Адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам» для младших школьников с билингвизмом в условиях общеобразовательной школы»
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих «СОШ № 14», является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полного незнания русского языка. В нашем городе нет специальных школ для данной категории детей, следовательно, они вынуждены посещать массовую школу. Вашему вниманию представлен материал по обучению творческому рассказыванию младших школьников с билингвизмом. Этот материал был основан на программе Т.А. Ткаченко "Обучение творческому рассказыванию по картинкам" 2006г. данный материал может быть полезным для учителей-логопедов в работе с детьми, для который русский язык не является родным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ № 14»

Адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам»

для младших школьников с билингвизмом в условиях общеобразовательной школы»

автор: учитель-логопед

                                           Проворова Ирина Вениаминовна

г.Нефтеюганск

Содержание

1.

Обоснование выбора темы

2.

Основные принципы построения курса коррекционных занятий

3.

Структура коррекционного воздействия

Диагностический этап

Коррекционный этап:

  1. Основные методы коррекционного обучения
  2. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
  3. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами школы

Контролирующий этап

4

Продолжительность и структура занятий

5

Библиография

6

Приложение

Вступление  

В современной логопедии встречаются разные точки зрения по проблеме обучения детей с билингвизмом.

Н.А. Румега отмечает, что наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной логопедической помощи. Ею предложена разработанная и апробированная система диагностики, и программа курса коррекционных занятий для двуязычных детей

Равиль Айсаевич Вафеев профессор Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева, а ныне Югорского государственного института занимающийся этой проблемой не один год считает, что проблема билингвизма превратилась в комплексную проблему. Особый интерес она вызывает у социологов, психологов и педагогов.

Якунина Ольга Владимировна на конференции… указывает, что именно логопедия на сегодняшний день является той научно-практической сферой, для которой выдвинутая проблема может стать одним из интересных, серьезных и успешно решаемых направлений.

Эта проблема очень актуальна и для нашей школы так как мы обучаем значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полного незнания, которые испытывают трудности при ответах у доски, при пересказывании, рассуждении, доказательствах, при написании изложений и сочинений.

Как следствие такие дети испытывают дискомфорт, неуверенность в себе, что влияет на психологическое здоровье и их самочувствие.

1. Обоснование выбора темы

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих «СОШ № 14», является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полного незнания русского языка. В нашем городе нет специальных школ для данной категории детей, следовательно, они вынуждены посещать массовую школу.

Стойкая неуспеваемость и трудность школьной адаптации, у детей с билингвизмом, является одной из наиболее острых проблем. Для ребенка-билингва, процесс овладения новым языком – это коренная перестройка мышления. Известно, «чем беднее процесс формирования речи, тем ребенку будет сложнее овладеть навыками чтения и письма». [1]

Незнание  русского языка вызывает значительные затруднения у младших школьников с двуязычием, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их адаптации в целом.  

Из вышеизложенного следует, что успешная социализация и психическое здоровье обучающегося напрямую зависит от речевого развития. Только целенаправленная работа с учетом комплексной структуры процесса будет способствовать улучшению качества обучения детей с языковым барьером.

В 2007 – 08 учебном году на школьный логопункт была набрана группа учащихся, у которых языковой барьер сочетается с другими трудностями: наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии. В свою очередь, все вышеперечисленные проблемы   препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной логопедической помощи.

В настоящее время в коррекционной педагогике недостаточно сформированы критерии, позволяющие определить уровень готовности к овладению письменной речи ребенка-билингва. В обучении детей с билингвизмом не применяются специальные методики, учитывающие некоторые особенности речевых функций, которые присущи данному контингенту учащихся. Мало пособий помогающих логопедам и учителям осуществлять индивидуальную коррекционную работу, недостаточно диагностических технологий, способствующих составлению представлений об индивидуальных особенностях данных детей.

