Конспект группового занятия Дифференциация А-Я
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Попова Ирина Анатольевна

Конспект группового занятия для второго класса с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_konspektu_a-ya.pptx670.44 КБ
Файл konspekt_a-ya.docx196.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии На тему: Дифференциация букв «А» и «Я» в словах, словосочетаниях и предложениях. Составил: учитель –логопед МОУ «СОШ № 59 им. И.Х. Ромазана» Попова И.А.

Слайд 2

Ответьте на вопросы:

Слайд 3

Отгадайте загадку: Сам алый, сахарный , Кафтан зелёный, бархатный.

Слайд 4

А рбуз

Слайд 5

Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки.

Слайд 6

Я блоко



Предварительный просмотр:

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв "а" и "я";
  3. закрепление и уточнение словаря;

Коррекционные:

  1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
  2. развитие пространственных представлений;
  3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
  4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
  5. закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
  6. закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
  7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8. развитие лексики.

Воспитательные:

  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв "а" и "я", определение их сходства и различия.
  5. Развитие умения составления  слов из отдельных букв.
  6. Тренировка в составлении словосочетаний.
  7. Физминутка.
  8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  9. Работа на уровне предложения:
  10.  Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. Основные методические приемы:

  1. Показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

V. Подготовка конспекта занятия:

Использование литературы:

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
  3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
  6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

Ход занятия

1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  1. звезда под флагом (15);
  2. шар под флагом (12);

– Скажите, что нарисовано:

  1. под звездой (5; 8);
  2. над флагом (8;14);

3. Объявление темы урока: см. приложение 2

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

 Что это? (Арбуз)

 Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)

 Звук «а» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

 Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой "А").

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.

 Что это? (Яблоко)

 Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

 Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

 Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «а» и «я».

4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

 Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

 А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

 А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

5. Развитие умения составления  слов из отдельных букв:

 А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я                   з,м,л,е,я            н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н           д,б,г,о,я,р,а       к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

  Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

6. Тренировка в составлении словосочетаний:

 Нам прислали  волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ                 Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ                 МЫШК…

ПУШИСТАЯ          ЗМЕ…

СЕРАЯ                     ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ          КОШК…

ЯРКАЯ                  ЛИС…

7. Физминутка:

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза: 

(Детям раздаются карточки с заданием).

– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

(Дети подчеркивают буквы «а» и «я» карандашами красного цвета.)

9. Работа на уровне предложения:

(Запись на доске)

 Впишите пропущенные буквы «а» и «я» в следующие предложения:

М…ч уп…л в ..му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

(Дети вписывают пропущенные буквы «а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

10. Итог урока:

 Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).

 Что у них общего? (Гласные)

 Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко).

11. Оценка работы детей.

 Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».


Приложение 1


Приложение 2.

 

        




Ваня, лесом, любовался.







Стал, Ваня, собирать, землянику.







Соком, алым, налилась, земляника.







Ваня, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия на тему: "Дифференциация согласных звуков С - Ш"

Представленный материал предназначен для проведения группового логопедического занятия с использованием презентации....

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Конспект группового занятия в общеобразовательной школе по теме "Дифференциация согласных звуков [С\'] и [Щ] "

Вашему вниманию предлагается конспект для обучаемых общеобразователной школы с речевым диагнозом - нарушение  чтения и письма, обусловленное ФФНР 2 класса. Надеюсь, что пригодится кому-нибудь в р...

Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственные представления.

Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих  диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственн...

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...

Конспект группового занятия с учащимися 1 класса дисграфия, обусловленная ФФНР. Тема: Дифференциация произношения звуков с, ш. Большая буква в именах людей.

Повторение артикуляции звуков с, ш. Сравнение перед зеркалом.Дифференциация звуков и букв с, ш в слоге.Отработка навыка написания имён людей.Закрепление произносительного навыка звуков с, ш. Хоро...

Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".

Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....