Конспект группового занятия в общеобразовательной школе по теме "Дифференциация согласных звуков [С'] и [Щ] "
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Капитонова Татьяна Владимировна

Вашему вниманию предлагается конспект для обучаемых общеобразователной школы с речевым диагнозом - нарушение  чтения и письма, обусловленное ФФНР 2 класса. Надеюсь, что пригодится кому-нибудь в работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия по коррекции письменной речи

Дата: 28.01.2016 г.

Группа, класс: группа № 2, 2 кл.

Возраст: 8 – 9 лет

Речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР

Тема: Дифференциация согласных звуков [С'] и [Щ]

Лексическая тема: Профессии

Цель: научить дифференцировать звуки [с'] и [Щ] на слух, в произношении, в письменной речи

Задачи:

  1. Коррекционные:

- закрепить навыки различения звуков  [с'] и [щ] c опорой на артикуляторный и акустические признаки изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте;

- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового  анализа и синтеза, звукобуквенного анализа;

- развивать навыки слогового анализа и синтеза;

- расширять словарный запас по теме «Профессии».

  1. Образовательные

- закрепить зрительный образ букв С и Щ со звуками [с'] и [щ];

- закрепить навык суффиксального образования слов;

- закрепление правила правописания –ь после шипящих.

Воспитательные:  воспитывать навыки самоконтроля за речью, внимательности.

Оборудование: графические профили артикуляции звуков [с'], [щ']; буквы С и Щ печатные и рукописные; карточки с условным обозначением артикуляции звуков [с'], [щ']; предметные картинки с изображениями Синеглазки и Пончика; предметные картинки со звуками [с'], [щ']; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие. Вспомните, кто приходил к нам в гости на прошлом занятии? (Незнайка) Правильно. Как вы помните, он живет в Цветочном городе. Там же живет его очень хорошая приятельница. Она то и пришла к нам сегодня на урок. Кто же это? Логопед выставляет картинку Синеглазки.

Своё имя она получила за свои  синие – синие глаза. Кто догадался, как её зовут? Синеглазка. Почему же она пришла к нам. Уж она – то все знает! Оказывается Незнайка рассказал Синеглазке как вы научили его различать звуки [с] и [ш]. Синеглазка решила, что вы сможете помочь и ей. А точнее не ей, а её другу Пончику. Логопед выставляет картинку Пончика. Как вы думаете, за что он получил такое имя?  Да, он все время ест сладкое, да так набивает рот, что вместо красивого имени Синеглазка, слышится Щинеглазка. Конечно, Синеглазка обижается. А Пончик так к этому привык, что везде и всюду заменяет звук [с'] на [щ']. А идти самому к нам за помощью лень. Вот и хочет Синеглазка научить с вашей помощью  ленивого Пончика различать звуки [с'] и [щ']. Поможем ей? Итак, сегодня мы научимся различать звуки [с'] и [щ'] между собой, в слогах, словах, предложениях и тексте.

  1.  Основная часть
  1. Артикуляция звуков [с'] и [щ'] и их характеристика

Как всегда начнем с того, что нужно Синеглазке рассказать, как произносятся звуки [с'] и [щ']. Логопед выставляет графические профили артикуляции звуков [с'] и [щ'].

Звук [с'] – при его произнесении губы в … улыбке, кончик языка упирается  … в нижние зубы. Выдыхаемый воздух … холодный. Звук [с'] – согласный, глухой, мягкий.  Молодцы, вспомнили!

Звук [щ'] – при его произнесении губы в форме … окошечка, кончик языка и его края подняты ….вверх, форма у языка как … «чашечка». Воздушная струя… тёплая. Звук  [щ'] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Как нам различить эти звуки? Разное положение губ, языка, разная воздушная струя и, конечно, разное звучание. Раз звук [с'] – свистящий, для него мы возьмем такое же условное обозначение как для звука [с], но сверху появиться зеленый значок. Что он обозначает? Звук мягкий. Логопед выставляет условное обозначение артикуляции звука [с']. Раз звук [щ'] – шипящий, для него мы возьмем такое же условное обозначение как для звука [ш], но сверху появиться зеленый значок. Что он обозначает? Звук тоже мягкий.