Поэтому с данной группой учащихся проводилась работа с учетом нескольких направлений, которые используются в отечественной логопедии:

  1. дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
  2. автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
  3. закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Работа по развитию словарного запаса за два периода обучения осуществлялась с учетом реализации следующих задач:

  1. обогащать и уточнять словарный запас учащихся;
  2. развивать представление об окружающем мире;
  3. формировать навыки словообразования и словоизменения;
  4. обучать правильному грамматическому оформлению предложения;
  5. формировать умение анализировать и оценивать продуктивность         собственной деятельности;
  6. развивать отдельные стороны психической деятельности;
  7. развивать просодическую сторону речи (отработка интонации голоса при помощи логических ударений, интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления и др.).

В настоящее время мы можем говорить о таких результатах:

  1. у данной группы детей сформировалось положительная учебная мотивация к логопедическим занятиям;
  2. учащиеся бесконфликтно работают в группах;
  3. уровень понимания и владения русской речью постепенно улучшается;
  4. сформировалось умение внимательно слушать и слышать логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
  5. улучшился контакт с родителями.

Эффективность работы можно отследить по данным, полученным в результате первичной и вторичной диагностики. (Приложение №1). Положительная динамика доказывает, что предложенная работа является актуальной и своевременной.

В сентябре 2009 года была проведена диагностика экспериментальной группы для выявления трудностей обучающихся и определения целей и задач на третий период обучения. Был проведен анализ диагностических данных, который показал следующие трудности учащихся:

  1. активный словарь беднее пассивного;
  2. неправильное употребление падежных окончаний;
  3. неверное  употребление  числа  имен  существительных (вместо единственного числа встречаются употребления множественного и наоборот);
  4. трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе);
  5. в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);
  6. трудности в творческих заданиях (сочинение, творческое рассказывание)

Исходя из трудностей обучающихся, становится очевидным то, что необходимо продолжить работу по развитию связной речи и творческих способностей данных детей.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску главной мысли. Из-за неумения использовать словарный запас дети с языковым барьером могут нарушать синтаксическую структуру предложения и логику повествования. Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных конструкций. Все эти трудности отражаются и в письменных творческих работах.

Современная педагогика называет творческими рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным логопедов и психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Однако навык творческого рассказывания учащихся крайне важен. На нем  строятся ответы у доски, рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и прочее. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах обучающегося. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир. Поэтому данная проблема актуальна.

Гипотеза: обучение творческому рассказыванию младших школьников с билингвизмом окажет положительное влияние на развитие речи в целом, что в свою очередь поможет умению писать изложения, сочинения.

Новизна программы:

  1. данная программа используется мной в работе с младшими школьниками с билингвизмом;
  2. в работе используется видеосъемка рассказов обучающихся, с последующим самоанализом;
  3. разработаны диагностики самоанализа видеоматериала и творческого рассказывания.

Целью  работы является: адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам» для младших школьников с билингвизмом в условиях МОУ «СОШ №14»

Задачи:

  1. провести диагностику  уровня активного и пассивного словаря учащихся;
  2. развивать связную речь через обучение по десяти видам творческого рассказывания, предложенных Т.А.Ткаченко;
  3. диагностировать речь младших школьников с билингвизмом при составлении творческого рассказа.

Объект:
процесс развития речи младших школьников в условиях двуязычия, через творческое рассказывание
         Предмет:
эффективные логопедические методы и приемы по развитию речи и обучению рассказыванию данных детей.
          Субъект:
экспериментальная группа учащиеся младших классов с языковым барьером

I этап – Диагностический (сентябрь)

Обоснование: умение составлять творческие рассказы во многом зависит от того, как развита речь ребенка, от способности использовать пассивный словарь, работая с творческими заданиями.

Наиболее достоверные сведения об уровне развития русского языка у детей- билингвов можно получить, проведя обследование. Для этого была определена задача диагностического этапа работы.

Задача: провести диагностику  уровня активного и пассивного словаря учащихся;

Виды диагностики

Автор методики

Приложения

1

устная речь учащихся

Н.А.Румега

Приложение № 2

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

  1. интереса,
  2. внимания,
  3. памяти,
  4. инициативности,
  5. воображения,
  6. мышления (в том числе критического) и др.

