Программа по подготовке ребёнка с ЗПР к обучению грамоте
рабочая программа (логопедия, 1 класс) по теме

Тихонова Татьяна Григорьевна

 

Нарушение  нормального темпа психического развития препятствуют освоению школьной программы.         Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей. Основное  назначение программы  «Ступеньки к грамоте» - обучение  ребёнка с задержкой психического развития языковому анализу и синтезу на материале предложений, слов и звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopeda_dlya_rebenka_s_zpr.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Нарушение  нормального темпа психического развития препятствуют освоению школьной программы.        Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей. Основное  назначение программы  «Ступеньки к грамоте» - обучение  ребёнка с задержкой психического развития языковому анализу и синтезу на материале предложений, слов и звуков.

Цель:  подготовка  к обучению грамоте  ребёнка 6-7 лет с задержкой психического развития.  

Задачи:

Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонематического  слуха.

Формирование  навыков языкового  анализа  и синтеза.

Развитие связной  речи.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие мыслительных  операций.

Развитие зрительного  восприятия и  ориентировки в пространстве.

        Адресат.  Программа «Ступеньки к грамоте» рассчитана на детей  с задержкой психического развития  6-7 лет.

Временная продолжительность реализации программы – 1 год.

Предполагаемый результат. Улучшение свойств внимания, увеличение объёма памяти,   достаточно развитый  фонематический слух, умение проводить языковой  анализ и синтез, улучшение зрительного восприятия, расширение и уточнение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие занятия  проводятся индивидуально 2 раза в неделю, продолжительность 25-30  минут. На занятиях используется  дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития, разработанные  Р.Д.Тригер и Е.В. Владимировой, состоящий  из карточек с заданиями, предназначенными для  совместной работы учителя-логопеда и ребёнка.

Список источников информации:

Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1981. 

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: ВЛАДОС, 2001.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1986.

Содержание

Задачи

Методы и приёмы работы

I

II

III

IV

Сентябрь


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Формир. навыков язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Коррекция звукопр.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.

и ориентир. в простр.






Обследование






Обследование


«Вспомни, назови картинки»

«Найди одинаковых бабочек»

Узнавание неречевых звуков «Что шумит?»   «Что гудит?»

Анализ предлож. из 2 слов

Составление предложения из 2 слов (Кто? Что делает?)

Подг.  и пост. звука [Л]

«Чем похожи два предмета?»,

 «Составь целую картинку»


Выполнение 2 ступ инстр.

Определ.  направл-я  звука. «Где звучал колокольчик?»

Звук  [А] упр  № 1-4 (Т.В.)

Сотавл.  предл- я из 2 слов

Постан. и  авт.  звука [Л]

«Узнай по описанию»

 «Сколько предметов спряталось на картинке»

Октябрь


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Формир. навыков язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Коррекция звукопр.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.

и ориентир. в простр


«Запомни, назови»

«Найди грибы»

«Поймай звук [А]»

Звук  [А] упр  № 5- 8 (Т.В.)

Сотавл.  предл- я из 3 слов (Кто? Что делает? Что?)

Авт.  звука [Л]

«Найди лишнюю картинку»

 «Ориентировка (от себя)»



«Отгадай загадку»

«Сколько звуков [А услышал]»

Звук  [А] упр  № 8- 11 (Т.В.)

Автоматизация звука [Л]

Анализ предлож. из 4 слов

Сост-е предл.  из 4 слов.

«Чем похожи, чем отличаются»

«Разрезная картинка


«Будь внимательным»

«Ловим звук  [О]»

Звук  [О] упр  №11- 15 (Т.В.)

Авт   [Л] (альб Комаровой)

Запиши  предлож.(Схема)

Составление предложения из 3-4 слов.

«Раздели по группам»

«Найди тень»


«Узнай по звуку»

«Поймай звук  [О]»

Звук  [О] упр  №16- 21 (Т.В.)

Авт   [Л] (альб Комаровой)

Запиши  предлож.(Схема)

Составление предл по карт.

