Подготовка к написанию сочинения по теме "Моя зима"
план-конспект по логопедии по теме

материал для учителей - логопедов, работающих с учащимися 3-4 классов с заключением НВ  ОНР (+ характеристика группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt__zanyatiya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Подготовка к написанию сочинения по теме «Моя зима».

Выполнила:

Боловленкова Е.В,

Характеристика группы.

        Дети третьего года обучения, имеющие логопедическое заключение нарушения письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР).

        У учащихся данной группы наблюдаются:  

        I. Нарушения фонетико – фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное или «смазанное» произношение звуков.
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной группы наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико – грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной группы наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя – логопеда;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III.Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по теме «Моя зима».

Цели:

  1. Развитие и совершенствование лексико – грамматического строя речи.
  1. Развитие и совершенствование психологических функций речи.

Задачи:

  1. Развитие и совершенствование звуко – буквенного и слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие и совершенствование зрительного и языкового анализа и синтеза;
  3. Устранение аграмматизмов и совершенствование связной речи;
  4. Закрепление навыка ритмизированного чтения;
  5. Активизация, расширение и обогащение словарного запаса;
  6. Объединение деятельности психических функций (мышления, эмоций, движения и др.);
  7. Развитие самоконтроля и саморегуляции.

Оборудование:

Доска, мел, серии предметных картинок по теме занятия, заготовки для решения шифровки, задания «Грамматическая арифметика», задания «Помоги Карлсону»,  трафареты для написания рассказа о снежинках, ножницы, цветная бумага, клей, ручки, смайлики.

Примечание: форма подачи дидактического материала индивидуальна и имеет вариативность.

План хода занятия.

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.
  1. Оргмомент. Приветствие.                                                                0,5 мин.
  2. Задание «Разгадай шифровку».                                                        1,5 мин.
  3. Речевая разминка.                                                                        4 мин.
  1. Операционно – исполнительный этап.
  1.  Рассказ учителя – логопеда «Почему нас так назвали ?»                        4 мин.
  2.  Составление словарика на тему «Зима».                                        4 мин.
  3. Игра «Грамматическая арифметика».                                                2 мин.
  4. Чтение стихов.                                                                        4 мин.
  5. Задание «Помоги Карлсону».                                                        4 мин.
  6. Веселая минутка (физкультминутка)                                                3 мин.
  7. Изготовление снежинок.                                                                3 мин.
  8. Составление рассказов о снежинках                                                8,5 мин.
  1. Рефлексивно – оценочный этап.

1. Подведение итогов занятия.                                                         2 мин.


Этапы занятия

Деятельность

учителя –

 логопеда

Деятельность

учащихся

Решаемая задача

Формы обучения

Примечания

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

Цель: - обеспечить высокий уровень вовлеченности детей в коррекционную деятельность;

          - самостоятельное формулирование детей темы занятия.

1. Оргмомент. Приветствие.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя – логопеда.

Виды помощи учащимся, имеющим:

□ - условно высокое речевое развитие;

◊ - условно среднее речевое развитие;

○ - условно слабое речевое развитие.

2. Задание «Шифровка»

Раздает «Шифровку» (см. приложение 1);

Предлагает ее расшифровать и сформулировать тему занятия;

Наблюдает;

Консультирует;

Активизирует и направляет деятельность учащихся.

Разгадывают «Шифровку»;

Формулируют самостоятельно тему занятия;

Развитие концентрации внимания, памяти, мышления;

Совершенствование звуко – буквенного анализа и синтеза;

Активизация опорных знаний.

Консультация;

Самостоятельная работа;

Практическая работа.

Вербальная:

Наводящие вопросы - □,◊;

Невербальная:

Практическая помощь в выполнении задания - ○.

3. Речевая разминка.

Раздает загадки (см. приложение 2);

Предлагает прочитать и записать слова – отгадки;

Найти и объяснить орфограммы в записанных словах – отгадках;

Активизирует и направляет деятельность учащихся;

Наблюдает;

Консультирует;

Рекомендует.

Читают и отгадывают загадки;

Записывают слова – отгадки;

Называют орфограммы и объясняют их.

