Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте
презентация по логопедии по теме

Елена Николаевна Студенцова
На логопедических занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Слайд 2

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания обучения грамоте»,- К. Д. Ушинский.

Слайд 3

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте младшего школьника являются: -сформированное фонематическое восприятие; -правильное произношение всех звуков родного языка; -наличие элементарных навыков звукового анализа.

Слайд 4

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух - фонематическое восприятие - фонематические представления

Слайд 5

фонематический слух • способность слышать есть данный звук в слове или нет; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Слайд 6

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Слайд 7

фонемный анализ 1. выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Слайд 8

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие « фонематического слуха » как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Слайд 9

Что такое фонематическое восприятие? Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Слайд 10

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Слайд 11

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи

Слайд 12

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ 1) пропуск гласных и согласных букв (день — « днь », между — «межу»); 2) перестановка букв, лишние буквы (лужа — « нулжа »); 3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — « дожке », тишина — « тишинына »); 4) замена гласных в ударном положении (задача — « задоча »); 5) замена йотированных гласных (идёт — « идют », посёлок — « посялок »); 6) замена согласных: • свистящих — шипящих (золотистый — « жолотистый »); • парных по звонкости — глухости (картофель — « картовель »); • сонорных (ржи — «лжи», мебель — « небель »);

Слайд 13

• аффрикатов (птицы — « птичы », цветы — « чветы »); 7) обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом — « крюгом », люди — «луди»); 8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки — « василки », большие — « бол-шие »); 9) недописывание слов (мышка — « мышк »); 10) замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — « требпечут »); 11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — « полицу », столбом — «с толбом »).

Слайд 14

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ЧТЕНИИ 1) пропуск букв, слогов, предлогов; 2) замена и перестановка букв, слогов; 3) « застревание » на какой-либо букве, слоге, слове; 4) недочитывание окончаний слов; 5) искажение слов; 6) добавление лишних букв, слогов и даже слов; 7) «угадывание» слов.

Слайд 15

Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях

Слайд 16

Формирование фонематического восприятия I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 17

Формирование звукового анализа и синтеза 1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки. 2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове. 3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

Слайд 18

4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова. 5. Анализ и синтез обратного слога типа [ ап ]. 6.Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп. 7. Выделение начальных согласных в словах типа сок. 8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

Слайд 19

9 . Анализ и синтез прямого слога типа [ са ]. 10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки. 11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. 12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук. 13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова. 14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов. Чтение, письмо

Слайд 20

Литература по теме

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБОУ СОШ №1 СТУДЕНЦОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. ТЕМА: Звук «Х».

Цель: познакомить детей со звуком «Х»; учить находить звук «Х» в слогах, словах; познакомить с буквой «Х»; учить читать слоги со звуком «Х»....

Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство с буквой П". На этом занятии дети в интересной форме знакомятся с новой буквой,составляют предложения, строют букв...

Рабочая программа УМК "Предшкола нового поколения" Подготовка к обучению грамоте

Рабочая программа УМК "Предшкола нового поколения" Подготовка к обучению грамоте...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...