайте детали открытки».

             Л.: «Что ты вырезаешь?»

             Д.: «Я вырезаю….». Конструирование фразы по аналогии.

             Л.: «Что ты вырезал?» Дети отвечают.

             Л.: « 2 пункт плана – намазать детали открытки клеем и наклеить на картон. Выполняйте!».

             Л,: «Что ты делаешь? Что ты сделал?» Дети отвечают.

             Л: «Ты наклеил ленточку справа или слева от цветка?

             Аш.: «Я наклеил ленточку справа от цветка».

             Л.: « Ф., у тебя цифры сверху или снизу от розы?»

             Ф.: «У меня цифры сверху от розы».

              Л.: «Что нужно делать дальше?»

              Д.: «Нужно написать, кому поздравление».

              Л.: «Что ты хочешь написать?»

              Д: «Я хочу написать: «Мамочка, поздравляю».

              Проговаривается с каждым.

                                                     -12-

              Л.: « Ребята, напишите  кому поздравление».

              Л.: «Что ты сделал?»

              Д: « Я написал кому поздравление».

               Л.: « Внизу напишите свое имя. Где ты написал свое имя?»

               Д.: «Я написал свое имя внизу».

               8. Отчёт учащихся о работе в целом.

               Л.: «Расскажите, пожалуйста, как Вы делали открытку.

               Дети проговаривают по одному.

              Д.: «Сначала мы составили план работы. Потом я вырезал …

              Затем я намазал(а) клеем розу и наклеил на картон синий цветок.            Сверху наклеил розовую ленточку. Потом написал кому поздравление и написал свое имя.

               9. Оценка работ учащихся.

              Л.: «Посмотрите, кто сделал открытку аккуратно?»

              Д.: «Аккуратно сделал Ашот».

              Подведение итогов занятия.

           

       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon razvitie_rechi_v_predm-prakt_d-ti.ppt733.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с  использованием предметно-практической деятельности              В настоящ...

    Логопедическое занятие с использованием лицензионных и авторских электронных образовательных ресурсов."Звук [а]. Знакомство с буквой А."

    На данном занятии применяются развивающие педагогические технологии, используются современные электронные образовательные ресурсы....

    Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

    Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

    Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.

    Предметно-практическая деятельность  даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.  ...

    Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления

    laquo;Технологическая карта логопедического занятия с использованием ТРКМ» (Теория развития критического мышления).В материале представлена технологическая карта логопедического занятия с элеме...

    Конспект занятия по курсу "Предметно-практическая деятельность" в 4 "И" классе: "Складывание букв из счётных палочек".

    Конспект занятия по курсу "Предметно-практическая деятельность" в 4 "И" классе: "Складывание букв из счётных палочек"...

    Коррекционные занятия по предмету "Предметно-практические действия" (для детей с ТМНР), 1 класс

    Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами» (вариант 2)....