«Назови родственника» (синонимы)

«Найди такой же»

Ноябрь


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Коррекция звукопр.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.

и ориентир. в простр.






каникулы


Назови одним словом»

«Услышишь звук [О]- топни, на [А]- хлопни»

Зв А -О] упр  № 21- 25 (Т.В.)

Авт   [Л] (альб Комаровой)

Придумай  предл..к схеме.

Составление предл по карт.

«Слова -неприятели»  подбор антонимов

«Узнай половинку»


«Слушай и выполняй»

«Последний звук»

Зв [Ы] упр  № 26- 27 (Т.В.)

Авт   [Л] (альб Комаровой)

Придумай  предл..к схеме.

Составление предл. Упр № 28 (Т.В.)

«Иностранец»  (значение слов)

«Дорисуй»


«Повтори ритм»

«Поймай звук [Ы]»

Зв [Ы] упр  № 29- 31 (Т.В.)

Дифференциация  звуков [Л-Р] изол, в слогах.

Составление предл. с предлогами за – перед .       упр № 32 (Т.В.)

«Родственник»  

«Что пропало»

Декабрь


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Коррекция звукопр.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.

и ориентир. в простр.


«Хлопки»

«Поймай звук [Ы]»

 [Ы] упр  № 29-31, 34 (Т.В.)

Дифференциация  звуков [Л-Р]  в слогах, словах.

Составление предл. По картинке о девочке. Упр № 33 (Т.В.)

«Собери подходящие»  

«Что спряталось на картинке»



«Бежит, прыгает, идёт»

«Поймай звук [У]»

Зв [У] упр  № 35-38 (Т.В.)

Дифференциация  звуков [Л-Р], в словах и предл.

Составление предл. по картинке о новог.празднике          

«наведи порядок в игрушках»  

«Что на елке» (описание игрушек)


«Бежит, прыгает, идёт»

«НА  [У] - подними кружок »

Зв [У] упр  № 39-41 (Т.В.)

Дифференциация  звуков [Л-Р], в тексте.

Беседа по картинкам.          Упр 41, 42 (Т.В.)

 Ориентировка на горизонтальной поверхности.  

«Продолжи ряд»


«Узнай на слух »

«Дифференциация  [О-У]»

 Упр  № 43-46 (Т.В.)

«Подбери слова [О -У] »

Беседа по картинке.           Упр 50  (Т.В.)

«Найди ошибку»

 Ориентировка на горизонтальной поверхности.  

«Кому что нужно»

Январь


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.

     и ориентир. в простр.





каникулы


«Повтори ритм»

«Дифференциация  гласных звуков [А-О.У.Ы]»

 Упр  №  51 (Т.В.)

«Выбери картинки»

Беседа по картинке.           Упр 50  (Т.В.)

«Найди ошибку»

 Ориентировка на листе бум.

«Заштопай коврик»



«Узнай звук без голоса»

«Поймай звук [М]»

 Упр  №  52 - 57(Т.В.)

«Выбери картинки»

 Сост предл. с предлогами за, передж, межу  Упр 58  (Т.В.)

«Найди различия»

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Какая буква сломалась»


«Летит, плывёт»

«Подбери картинку. Зв [М]»

 Упр  №  59 -61(Т.В.)

Ответы на вопросы по картине Упр 62  (Т.В.)

«Чем похожи»

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Дорисуй фигуру»

Февраль


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр. и ориентир. в простр


«Правда, неправда»

«Поймай зв [И]»

 Упр  №  63 -66(Т.В.)

Составление рассказа по картине.  Упр 67  (Т.В.)

«Что для чего»

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Из буквы сделай другую»




«Повтори ритм»

«Подними букву»

 Упр  №  68 (Т.В.)

Составление рассказа с использованием предлогов перед, за, после. между покартине.  Упр 69  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

Преобразование букв.


«Запомни, повтори слова»

«Поймай звук [В]»

 Упр  №  70- 74 (Т.В.)

