«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/
статья по логопедии по теме

Демченко Людмила Афанасьевна

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической жизни страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей.  Это ведёт к тому, что при поступлении в школу становится всё больше детей с ослабленным здоровьем и признаками социально-педагогической запущенности, а также с пограничными состояниями, нарушениями в развитии значимых для обучения психофизиологических функций. Поэтому большое значение, сегодня имеет создание и внедрение в деятельность педагога системы профилактики социально-педагогической запущенности и, прежде всего, школьной дезадаптации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_interaktivnyh_tehnologiy.rar10.59 КБ

Предварительный просмотр:

      Демченко Людмила Афанасьевна

Учитель-логопед

МБОУ СОШ № 15, г. Нерюнгри РС (Я)

«Использование интерактивных технологий

в работе школьного логопеда».

/ из опыта работы/

           Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической жизни страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей.  Это ведёт к тому, что при поступлении в школу становится всё больше детей с ослабленным здоровьем и признаками социально-педагогической запущенности, а также с пограничными состояниями, нарушениями в развитии значимых для обучения психофизиологических функций. Поэтому большое значение, сегодня имеет создание и внедрение в деятельность педагога системы профилактики социально-педагогической запущенности и, прежде всего, школьной дезадаптации детей.

     Поступление ребёнка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом в его социализации и представляет собой серьёзное испытание его адаптационных возможностей. Поэтому педагогу важно знать и учитывать адаптационные возможности ребёнка, связанные с отклонениями в психосоматическом развитии и здоровье. Практически ни у одного ребёнка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, изменения в режиме дня, смена ведущей деятельности требуют от него новых форм поведения и общения. Не каждый ребёнок может справиться с такой нагрузкой. Нарушения в поведении ребёнка также могут возникнуть под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (развод, конфликты в семье, сиротство, переезд, длительная болезнь, физический дефект и т.д.). Если такие социально-педагогические ситуации носят длительный характер, то это приводит к деформации личности и социально-педагогической запущенности.

      Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома, в основном, не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число растущих детей «без присмотра», возросло. Многие считают, что даже маленькие дети, первоклассники в школе теперь не такие вежливые и «невинные», как раньше. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

     Как научить детей сотрудничать? Как создать в классе и дома дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, с учителем и родителями, облегчая тем самым процесс обучения? Естественно, я не случайно перечислила именно эти ценности, поскольку я полагаю, что сегодня особенно важно усиливать психологические связи между своими сверстниками и учителями, детьми и их родителями, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты.

     Для того, чтобы как-то решить эту проблему я пришла к выводу, что неплохие успехи достигаются в этой работе при проведении шуточных соревнований, инсценировок, а также интерактивных игр, которые я использую из сборника немецкого педагога-психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»

      Конечно, это может показаться непозволительной «роскошью» для логопеда, учитывая перегруженную коррекционную программу, проводить на подгрупповом занятии такого рода игры, на которые уходит, как минимум 5-10 минут. Но, поверьте, что кабинет логопеда может стать тем единственным местом, где дети могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама по себе. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.

      Особенно целебен такого рода опыт для «трудных» детей, поскольку благодаря этому они видят, что педагог и его сверстники пытаются понять их и интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Ни какой учитель и никакой ребёнок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых детей и детей «таких, как все».

      В процессе использования интерактивных технологий мы помогаем детям осознать свои ценности и установить приоритеты, можем также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Мы учим их простым мудростям:

проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять;

взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;

не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;

не нападай на других, когда тебе плохо.

      Педагог может помочь детям найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Он может научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.

      Позитивный эффект оказывает просвещение родителей. Практика последних лет показывает, что наиболее продуктивно интерактивное взаимодействие родителей со специалистами. Необходимо показать взрослым, как строить общение с ребёнком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с реальными возможностями; как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребёнка считаться с их мнениями и оценками, принимать и выполнять их правила поведения.

     Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога, родителей и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Использование интерактивной доски в начальной школе ( из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивной доски в начальной школе....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Использование схем и алгоритмов в работе школьного логопеда

Схемы и алгоритмы для работы с учащимися, которые плохо владеют учебной терминологией, с трудом формулируют правила правописания, осваивают и применяют их, что проявляется в большом количестве ошибок ...

Использование мнемотехники в работе школьного логопеда.

Выступление на семинаре-практикуме учителей-логопедов....

Использование мнемотехники в работе школьного логопеда.

Выступление на семинаре-практикуме учителей-логопедов....

«Личный сайт и социальные сети как ресурс для организации просветительской деятельности в работе учителя – логопеда (из опыта работы)»

Презентация опыта по данной теме была представлена в рамках заседания методического объединения учителей - логопедов и педагогов - психологов....