Технологии формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
презентация к уроку по зож
Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значительное ухудшение показателей уровня здоровья населения страны, и поэтому важно ориентироваться на воспитание здорового образа жизни молодого поколения. С другой стороны, именно в младшем школьном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование осознанного отношения к здоровью младшего школьника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni_v_mladshem_shkolnom.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным Минздрава, до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.
О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV- V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья. Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах таких учёных, как Амосов Н.М., Пирогов Н.И., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и других. В 70-х начале 80-х годов двадцатого столетия были разработаны школьные программы обучения ЗОЖ. Но результаты оказались намного ниже предполагаемых, несмотря на усилия, вложенные в разработку и реализацию программ. Объяснялось это трудностями изменения поведенческих привычек, так как многие формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы, и не подготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
Во второй половине 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиену обучения и воспитание школьников, факторы риска для здоровья детей. С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы является одним из центральных. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта – комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека Генетические факторы. Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами. Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Состояние окружающей среды. Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды. Медицинское обеспечение. Здоровый образ жизни на 8-10% зависит от медицинского обеспечения. Условия и образ жизни. В нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
К омпоненты здоровья: Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма; Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения; Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви; Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Главная цель воспитания в школе - формирование всесторонне гармонично развитой личности ребёнка. А без здоровья невозможно сформировать гармонично развитую личность - здоровую нравственно, психически и физически. По официальным данным в России лишь 14 % детей, пришедших в школу, практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, около 35% имеют хронические заболевания.
Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа обучающихся. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз.
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 – 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 – 15 % зависит от здравоохранения.
Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры, и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа; инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль; личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Сохранение и укрепление здоровья – это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Составляющие ЗОЖ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; профилактика и искоренение вредных привычек; питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей; гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; Закаливание.
В своей работе учитель начальных классов должен определить следующие задачи по формированию ЗОЖ: формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни учащихся; формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему учащихся; оздоровление детей, профилактика заболеваний; формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
При реализации поставленных задач учитель руководствуется следующими функциями: учебно-просветительская - расширение кругозора, формирование оздоровительно-гигиенических знаний; научная - расширение знаний об организме человека, его возможностях и резервах, вредном и полезном воздействии окружающей среды на организм ребенка; воспитательная - формирование личности ребёнка как носителя здоровой культуры; социальная - социализация школьников в современной среде, умение взаимодействовать в социуме.
Основными направлениями деятельности является: 1. Создание положительного эмоционального настроя;
2. Физкультминутки и подвижные упражнения в течение урока; 3. Пальчиковая гимнастика; 4. Упражнения для укрепления и тренировки зрения.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Именно эти условия безболезненного перехода к начальной ступени школьного образования являются приоритетными.
Результативность игровых технологий зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Главную суть просвещения в области ЗОЖ для младших школьников можно выделить как: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Применение игровых технологий в формировании здорового образа жизни младших школьников показывает положительное влияние на получение знаний о ЗОЖ детьми младшего школьного возраста, при этом знания поступают в форме игры, естественным образом для данного возраста.
Основные направления работы по формированию ЗОЖ в начальной школе: Правильное питание – основа здоровья: организация горячего двухразового питания учащихся; кислородный коктейль; фиточай ; профилактика простудных заболеваний.
Движение – это жизнь: организация и проведение спортивных мероприятий; организация и проведение динамических прогулок 3 раза в неделю и игр на свежем воздухе в любое время года ежедневно; физкультурные минутки на уроках; организация спортивных перемен; занятость в кружках и секциях; экскурсии, походы; Дни здоровья.
Просветительская работа с детьми: проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек; организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма; классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила закаливания, о вредных привычках.
Работа с родителями: индивидуальные и тематические консультации; конференции; родительские собрания; тренинги. Систематическая работа по формированию ЗОЖ у обучающихся должна проводиться на протяжении всего обучения в начальной школе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Наша работа, в первую очередь, была нацелена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...
Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.
В статье рассказывается об опыте работы учителей начальной школы по теме " Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста". Представле...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Одна из самых актуальных тем во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школь...
Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.
Статья раскрывает развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании шко...
Статья "Основы здорового образа жизни ребенка младшего школьного возраста"
сознание жизни, смерти и бессмертия&helli...