Поэтому на данном этапе учитель-логопед получает подробные рекомендации школьного психолога.  (Приложение №3)

II этап – Коррекционный (ноябрь - апрель)

Обоснование:   как уже отмечалось выше навык творческого рассказывания для учащихся крайне важен. На нем  строятся ответы у доски, рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений.

Задача: развивать связную речь через обучение по десяти видам творческого рассказывания  предложенных Т.А.Ткаченко

Направления работы:

  1. обогащать и уточнять словарный запас учащихся;
  2. развивать представление об окружающем мире;
  3. обучать правильному грамматическому оформлению предложения;
  4. формировать умение анализировать и оценивать продуктивность собственной деятельности;
  5. развивать просодическую сторону речи (отработка интонации голоса при помощи логических ударений, интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления и др.).

Средства:

Работа по обучению творческому рассказыванию будет проводиться с использованием программы и пособия Т.А. Ткаченко, основанное на сюжетной картине. Это обусловлено следующим:

  1. у данной группы детей визуальный канал восприятия является ведущим;
  2. дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых;
  3. сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка;
  4. рассматривая сюжетную картину, ученик легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию, пользуясь той же картиной, может произвести некоторые изменения сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить такое задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком;

Картинный материал служит наглядной базой для возникновения нового замысла учащегося. (Картинный материал из разработки Т.А.Ткаченко)

Ткаченко предлагает использовать 16 сюжетных картин на большинстве, из которых дети могут наблюдать противоречие, конфликт. А из психологии известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению — самый надежный стимул творческого мышления.

Таблицы, расположенные рядом с соответствующими картинами, помогут обучить ребенка творческому рассказыванию либо совершенствовать имеющийся навык.

В каждой из 16 таблиц к картинам

  1. обозначены этапы работы,
  2. намечены основные направления педагогического воздействия,
  3. даны вопросы и задания к определенной картине,
  4. оставлено место для записи детских рассказов и их анализа,
  5. представлены критерии оценки детских рассказов.

Основные принципы построения курса коррекционных занятий

Для проведения групповых занятий использование стандартных программ для русскоязычных детей нецелесообразно. Необходимо проводить занятия как с учетом имеющихся у каждого ребенка индивидуальных нарушений, так и общих трудностей в усвоении русского языка, характерных для детей с билингвизмом.[2]

Курс занятий строится с учетом таких важнейших принципов логопедической коррекции:

наглядность,

доступность,

системность,

комплексность,

принцип развития,

онтогенетический принцип.

Основные методы коррекционного обучения

Так как занятия проводятся с учащимися, недостаточно владеющими русским языком, одними из основных методов являются практические методы обучения. Дети изучают способы словообразования и словоизменения, составляют предложения и связные высказывания за счет практического усвоения лексико-грамматических закономерностей.

Повышению познавательной и речевой активности при усвоении речевого материала практическими методами способствует использование:

Игровых,

наглядно-демонстрационных,

словесных методов обучения.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Известно, что для эффективной работы по коррекции речевых Нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с родителями.

Следует учитывать уровень владения русской речью родителей обучающихся. Мы рекомендуем оказывать помощь при выполнении заданий ребенком того из родителей, который свободнее владеет русским языком в данной семье. Чтобы родители стали активными союзниками логопеда, необходима большая просветительская работа. С этой целью проводятся:

родительские собрания,

индивидуальное консультирование родителей,

работа в рамках «Родительского клуба».

Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами школы

В соответствии с принципом комплексности, в течение всего курса занятий происходит непрерывное взаимодействие логопеда с педагогами, психологами, медицинскими работниками. Результаты психологической диагностики, медицинские заключения, наблюдения педагогов и учитываются при проведении занятий.

