Прелоги В, НА, ПОД.
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

Копликова Наталья Николаевна

Учить воспринимать предлоги как отдельное слово, правильно употреблять предлоги в речи и писать отдельно от слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlogi_v_na_pod-_seminar.doc695.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  специальное  (коррекционное)  образовательное

учреждение  для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями здоровья  общеобразовательная  школа – интернат  VIII  вида

с. Шабельского Краснодарского края

Занятие по логопедии

Тема:

«Предлоги В, НА, ПОД»

                                                                Учитель - логопед

                                                   Копликова Н.Н..

                                                                        

2013 уч.г.

План урока

  1. Тема: предлоги В, НА, ПОД.
  2. Письмо.
  3. 4 класс.
  4. Урок изучения нового материала.
  5. Беседа.
  6. Групповое занятие.
  7. Цели:  дать знания о предлогах  как об отдельных словах, правильно употреблять предлоги в речи и писать отдельно от слова, к которому они относятся; уточнять конкретно-пространственные значения  предлогов; расширять словарь; развивать логическое мышление, произвольную память и внимание; воспитывать толерантность,  любовь к русскому языку.
  8. Материально – техническое обеспечение: магнитофон, диск с  записью музыки «Голоса леса», классная доска,  компьютер.
  9. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.    
  10. Связь с  развитием речи, чтением, рисованием.
  11. Форма обратной связи:  учитель – ученик, ученик – учитель.
  12. Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Упражнения кинезиологической программы.
  3. Проверка Д/з.
  4. Введение в тему (проблемное).
  5. Работа по теме занятия.
  6. Работа у доски.
  7. Зрительная гимнастика.
  8. Работа в тетради.
  9. Динамическая пауза.
  10. Закрепление материала.
  11. Итог урока.

   

               

Тема: «Предлоги В, НА, ПОД».

Цели: дать знания о предлогах  как об отдельных словах, правильно употреблять предлоги в речи и писать отдельно от слова, к которому они относятся; уточнять конкретно-пространственные значения  предлогов; расширять словарь; развивать логическое мышление, произвольную память и внимание; воспитывать толерантность,  любовь к родному языку.

Оборудование: предметные картинки, схемы  (условные обозначения предлогов) – демонстрационный набор и индивидуальные комплекты, ручки, тетради, карандаши, слайды.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сядет тот, кто отгадает загадку.

Дом открыт со всех сторон. В доме – тысячи колонн.

Над колоннами – шатры, под колоннами – ковры.

Тут живут и на коврах, и в колоннах, и в шатрах.  (Лес).

  1. Упражнение кинезиологической программы «Ленивые восьмерки», «Шапочка размышления». Ребята, для того, чтобы нам правильно мыслить и запоминать, мы должны «надеть» «Шапочку размышления» и прописать в воздухе на горизонтальной плоскости «Ленивые восьмёрки». Молодцы!
  2. Проверка Д/з. Дидактическая игра. Цель: закрепление собственных имен. Учитель называет названия предметов, а дети имена этих предметов. Предметы: улица, город, столица, площадь.
  3. Введение в тему урока.  Логопед предлагает ученикам выполнить следующие задания.

Положить карандаш в книгу.

Положить карандаш на книгу.

Положить карандаш под книгу.

Положить карандаш … книгу.

Логопед, вы затрудняетесь выполнить последнее задание только потому, что я пропустила одно маленькое слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила.

Чтобы правильно построить предложение, необходимо знать о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл.  Ребята, живут на свете маленькие слова – предлоги. Они выполняют важную работу: соединяют слова по смыслу. Было два слова- белка, дерево. Появился предлог на – и стала белка на дереве.  Лежали отдельно книга и портфель. Прибежал предлог в – оказалась книга в портфеле. Плыл туман, увидел речку. Оказался туман над речкой.

  1. Работа по теме занятия. У каждого ученика схемы предлогов. Найти схемы, которые соответствуют предлогам  В,  НА,  ПОД. Составление с ними предложений (устно).
  2. Работа у доски.  Заполнить смысловые скважины (записать нужный предлог).

Дочка поставила чашки --- стол. Чашки стоят --- столе. Мама повесила платье --- шкаф. Платье висит --- шкафу. Обувь поставили --- стул. Обувь стоит --- стулом.

  1. Зрительная гимнастика по В. Ф. Базарнову с использованием тренажера «Восьмёрка».
  2. Работа в тетрадях. Сядьте ровно, выпрямитесь. Графический диктант. Цель: проверка навыка раздельного написания предлогов с другими словами.

Образец: Птица жила  в комнате, в клетке.

                 --------   -------  √ -----------  √ --------- .

                 Ласточки  вернулись на юг, в теплые края.

                 В лесу под деревьями еще лежит снег.

                 Попугай живет на даче, в клетке.

  1. Динамическая пауза на ориентировку в пространстве.

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал, той самой рукою,

Которой писал, и книгу листал,

И мячик кидал, и пол подметал.

Победа! – раздался ликующий крик,

Где право, где лево – узнал ученик!

Уточнить лексическое значение слова «ликующий».

  1.  Работа с картинкой. У каждого ребенка лист бумаги с нарисованным, по середине, домом. Ребята, возьмите карандаши и внимательно выполните задание. Нарисуйте на доме трубу, в доме окно, под окном дерево.

10.Закрепление пройденного материала. Слайд №1. Задание: прочитать, вставляя вместо точек  предлоги В, НА, ПОД.

     12. Итог занятия. С какими словами мы работали?

                                   Что нового вы узнали на занятии?

                                   Оценка деятельности учащихся.

Учитель.  Ребята, я подарю вам на память картинки, которые вы сегодня дорисовали, чтобы вы запомнили этот урок. И надеюсь, что вам он понравился.

Дидактический материал к занятию

  1. Предметные картинки.
  2. Схемы  (условные обозначения предлогов) – демонстрационный набор и индивидуальные комплекты,
  3. Презентация.

Список  использованных источников

      1. Аксенова А.К. Галунчикова Н.Г. Русский язык 4 класс – Москва: Просвещение, 2012.- 153с.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся  начальных классов –Москва: Владос,  2006. – 223с.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников – Москва: Владос, 1995. – 144с.
  3. Узорова О. Нефедова Е. Загадки для развития речи, памяти и абстрактного мышления – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 158с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прелоги и их роль в предложении"

Конспект урока русского языка. "Предлоги и их роль в предложении"...