  1. Соотнесение звуков [с'] и [щ'] с буквами С и Щ

Вы знаете, чем отличается звук от буквы. Кто напишет на доске печатную и рукописную букву, обозначающую звук [c']. А почему звуков, обозначаемых буквой С два – с и с'. Откуда берется мягкий звук с'? Мягкий звук появляется благодаря гласным – е, ё, ю, я, и, а также букве –Ь. Один из учеников пишет букву на доске, а логопед выставляет картинку с буквой. Сравниваем написанное учеником с тем, что изображено на картинке. Аналогичная работа проводится с буквой Щ. Как мы произнесем звук? А как назовем букву? (эс, ща)

  1. Дифференциация звуков [с'] и [щ'] в произношении и чтении в слогах

Поиграем в знакомую вам игру «Эхо», заодно научим Синеглазку четко проговаривать все звуки. Дети отраженно повторяют слоговые ряды:

щи – си, ащ – ась, щё – сё, ущ – усь, щу – сю, щу –сю –щу, усь – ущ – усь, есь – ещ – ещ.

Теперь Синеглазка знает, как произносятся звуки и как они обозначаются на письме. Осталось показать, как вы умеете читать слоги с этими буквами. Читаем слоги по цепочке, четко проговаривая звуки нашего урока.

се — ще; аща — ася; сящ – щась; щись - сищ; ще — се — ще.

  1. Дифференциация звуков [с'] и [щ']  на письме в слогах и словах. Проверка хоровым и индивидуальным прочтением записанных слогов и слов. Развитие слогового анализа. Повторение правила правописания –ь после шипящих.

Сейчас для Синеглазки будет очень сложное задание, но вы, я думаю, с ним легко справитесь.

Дидактическая игра «Слог – слово»:  логопед читает слоги со звуками урока. Дети записывают их в столбик. Затем придумывают и записывают слова со слогом из столбика.

Слоги: щи, сюр, ощь, си, щей, ась, ащ.  

Прочитаем слоги хором, затем по одному. Прочитайте слова, которые вы записали.

Молодцы, у вас получились очень интересные слова. А что же Синеглазка? Она тоже придумала слова, посмотрим? На доске записаны слова: овощи, сюртук, хвощь, помощ,  силач, Кощей, карась, плащь.

Ребята, все ли верно в написании слов Синеглазки? Вспомним правило правописания –ь после шипящих. Определите род слов: хвощ, помощь, силач, плащ. В каких словах нужно исправить ошибки? Запишите их в тетрадь правильно, подчеркните –ь на конце слова.

  1. Практическое закрепление навыка образования новых слов суффиксальным способом.

Синеглазка задумалась: «А силач – это профессия такая?» Что мы ответим Синеглазке? А какие профессии со звуками [с'] или [щ'] вы знаете?

Сначала дети пробуют сами подобрать профессии с заданными звуками. Затем логопед выставляет на доске предметные картинки.

Давайте назовём профессии этих людей и назовем звук, который спрятался в слове.

Краном управляет …крановщик. Какой звук спрятался в этом слове? Часы ремонтирует….часовщик (звук [щ']), кирпичи, камни кладет …каменщик, зверей дрессирует …дрессировщик (оба звука), тяжести носит …носильщик (оба звука).

Запишите две любые профессии в тетрадь. Подчеркните буквы С с гласной, которая её смягчает, и Щ.

Синеглазка говорит, что эти профессии все мужские. Вы согласитесь с ней? Дрессировщиком может быть и женщина, тогда мы назовем её дрессировщица.

Синеглазке опять не нравится эта профессия, она слишком опасная. Какие профессии со звуками [с'] или [щ'] мы можем ей предложить?

Сначала дети сами предлагают профессии. Затем логопед выставляет предметные картинки.

Товар продает … продавщица (звук щ), делает уборку в помещении … уборщица (звук щ), на кассе считает товар … кассирша (звук с'), занимается танцами … танцовщица (звук щ).