Составление рассказа по вопросам   Упр 75  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Раздели на группы»


«Запомни, повтори слова»

«Поймай звук [В]»

 Анализ звукосочетаний    Упр  №  76- 78 (Т.В.)

Составление рассказа по вопросам   Упр 79  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Буквы сломались»

Март


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр. и ориентир. в простр


«Запомни, повтори слова»

«Поймай звук [В]»

 Анализ звукосочетаний    Упр  №  80-82 (Т.В.)

Составление рассказа по вопросам   Упр 83  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Заштопай коврик»

«Найди ошибку в предложении»

«Поймай звук [К]»

 Звуковой анализ слов из 3 звуков.  Упр  №  84-85 (Т.В.)

Составление рассказа по вопросам   Упр 86  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Зачеркни, подчеркни»

«Правда, неправда»

 «Поймай звук [П]»

 Звуковой анализ слов        Упр  №  87-90 (Т.В.)

Составление рассказа о собаке и щенках.                 Упр 93  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Узнай буквы на ощупь»



каникулы

Апрель


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Коррекция звукопр.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.   и ориентир. в простр


«Повтори ритм»

 «Поймай звук [С]»

 Звуковой анализ слов (преобразование слов)             Упр  №  94 -96 (Т.В.)

Рассказ по картине «Дети на прогулке».    Упр 97  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Узнай буквы на ощупь»



«Живое- неживое»

 «Подними букву С»

 Звуковой анализ слов (преобразование слов)             Упр  №  98 -99 (Т.В.)

Рассказ по картине «Девочка с корзинкой».Упр 102  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Что лежит на тарелках»


«Тонет - плавает»

 «Звук [И]»

 Звуковой анализ слов       Упр  №  100, 101 (Т.В.)

Рассказ по картине «Девочка поливает цветы».  Упр 107  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Что лежит на тарелках»


Тонет - плавает»

 «Звуки  [Л и Ль]» Твердые и мягкие согласные.

 Звуковой анализ слов       Упр  №  103- 107 (Т.В.)

Рассказ по картине «Девочка с подружками на прогулке».  

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Найди следующий флажок»

Май


Развитие слуховой памяти и внимания.

Развитие фонем. слуха

Развитие . нав. язык.   анализа  и синтеза.

Развитие связн. речи.

Коррекция звукопр.

Развитие мысл. опер.

Развитие зрит.  воспр.  и ориентир. в простр


«Летает –не летает»

 «Звуки [С и Сь]» Твердые и мягкие согласные.

 Звуковой анализ слов       Упр  №  108- 109 (Т.В.)

Рассказ по картине «Девочка и кошка».  Упр 110  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Собери корабль»


 

«Запомни, повтори»

 «Согласные звуки» Твердые и мягкие согласные.

 Звуковой анализ  звуков  

 Упр  №  113- 114 (Т.В.)

Рассказ по картине «Мальчики»

.Упр 116, 117  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Какие буквы сломались»


«Правда-неправда»

 «Звуки [Ти Ть]» Твердые и мягкие согласные.

 Звуковой анализ слов Упр  №  115, 118, 120, 121  (Т.В.)

Рассказ по картине «Школа».Упр 125  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Собери машину из деталей»




«Правда-неправда»

 «Звуки [Р и Рь]» Твердые и мягкие согласные.

 Звуковой анализ слов.       Упр  №  122- 126  (Т.В.)

Рассказ по картине        «Дети на стадионе».          Упр 133  (Т.В.)

 Диктант («Клетка за клеткой»)

«Дорисуй буквы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ,физической культуре , изобразительному искусству ,обучению грамоте

Программа используется по УМК "Перспективная нач. школа" и по УМК  "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 1 класс Обучение грамоте

Рабочая  программа «Русский язык» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по  русскому языку 2010г. ,  программы «Русский...

Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него дос...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (период обучения грамоте)

Рабочая программа по литературному чтению на 1 полугодие 1 класса...