Современное состояние проблемы письменной речи.
статья по логопедии на тему

Высокова Наталья Николаевна

Дан обзор состояния письменной речи у детей в школе и путей преодоления возникащих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_sostoyanie_pismennoy_rechi.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

   СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  Бывает очень обидно, когда некоторые из вас, просматривая тетради своих детей, обнаруживают в каждой строчке, в каждом слове – ошибки. Ладно бы не старались, так ведь нет, есть дети, которые стараются! Но не дается им грамота – хоть плачь!

        Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление не случайное.так как письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие  следующие анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь   .    . Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня его развития. Поэтому любая речевая патология на разных этапах развития устной речи является одной из причин затруднений  формирования.письменнй Так же несформированность какой-либо из указанных функций любого анализатора может вызвать нарушение письменной речи.

Что же такое нарушение письменной речи? Как проявляются? Как  помочь ребенку?

В логопедии нарушение письменной речи обозначают таким термином как дисграфия. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Своевременное выявление и устранение дисграфии облегчает в дальнейшем учебно-познавательную деятельность учащихся.   Необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны и носят стойкий характер.      Если ошибки носят единичный характер, то скорее всего, это результат переутомления.

Основные дисграфические ошибки

Смешение звонких и глухих согласных;

Нарушение различения твердых и мягких согласных

Пропуск гласных, согласных букв;

Пропуски слогов;

Перестановки букв, слогов;

Недописывание слова;

Несоблюдение границ предложений.

Слитное написание и произвольное деление слов

Обратимся к рассмотрению анализаторов ,влияющих на развитие письменной речи

I. Речеслуховой анализатор

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Если с первыми двумя все более или менее понятно, то с понятием речевой слух я хочу вас познакомить. Он служит для понимания сказанного, отличия одного звука от другого, определения разницы между словами (дочка-точка, уголь-угол). А способнность человека к распознанию звуков речи  называется фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

  1.  

II. Двигательный анализатор

    При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

  1. Дрожащие линии;
  2. Колебание наклона и высоты букв;
  3. Быстрое наступление мышечного утомления;
  4. Небрежное выполнение письменных работ.

 

III. Речедвигательный анализатор

       Если у ребенка в речи имеются нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его и на письме:

« Как говорю, так и пишу».

        .

      В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина -  при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

 

IV. Зрительный анализатор

 1. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у,л-м 

2. Зеркальность (с,э,з,е)(дети пишут эти буквы в обратную сторону)

3. Трудность удержания строки, наклона

, Коррекцию нарушения письменной речи в школе выполняют логопеды. Но и родители могут помочь своему ребенку. Некоторые тренировочные упражнения я представлю вашему вниманию.

 

VI. Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия  

     Упражнения при нарушении речеслухового анализатора:

- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба, и др);

- отбирать картинки на заданный звук;

- выделять первый, последний звуки в словах;

- определять последовательность и количество звуков в словах;

- синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р)

 

2. Развитие языкового анализа и синтеза

 Задания сводятся к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Составить графическую схему данного предложения.
  3. Поднять, цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении. и т.д.

3. Развитие слогового анализа и синтеза

Для развития слогового анализа и синтеза можно использовать следующие  упражнения:

При письме подчеркивать все гласные (если ребенок пропускает гласные)

 Или согласные (если ребенок пропускает согласные).

 Прохлопать столько раз ,сколько слогов в слове

VII. Рекомендации по развитию мелкой моторики рук

         Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, лепка .мозаика, перебирание зерна  Очень проста и не требует большой подготовки пальчиковая гимнастика за столом.

  1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки; обеих рук одновременно.
  4. Имитация игры на пианино.

 

VIII. Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза.

  1. Назвать предметы по их контурам.
  2. Назвать и дорисовать предметы.
  3. Выполнить поиск «спрятанных предметов на картинке.
  4. Назвать перечеркнутые изображения (буквы, цифры)
  5. Обвести контуры букв, цифр.
  6. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
  7. Показать правильно написанную букву.
  8. Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры)
  9. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв и т. д.

 

         Таким образом, мы должны помочь детям преодолеть трудности в решении учебных и речевых проблем.

Список использованной литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 2005

2. Борисова Е.А. Игры с пальчиками. Биробиджан, 2004

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М., 1991

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ:Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. М., 2004

6. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. М., 2008

7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997

8. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...

Диагностика отклонений в развитии у детей: история психодиагностики и современное состояние проблемы.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Изучение современного состояния проблемы профилактики дислексии и дисграфии в логопедической литературе позволило нам сделать предположение о том, что необходимо проведение целенаправленной, планомерн...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В статья описаны проблемы письменной речи...

Статья "Славянизм как проблема лексикологии современного русского литературного языка (по данным письменной речи школьников)".

Статья "Славянизм как проблема лексикологии современного русского литературного языка (по данным письменной речи школьников)"....

Современное состояние проблемы формирования учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с дизорфографией

Современная система образования направлена  на формирование самостоятельной, интеллектуально развитой личности. Образование в начальной школе – фундамент всего последующего образования. Сам...

Диагностика состояния письменной речи.

Представлены материалы для обследования состояния письма обучающихся начальных классов....