Главные вкладки

    «Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»
    методическая разработка по логопедии по теме

    По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков в слове).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вертецкая Любовь Владимировна,

    учитель-логопед МОУ СОШ №35 г. Якутска РС(Я)

     «Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

    По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет,  наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

              Как известно, между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового состава слова осложняют формирование у детей словарного запаса, так как усложняющаяся последовательность искажений приводит к замене одного слова другим. Ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ему недоступен, то возможно появление конкретных специфических ошибок письма, снижающих возможности полноценного овладения навыками письменной речью [2].

    Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений и коррекции слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР недостаточно изучены. Необходим поиск новых направлений и приемов логопедической работы по коррекции данного нарушения.

     Целью исследования явилось изучение специфических особенностей нарушений и коррекции  слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР и определение направлений современных подходов коррекционной работы.

                В результате выполненных заданий, предложенных мною учащимся с целью диагностики, были получены следующие результаты: звуки в словах произносят невнятно, искажают чаще всего шипящие, соноры; наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «тава» - трава; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» - крокодил; появление лишних букв или слогов в слове – «монотоцикил» - мотоцикл; искажение более сложных слов – «скородова» - сковорода и др.

    Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Следует отметить, что в анамнезе у детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем и дошкольном возрасте и появление первых слов  в усеченной форме. Это нарушение сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова.

    При выполнении письменных работ выявлено, что нарушение слоговой структуры слов выражается в виде смешения границ слов  - «у дедмо Рза» - у деда Мороза, персевераций – «магазим» - магазин, антиципаций – «на девевьях» - на деревьях, контаминаций - «весеяцуем» - весело танцуем и др.

    Итак, нарушения слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР являются стойкими, проявляются как в устной, так и в письменной речи.

    Традиционная методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных  навыков. В ней можно выделить два этапа: подготовительный, цель которого – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и собственно коррекционный, цель–коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка с ОНР, на данном этапе проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов, на уровне слов [1].

         Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой

    структуры слов у детей младшего школьного возраста с ОНР применялись: программа Power Point для проведения игр и упражнений в виде презентаций; обучающие компьютерные программы для домашнего задания; проводились комплексные занятия и совместные открытые занятия с родителями.

    В ходе обучающего процесса использовались различные формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, групповые. На некоторых из них были задействованы родители, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, осуществляющих поддержку тех детей, которые испытывают те или иные трудности. В ходе занятий они знакомились с сущностью речевого нарушения ребенка, со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы наладить общий и речевой режим в домашних условиях. Так же проводились индивидуальные беседы, консультации и другие формы работы с родителями.

    Организация эффективной коррекционно-развивающей работы возможна только при условиях тесного взаимодействия преподавателей и специалистов школы. Отличительными особенностями их деятельности является командный стиль взаимодействия, постоянное отслеживание развития ребенка, результативность его обучения. С этой целью проводились комплексные занятия, совместно с дефектологом, психологом, учителями музыки и физкультуры.  Например, специалистами были организованы такие занятия – развлечения, как: «Лесная школа», «Наш гость Пых», «Путешествие в Голубую страну», «Клад Кота Леопольда»; проводились викторины «Учимся играя», «Мульти-пульти викторина» и др.

    В настоящее время применение компьютерной техники в школе становится привычным делом. Как показывает практика, использование игр и упражнений за компьютером вызывает у детей повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции. С этой целью мною были разработаны игры и упражнения в программе Power Point, такие как: «Слоговая арифметика», «Ритмическое путешествие», «Слоговой полет», «Слоговая дорожка», «Веселые нотки», «Рассыпанные слоги», «Слоговая чехарда», «Цифровые слоговицы»» и др. В качестве примера рассмотрим две игры:

    Игра «Слоговая арифметика»

    Цель: развивать слоговой анализ и синтез слов, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, развивать мыслительную деятельность, тренировать навык чтения.

    Ход игры: на мониторе компьютера появляются слова, которые нужно соединить в одно целое (1); изъять из состава слова слово или слог (2, 3). После того, как ребенок назовет правильный ответ, на месте примера появляется слово – ответ, для чего ребенку необходимо щелкнуть мышью на пример.

    Сложение:     пол + оса = ?        вес + ло = ?          крах + мал = ?      бар + сук = ?                

    Вычитание:   полка – ка = ?             ракушки – ушки = ?     компот – пот = ?

                            виноград – град = ?    лесник – ник = ?           мышьяк – як = ?                          

    В два  действия: весна – на + точка = ?           кот + ёлка – ка = ?

                                   ласточка – точка + ты = ?    картина – тина + тон = ?

                Игра «Рассыпанные слоги»

    Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, тренировать навык чтения.

    Ход игры: На мониторе компьютера появляются шары, на которых написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. После того, как будет назван правильный ответ, появляется следующий слайд, на котором написано слово – ответ. Оно может сопровождаться предметной картинкой. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село).

    Материал предлагается постепенно, с усложнением слоговой структуры слов: от двусложных слов из открытых слогов до сложных слов, в  которых есть слоги со стечениями согласных.

    Были рекомендованы родителям для домашнего задания компьютерные образовательные игры, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Супердетки. Тренировка быстрого чтения», «Супер Интеллект», «Кораблики», серии обучающих игр «Баба Яга», «Гарфилд» и др.

    Конкретные виды упражнений, игр и заданий подбирались индивидуально каждому ребенку, в зависимости от уровня его речевого и интеллектуального развития.

    Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей младшего школьного возраста с ОНР будет эффективна при условии: поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на невербальном и вербальном материале; осуществления систематизированной, комплексной коррекции; применения современных подходов; привлечения в логопедический процесс учителей и родителей.

    Применение современных форм коррекционной работы способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.

    Литература:

    Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 48 с.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.

      Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 256 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

    Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

    Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

    За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

    Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

    Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

    Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

    Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

    СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

    Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

    Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

    Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...