Современное состояние проблемы письменной речи.
статья по логопедии на тему
Дан обзор состояния письменной речи у детей в школе и путей преодоления возникащих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Бывает очень обидно, когда некоторые из вас, просматривая тетради своих детей, обнаруживают в каждой строчке, в каждом слове – ошибки. Ладно бы не старались, так ведь нет, есть дети, которые стараются! Но не дается им грамота – хоть плачь!
Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление не случайное.так как письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие следующие анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь . . Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня его развития. Поэтому любая речевая патология на разных этапах развития устной речи является одной из причин затруднений формирования.письменнй Так же несформированность какой-либо из указанных функций любого анализатора может вызвать нарушение письменной речи.
Что же такое нарушение письменной речи? Как проявляются? Как помочь ребенку?
В логопедии нарушение письменной речи обозначают таким термином как дисграфия. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Своевременное выявление и устранение дисграфии облегчает в дальнейшем учебно-познавательную деятельность учащихся. Необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны и носят стойкий характер. Если ошибки носят единичный характер, то скорее всего, это результат переутомления.
Основные дисграфические ошибки
Смешение звонких и глухих согласных;
Нарушение различения твердых и мягких согласных
Пропуск гласных, согласных букв;
Пропуски слогов;
Перестановки букв, слогов;
Недописывание слова;
Несоблюдение границ предложений.
Слитное написание и произвольное деление слов
Обратимся к рассмотрению анализаторов ,влияющих на развитие письменной речи
I. Речеслуховой анализатор
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Если с первыми двумя все более или менее понятно, то с понятием речевой слух я хочу вас познакомить. Он служит для понимания сказанного, отличия одного звука от другого, определения разницы между словами (дочка-точка, уголь-угол). А способнность человека к распознанию звуков речи называется фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.
II. Двигательный анализатор
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- Дрожащие линии;
- Колебание наклона и высоты букв;
- Быстрое наступление мышечного утомления;
- Небрежное выполнение письменных работ.
III. Речедвигательный анализатор
Если у ребенка в речи имеются нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его и на письме:
« Как говорю, так и пишу».
.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина - при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
IV. Зрительный анализатор
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у,л-м
2. Зеркальность (с,э,з,е)(дети пишут эти буквы в обратную сторону)
3. Трудность удержания строки, наклона
, Коррекцию нарушения письменной речи в школе выполняют логопеды. Но и родители могут помочь своему ребенку. Некоторые тренировочные упражнения я представлю вашему вниманию.
VI. Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия
Упражнения при нарушении речеслухового анализатора:
- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба, и др);
- отбирать картинки на заданный звук;
- выделять первый, последний звуки в словах;
- определять последовательность и количество звуков в словах;
- синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р)
2. Развитие языкового анализа и синтеза
Задания сводятся к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Составить графическую схему данного предложения.
- Поднять, цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении. и т.д.
3. Развитие слогового анализа и синтеза
Для развития слогового анализа и синтеза можно использовать следующие упражнения:
При письме подчеркивать все гласные (если ребенок пропускает гласные)
Или согласные (если ребенок пропускает согласные).
Прохлопать столько раз ,сколько слогов в слове
VII. Рекомендации по развитию мелкой моторики рук
Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, лепка .мозаика, перебирание зерна Очень проста и не требует большой подготовки пальчиковая гимнастика за столом.
- Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
- Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
- Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки; обеих рук одновременно.
- Имитация игры на пианино.
VIII. Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза.
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать и дорисовать предметы.
- Выполнить поиск «спрятанных предметов на картинке.
- Назвать перечеркнутые изображения (буквы, цифры)
- Обвести контуры букв, цифр.
- Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
- Показать правильно написанную букву.
- Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры)
- Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв и т. д.
Таким образом, мы должны помочь детям преодолеть трудности в решении учебных и речевых проблем.
Список использованной литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 2005
2. Борисова Е.А. Игры с пальчиками. Биробиджан, 2004
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М., 1991
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ:Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. М., 2004
6. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. М., 2008
7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997
8. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309640-1381076570.jpg)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-91714-1372176646.png)
Диагностика отклонений в развитии у детей: история психодиагностики и современное состояние проблемы.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825301-1475678570.jpg)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Изучение современного состояния проблемы профилактики дислексии и дисграфии в логопедической литературе позволило нам сделать предположение о том, что необходимо проведение целенаправленной, планомерн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/24/picture-117511-1487964597.jpg)
Статья "Славянизм как проблема лексикологии современного русского литературного языка (по данным письменной речи школьников)".
Статья "Славянизм как проблема лексикологии современного русского литературного языка (по данным письменной речи школьников)"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/04/picture-901233-1488638142.jpg)
Современное состояние проблемы формирования учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с дизорфографией
Современная система образования направлена на формирование самостоятельной, интеллектуально развитой личности. Образование в начальной школе – фундамент всего последующего образования. Сам...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/08/picture-319999-1502209481.jpg)
Диагностика состояния письменной речи.
Представлены материалы для обследования состояния письма обучающихся начальных классов....