Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизических особенностей, интересов, потребностей детей и подборе на этой основе соответствующего содержания образования. Большое значение в реализации принципа индивидуального подхода имеют те способы, методы, при помощи которых содержание образования транслируется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniezvuki_u_i_e.doc | 488 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [У]
Этапы | Формируемые представления, умения | Методы | Содержание занятия | |||
1. | Общее понятие о звуке [У] | Аудиально-визуальный | *Сегодня в гости к ним пришел новый звук. И привел он с собой друзей. Посмотрите на картинки и назовите их: утюг, удав, улитка, утка. Какой первый звук во всех этих словах? Выделите голосом первый звук [У] в этих словах (дома) раскрасить картинки. *Что вы знаете о звуке [У]? Почему его относят к гласным звукам? (При произнесении звука [У] воздух проходит свободно, не встречает препятствия). Каким цветом закрасим кружок в углу? Почему красным цветом? (Звук [У] гласный). | Работа в тетради. Д/з. |
| |
2. | Артикуляция звука. | Визуально-кинестетический. | *Обратите внимание: звук [У] поет песенку волка: У - у - у. Губы у нас сложены "трубочкой", язык лежит за нижними зубами, воздух выходит спокойно и плавно У - У - У. Посмотрите друг на друга (в зеркало). | |||
3. | Звукоподражание | Аудиально-кинестетический. | *Представьте, что вы самолеты. Поставьте руки в стороны, это ваши крылья. Как гудит самолет? (У - У). Самолеты загудели (громко У - У - У). Самолеты полетели (громко У - У - У). На полянку тихо сели (тихо У - У - У). Да и снова полетели (громко У - У - У). (Дети выполняют действия соответствующие тексту). | Подвижная игра "Самолеты" со звукоподражанием. | ||
4. | Определение места звука [У] в слове. | Визуально-кинестетический. | *Посмотрите на картинки справа. В каждом из слов, обозначающих изображенные предметы, есть звук [У]. Давайте определим, какое место в слове занимает этот звук (в начале, в середине, в конце слова). В зависимости от места расположения звука [У], нарисуйте красный кружок в начале, в середине или в конце отрезка. | Работа в тетради. |
| |
5. | Развитие фонематич. слуха. | Аудиально-кинестетический. | *Встаньте в круг. Я буду произносить разные звуки. Если услышите звук [У], медленно покружитесь, если другие звуки стойте спокойно. (Произносятся звуки [У], [И], [О], [А], [У], [И], [У], [А]). | |||
6. | Выделение слов с заданным звуком [У]. | Визуально-кинестетический. | *Внимательно посмотрите на группу предметов, изображенных ниже. Подчеркните те рисунки, в названии которых встречается звук [У]. Какое место он занимает в слове? (Подчеркнутые рисунки дома раскрасить) | Работа в тетради. Д/з. |
| |
7. | Звуковой анализ слова. Работа со схемой. | Аудио-визуально-кинестетический. | *Скажите, как мы кричали в лесу, когда заблудились? (АУ!). сколько звуков в этом слове? Какой первый звук? Звук [А] гласный или согласный? Каким цветом закрасим кружок? Второй звук в слове АУ, какой? Звук [У] какой? Каким цветом обозначим кружок в схеме? Передвигая фишку по кружкам, произнесите слово АУ. *Произнесите слово так, чтобы выделить голосом: второй звук. Первый звук. *Какой по счету (покажи) звук [У], [А]. | |||
8. | Дифференциация звуков [А], [У] на слух. | Аудиально-кинестетический. | *Давайте поиграем в игру. Каждый надевает медальон с картинкой, название которой начинается со звука [А] или [У]. Буду называть сочетание звуков (ау, аау, ууа и т. п.), а вы, ребята, должны "соединиться", образуя "живые" цепочки звуков. | Игра "Живые звуки". | ||
9. | Дифференциация звуков [А]- [У]. | Визуально-кинестетический. | *От слов, звучание которых начинается со звука [А] проведите линии к первому красному кружку (звук [А]), а от слов, начинающихся со звука [У], ко второму кружку (звуку [У]). | Работа в тетради. | ||
Обобщение | *Какой звук к нам приходил в гости? *Что вы можете сказать о звуке [А]? *Назовите слова со звуком [А]. |
Звук [Э]
Этапы | Формируемые представления, умения | Методы | Содержание занятия | |||
1. | Общее понятие о звуке [Э] | Аудиально-визуальный | *Отгадайте загадку: На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. (Эхо). Какой первый звук в слове эхо? *Посмотрите на картинку и назовите предметы, которые на ней изображены. Произнесите слова и выделите звук [Э] в начале слова голосом. | Работа в тетради. | ||
2. | Артикуляция звука. | Визуально-кинестетический. | *Обратите внимание: звук [Э] эхаем, дразнит всех: губы - в улыбке, нижняя губа оттянута вниз; кончик языка внизу, слегка горбиком выгибается (образец педагога). Давайте произнесем звук и посмотрим друг на друга (в зеркало). *А что вы знаете о звуке [Э]? Почему его называют гласным звуком? Закрасьте кружок в квадрате красным цветом. | |||
3. | Определение места звука [Э] в слове. | Визуально-кинестетический. | *Внимательно посмотрите на группу предметов, изображенных ниже. Нам необходимо отгадать место звука [Э] в слове. В соответствие с местом нарисуй крупную точку в начале, в середине или в конце отрезка, помещенного под картинкой. | Работа в тетради. | ||
4. | Визуально-кинестетический. | *(На доске висит карман в виде домика, рядом серия картинок). Звук [Э] вышел погулять и потерялся. Помогите звуку [Э] попасть в свой домик. Найдите картинки в словах, которых есть звук [Э] и вставьте их в домик (в карман). | Игра "Найди домик". | | ||
5. | "Найди картинку". | *Найдите изображение предметов, в названии которых есть звук [Э]. Раскрасьте их. | ||||
6. | Звуковой анализ слова. | Аудиально-визуально-кинестетический. | *Произнесите слово ЛЕС, определите сколько в нем звуков. Рядом с рисунком изображено соответственно 3 клетки - звуковые домики этого слова. Посчитайте фишкой. *Определим, какой звук первый, для чего голосом его выделим: [Л, ЭС]. Звук [Л, ] гласный или согласный? Согласный, мягкий, изобразим его зеленым кружком. Второй звук, после [Л, ], какой? Что мы знаем о звуке [Э]? Каким цветом мы раскрасим кружок? (Красным). Третий, последний звук какой? Выделите звук голосом: [Л, ЭССС]. Какой звук [С] и каким цветом раскрасим кружок? (Этот звук согласный, твердый и изобразим его кружком синего цвета). И еще раз прочитайте (произнесите) слово, двигая фишку по кружкам: [Л, ЭС]. | |||
7. | Развитие фонематического слуха. | Аудиально-кинестетический. | *Встаньте в круг. Если вы услышите звук [Э], то должны поднять руку вверх и покружиться.
| |||
8. | *Разделитесь на 2 команды. Первая команда придумывает слова со звуком [Э] в начале, а вторая - со звуком [Э] в середине слова. Называть по очереди. | |||||
Обобщение | *С каким звуком мы познакомились? Что вы о нем можете сказать? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для учащихся начальной школы " Исследование понятия "звук" для развития звуковой культуры речи"
Проектная исследовательская работа позволяет учащимся начальной школы наглядно "увидеть" как образуются звуки, как мы их слышим, на какие группы их можно разделить и использовать полученные знания в с...
Игры на развитие звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. ...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте
Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.
Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».
Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...