"Речевое недоразвитие дошкольника, как причина неудач в период школьного обучения"
материал по логопедии (1 класс) на тему

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в 1 класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношеннии к нему учителя, в "неудачных" одноклассниках и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._rechevoe_nedorazvitie.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание МО

учителей начальных классов.

Доклад на тему:

«Речевое недоразвитие дошкольника,

 как причина неудач в период школьного обучения».

Выполнила

Колодезева А.И.

2012 г.

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не  оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывает заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, неточном понимании значений слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой ( ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или в заменах одних речевых звуков другими и прочее. К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка – дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребёнок с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов. И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированности речи ребёнка в период его дошкольного развития.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте.

Совершенно необходимым условием для своевременного устранения «возрастного косноязычия» является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляцией звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространённой «семейной картавости», которую ребёнок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым  нравится его речь и они сами подражают ей!

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и др.) Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер. Некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте. в дальнейшем неизбежно отражаются на письме в виде специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв и прочие)  Детям с нарушением звукопроизношения рекомендуется посещать логопедические занятия.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем или поможет их преодолеть, если они не были предупреждены в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психол...

Страх неудачи у детей школьного возраста

Этот страх, возможно, самый «коварный» из тех, с которыми может столкнуться школьник. Почему? Да просто потому, что об этом страхе ребенок с наименьшей вероятностью скажет: «Я боюсь», вы скорее услыши...

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе   педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению...

Мультидисциплинарный подход к диагностике причин трудностей школьного обучения в начальной школе

«Мультидисциплинарное исследование учащихся младших классов с трудностями школьного обучения»В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблемы трудностей школьного обуче...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...