Главные вкладки

    Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
    материал по теме

    Жителева Ольга Владимировна

      За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологические перезагрузки в школе и т.д. По статистике в школах всё меньше здоровых детей, и это волнует нас педагогов. Известно, что состояние здоровья – важное условие успешного усвоение школьных программ, а так же решающий фактор качества обучения. Школе предстоит решить эту актуальнейшую проблему. Одним из подходов к решению этой проблемы в нашей школе явилось создание классов «Здоровья и развития».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование здорового образа жизни

    у детей  младшего школьного возраста.

      За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологические перезагрузки в школе и т.д. По статистике в школах всё меньше здоровых детей, и это волнует нас педагогов. Известно, что состояние здоровья – важное условие успешного усвоение школьных программ, а так же решающий фактор качества обучения. Школе предстоит решить эту актуальнейшую проблему. Одним из подходов к решению этой проблемы в нашей школе явилось создание классов «Здоровья и развития».

      Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

    « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»  Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

      Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов  организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.  

      Сегодня   сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью  учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.

      Интересную технологию обучения на основе двигательной активности, решающую часть проблем по сбережению здоровья детей, разработал доктор медицинских наук, профессор  и врач В. Ф. Базарный. Академией медицинских наук методика признана научным открытием и рекомендована к использованию.

      Обучаясь в школе, ребенок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечет за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов для снятия усталости является периодическая смена поз, переход из позы «сидя» в позу «стоя».

      Очень эффективным являются специальные упражнения для глаз. Это – пальминг, движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательные траектории» для движения глаз вверх-вниз, влево–вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнение это выполняется стоя 10-15 раз. Зрение детей укрепляется, по результатам обследования, у некоторых детей зрение стабилизируется, ни у одного оно не ухудшилось. Важное место в системе «физкультминуток» занимает психогимнастика – упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики, умение общаться, выражать свои чувства, изжить страх. Один из приемов расширения зрительно – пространственной активности – работа с расположенными на стенах класса карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т д.(размер предметов от 1-3 см). По просьбе учителя дети выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку, находят изображение предметов, в названиях которых есть нужный звук, составляют из слов написанных на карточках, предложения и т д.

      Очень полезны и эффективны уроки, проводимые на открытом пространстве. В начале учебного года особенно в первом классе проводятся уроки математики, окружающего мира, чтения, изо, физкультуры на территории школьного двора. Находясь на школьном дворе дети упражняются в счете, ищут предметы разных геометрических форм, отыскивают и называют предметы, разные по размеру, знакомятся с сезонными изменениями в природе, создают «живые» буквы и цифры.

      Кроме физического и умственного развития при соприкосновении рук возникает чувство защищенности, близости. Не зря в народной русской педагогике придавали огромное значение хороводам.

      Я стараюсь на уроках активно формировать у детей здоровый образ жизни непосредственно на уроках русского языка и математики, трудового обучения, чтения, изо, а не только на уроках физкультуры и окружающего мира.

      Большая работа проводится и с родителями учащихся для формирования здорового образа жизни ребенка. Во время родительских собраний регулярно проходят встречи с врачом, психологом школы по профилактике заболеваний, соблюдению правильного режима дня и т д.  Мы проводим «Дни здоровья», спортивные праздники, загородные прогулки. Такие мероприятия, способствуют сохранению и укреплению здоровья и обеспечивают успешность обучения учащихся данного возраста.

      На классных часах мы говорим о пользе растений, которые нас окружают (подорожник, малина, алоэ, ромашка, овощи - кладезь витаминов) узнают о пользе здорового образа жизни, вреде алкоголя, курения, наркотиков, беседуем о том, как уберечь себя от простудных заболеваний.

      Это только часть той большой работы по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе, которая проводится и будет проводиться в школе. Ведь без здоровых детей у страны нет будущего.

    Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

    Беседа с родителями будущих первоклассников "Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста."

    Дети должны расти здоровыми и крепкими духом. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровый образ жизни - это не просто ...

    Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

    Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

    Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

    В статье рассказывается об опыте работы учителей начальной школы по теме " Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста". Представле...

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    Одна из самых актуальных тем  во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья  школь...

    Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.

    Статья раскрывает  развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....

    Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

    Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...