Развитие мышления;

Активизация и расширение словарного запаса;

Развитие языкового внимания и памяти;

Решение орфографической задачи;

Развитие навыков самоконтроля.

Самостоятельная работа;

Практическая работа;

Проблемная беседа;

Консультация;

Дискуссия.

Вербальная:

Наводящие вопросы, активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари - ◊;

Стимульный материал (картинки с рисунками - отгадками) - ○.

II. Операционно – исполнительный этап.

Цель:

  1. ознакомление детей с новым материалом;
  2. активизация и расширение словарного запаса;
  3. совершенствование грамматического строя речи.

1. Рассказ учителя – логопеда «Почему так назвали ?»

Читает рассказ (см. приложение 3);

Отвечает на вопросы;

Наблюдает;

Консультирует.

Слушают рассказ;

Задают вопросы.

Развитие концентрации внимания;

Развитие самоконтроля;

Расширение и активизация словарного запаса.

Проблемная беседа.

Стимульный материал- □ ◊ ○.

2. Составление словарика на тему «Зима»

Предлагает составить словарик;

Наблюдает;

Консультирует.

Припоминают и записывают слова на тему «Зима».

Активизация словаря по теме «Зима»;

Расширение словарного запаса.

Самостоятельная работа;

Проблемная беседа;

«Мозговой штурм».

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари, наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

3. Игра «Грамматическая арифметика».

Раздает ребусы (см приложение 4);

Предлагает их решить;

Наблюдает;

Консультирует.

Выполняют задание;

Объясняют лексическое значение разгаданных слов.

Развитие слогового анализа и синтеза;

Развитие зрительно внимания и памяти, наблюдательности;

Обогащение словарного запаса.

Беседа;

Самостоятельная работа;

Показ.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари, наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

4. Чтение стихотворений.

Раздает стихи (см приложение 5);

Предлагает выразительно прочитать;

Предлагает поделиться своими впечатлениями;

Подобрать название к почитанному стихотворению;

Объяснить свой выбор.

Читают стихи;

Делятся своими чувствами;

Подбирают названия;

Объясняют свой выбор.

Развитие чувства ритма;

Развитие умения включать «образный экран» при чтении стихов.

Проблемная беседа;

Самостоятельная работа.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

5. Игра «Помоги Карлсону».

Раздает текст (см приложение 6);

Предлагает исправить ошибки и объяснить выбор замены слов.

Читают текст;

Исправляют ошибки;

Объясняют свой выбор.

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи;

Закрепление межфразовых связей;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие логического мышления.

Беседа;

«Мозговой штурм»;

Самостоятельная работа.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари, наводящие вопросы - ◊;

Практическая помощь в выполнении задания - ○.

6. Веселая минутка

Читает стихотворные строки (см приложение 7);

Показывает движения.

Повторяют строки стихотворения;

Выполняют движения за логопедом.

Снятие умственного напряжения;

Релаксация.

Показ.

7. Изготовление снежинок.

Раздает бумагу, ножницы;

Предлагает вырезать снежинки;

Читает стихотворение инструкцию;

Организует и координирует процесс изготовления снежинок.

Вырезают снежинки;

Приклеивают их на трафареты.

Развитие концентрации внимания;

Развитие мелкой моторики рук.

Беседа;

Показ;

Упражнение;

Самостоятельная работа;

Практическая работа.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Наводящие вопросы - ◊;

Практическая помощь в выполнении задания - ○.

8. Составление книги о снежинках.

Предлагает составить и записать рассказ о своей снежинке(см. приложение 8);

Организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей;

Наблюдает;

Консультирует.

Отвечают на вопросы;

Подбирают синонимы;

Составляют рассказ о снежинке.

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи;

Закрепление межфразовых связей;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие логического мышления.

Беседа;

Дискуссия;

«Мозговой штурм»;

Самостоятельная работа.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари, наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

III. Рефлексивно – оценочный этап.

Цель:

  1. анализ и оценка продуктивности деятельности учащихся;
  2. развитие адекватной самооценки учащихся.

1. Итог занятий.