Запишите две любые профессии в тетрадь. Подчеркните буквы С с гласной, которая её смягчает, и Щ.

  1. Дифференциация [с'] и [щ']  в предложениях. Развитие навыка звукобуквенного анализа слов, схожих по звучанию.

Синеглазке очень понравилась профессия кассирши. Она просит придумать предложения про неё и её профессию.  Дети устно составляют предложения.

Запишите в тетрадь моё предложение про кассиршу.

Кассирша посчитала весь товар и положила вещи в пакет.

Логопед проговаривает написание слов посчитала и положила.

Подчеркните все буквы С и Щ. Найдите в предложении два слова, которые отличаются друг от друга только одним звуком. Правильно это слова весь и вещь. Сделаем звукобуквенный разбор этих слов. Два ученика выходят к доске и каждый выполняет звукобуквенный разбор своего слова. Затем учитель проверяет результат. Дети комментируют выполненный разбор. Затем сравниваем схемы разбора.

Пример: весь [в'эс'] – 4 буквы, 3 звука; вещь [в'эщ'] – 4 буквы, 3 звука.

Почему слово вещь напишем с –ь?

Замечательно, вы выполнили очень сложное задание. Синеглазка удивляется вашим способностям!

  1. Дифференциация звуков [с'] и [щ']  в тексте. Закрепление знаний о признаках текста, о понятии «предложение».

Пока вы делали разбор я дала Синеглазке задание для закрепления знаний о звуках [с'] и [щ']. Она должна была прочитать текст и вставить, где это нужно буквы с/щ. Сделаем это же задание и проверим потом Синеглазку.

Логопед раздает учащимся индивидуальные карточки с текстом.

Товарищи

Мак..им и Ва…я – товари…и. У них есть сети. Они поставили …ети на ле...а и …уку. Много щук и ле…ей попало…ь в сети. Выта…ат сети Мак…им и Ва…я, будут уго…ать со…едей. Вкусен суп из …уки и  ле…а!

То, что вы прочитали, можно назвать текстом? Почему? Назовите тему текста. Сколько предложений в тексте? Что такое предложение? Как нашли границы предложений? Предложения связаны между собой? О чем говорится в предложениях?

Прочитаем то, что у вас получилось. Читаем текст по цепочке, по одному предложению.

А теперь проверим работу Синеглазки.  Логопед открывает доску с текстом, где все буквы вставлены правильно.

Сравните свою работу и работу Синеглазки, есть ли где-нибудь ошибки,  или все выполнено верно? Дети осуществляют самопроверку. Результаты обсуждаются.

  1. Подведение итогов

Как вы думаете, научили мы Синеглазку различать звуки [с'] и [щ']? Сможет  она помочь своему другу Пончику? Я тоже думаю, что у нее все получится. А чтобы она ничего не забыла, давайте еще раз напомним ей, чем отличаются звуки [с'] и [щ']?  Всё верно! Вы замечательно потрудились и Синеглазке помогли! Вы настоящие товарищи! Пора прощаться с Синеглазкой, да и нам с вами, до скорой встречи!  

Литература:

  1. Ефименкова, Л.Н Коррекция устной и письмнной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М.: «Издательство «Национальный книжный центр», 2015. – 320 с.
  2. Нищева, Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп./ Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 160 с.
  3. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 80 с.
  4. Садовникова,  И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов./ И. Н. Садовникова.  — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.


Приложения к конспекту

Картинка Синеглазки и Пончика

Предметные картинки «Профессии»

                

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект группового занятия для учащихся 1х классов "Буква К, звуки [к - к\']"

конспект для учащихся начальных классов с фонетико - фонематическим недоразвитием....

Конспект группового занятия в 1 классе школы VIII вида по теме: Звук [з] и буква з.

В помощь логопедам коррекционных школ VIII вида. Автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся, обогащение словаря по лексической теме: "Зоопарк"....

Конспект группового занятия на тему: "Дифференциация согласных звуков С - Ш"

Представленный материал предназначен для проведения группового логопедического занятия с использованием презентации....

Конспект урока для 1 класса. Школа России. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й.

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й. Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слов...

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»

Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....