Предлагает продолжить фразу «Сегодня я узнал …»;

Поделиться впечатлениями от занятия;

Оценить свою работу при помощи «мордашек»;

Объяснить оценку своей работы.

Продолжают фразу;

Делятся впечатлениями от занятия;

Оценивают свою работу;

Объясняют свою оценку.

Наметить пути устранения недостатков в усвоении материала;

Развитие самооценки учащихся.

Дискуссия.


Приложение 1.

Расшифруйте слово, связанное с темой нашего занятия.

А

Б

В

Г

4

Д

У

М

Р

3

Т

А

П

Л

2

Б

О

С

И

1

З

Ж

Ь

З

Шифр: А1     Г2     В4    Б3

Приложение 2.

Прочитайте зимние загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, назовите в словах – отгадках орфограммы.

Тихо – тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе ….   (лопатой).

Две плетенки, две сестренки,

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

                (Варежки)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы …   (санки)!

Есть один такой цветок.

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка.

                (Снежинка).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

                (Мороз).

Белое покрывало

На земле лежало,

Лето пришло,

Оно все сошло.

                (Снег).

Приложение 3.

Рассказ учителя – логопеда.

«Почему нас так назвали?»

Варежки произошли варъ – «защита» (варить – «защищать», «беречь»). Одним словом, варежки – это то, что защищает наши руки от холода.  

Лыжи. Это слово известно на Руси с XII в. В наших народных говорах и сейчас еще звучат слова «лызнуть» - «убежать», «лызок» - «бегство», да и современное «улизнуть» означает то же самое. «Лыжи» с ними в родстве. Так что кататься на лыжах – это непременно бегать на них.

Приложение 4.

Игра «Грамматическая арифметика».

(сено – е - о) + (гиря - я) + ь = снегирь

(сруб – р - б) + гро + б = сугроб

(вьюн - н) + га = вьюга

Приложение 5.

Прочитайте стихотворения.

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес под шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно …

                И. Суриков

Лишь пестрая осень ушла со двора,

Как новая гостья явилась с утра.

Покрасила белым дома и окошки,

Засыпала  пухом кусты и дорожки.

Луга замела и укрыла поля,

И сразу просторнее стала земля.

И ярко на многие тысячи верст

Зажглись на ней тысячи праздничных звезд.

                                Г. Ходырев

Приложение 6.

Игра «Помоги Карлсону».

Карлсон помогал Малышу делать уроки. Посмотрите, что у них получилось:

«Зима начинается в январе. Становится холодно. В жаркие страны улетают стрижи, ласточки, снегири, скворцы. В конце зимы начинают распускаться листья. Зимой идет снег, можно увидеть подснежники».

- помогите Карлсону и Малышу правильно написать сочинение. (Зима начинается в декабре. Становится холодно. В жаркие страны осенью улетели стрижи, ласточки, скворцы. Зимой идет снег. Прилетают снегири.)

Приложение 7.

Веселая минутка.

Слова сопровождаются произвольными движениями.

Снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крышу пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Приложение 8.

Послушайте стихотворение «Делаем снежинку».

Я в руках листок держу,

Вчетверо его сложу,

Отогну еще разок,

Получился уголок.

Режу ровно, не спеша,

Как снежинка хороша!

                В. Мирясова.

Вырежете свои снежинки и мы вместе украсим ими нашу книгу. Снежинки станут иллюстрациями.

Приложение 9.

Составление книги о снежинках.

       -        Расскажите о своих снежинках.        

Представьте зимний день, много снежинок опускается на землю, одна красивее другой. Каждая из них о чем – то думает, чего – то ждет, с каждой из них что – то произойдет.

- А теперь представьте себе новую снежинку, найдите слова которыми ее можно описать. Что ждет ее на земле: куда она попадет, что увидит, понравится ли ей, что с ней станет? Придумайте и запишите истории для своих снежинок. Это будут страницы нашей книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу»     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...

Подготовка к написанию сочинения по картине М.Врубеля "Царевна-Лебедь"

Подготовка к сочинению по картине Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

Русский язык. Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по картине В. Васнецова "Богатыри"....

Подготовка к написанию сочинения – «Подарок».

Конспект урока на тему: Подготовка к написанию сочинения – «Подарок»....