Ответственные

Направления работы

Педагог-психолог

  1. Диагностика психических процессов
  2. Анкетирование учителей, родителей, учащихся
  3. Консультации, рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, учителей-логопедов школы
  4. Индивидуальные консультации родителей
  5. Работа в рамках «Родительского клуба»
  1. Групповые, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
  2. Проведение ПМПК

Классный руководитель

  1. Классные часы, направленные на развитие речи учащихся
  2. Изучение особенностей поведения детей
  3. Изучение владения учащимися речью в разных видах деятельности
  4. Ответственность за посещение учащимися логопедических занятий
  5. Ответственность за посещение родителями индивидуальных консультаций психолога и логопеда
  6. Выполнение рекомендаций психолога и логопеда

Учитель физкультуры

  1. Изучение особенностей физического развития учащихся
  2. Выступление на родительских собраниях
  3. Введение в урок игр и упражнений по развитию дыхания и речи (логоритмические упражнения)
  4. Посещение ПМПК

Школьный фельдшер

  1. Изучение соматического состояния учащихся
  2. Сбор анамнеза

Продолжительность и структура занятий

Программа предполагает работу с младшими школьниками с диагнозами: нарушение лексико-грамматического строя речи (на русском языке), обусловленное языковым барьером.

Продолжительность каждого занятия 40 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Начало курса занятий первая неделя октября.

Каждое занятие необходимо вводить игровую или сказочную ситуацию,  использовать много наглядного и дидактического материала. Такое построение занятий позволяет создать положительный фон, формирует интерес к логопедическим занятиям и учебе, облегчает взаимодействие друг с другом.

Направления работы:

Диагностика устной и письменной речи

Работа с учащимися

Работа с учителем

Работа с психологом

Работа с родителями

Групповые и индивидуальные занятия

Индивидуальные консультации с родителями

Обучение родителей в рамках «Родительского клуба»

Обсуждение результатов на ПМПК

Мониторинг

Структура коррекционного воздействия

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из нескольких этапов:

Самоанализ составленного рассказа обучающимся.

Как было сказано выше визуальный канал восприятия в данной группе детей ведущий, поэтому самоанализ ребенка будет проводиться с использованием видеосъемки, что позволит обучающимся увидеть и проанализировать свою работу. (Приложение №3)

III этап – Контролирующий (I – II неделя мая)

Обоснование: Эффективность работы можно отследить по данным, полученным в результате первичной и вторичной диагностики. (Приложение № 4) На данном этапе планируется сопоставить видеоматериалы  с исходным рассказом и творческим рассказом на конец обучения.  

Задача: изучить результаты коррекционной работы и подготовить аналитический отчет по проделанной работе.

 Направления работы:

  1. уточнить уровень развития связной речи;
  2. уточнить умение планирования и составление творческого рассказа (обсуждении замысла; выбор зачина, кульминации, развязки; установления объекта для прямой речи; придумывании заголовка к рассказу)
  3. обработка результатов обследования, планирование дальнейшей          коррекционной работы.

8. Библиография

  1. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
  2. Р.Е.Левина. Недостатки чтения и письма у детей.
  3. Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией В.С.Кукушкина./Н.А.Румега – глава 6 - М., 2004г
  4. П.И.Харакоз. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе. – Фрунзе., 1962г
  5. А.И.Беляева. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
  6. АСТ, М., - 2002г. «150 тестов, игр, упражнений»
  7. Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — С.23-26.
  8. Н.М.Трубникова. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие/Екатеринбург, 1998г.
  9. Т.А.Ткаченко.Обучение творческому рассказыванию по картинкам. – М.:  Владос, 2006г.
  10. Ястебова А.В. коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРТИ, 1997г

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №2

Н.А.Румега, Н.В.Нечаева

Диагностика устной речи

Вид диагностики

Инструкция

Цель диагностики

1

2

3

1. Вводная беседа (Общие сведения о себе, своей семье; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке говорит)

Понимание обращенной речи

Давай мы с тобой побеседуем. Я буду тебя спрашивать, а ты – отвечать.

Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй (Покажи, где нарисована…)

Выявить особенности экспрессивной диалогической речи, понимание речи, ориентировка во времени, социальная ориентировка.

Определение уровня понимания отдельных слов, простых и сложных грамматических конструкций

2. Исследование звукопроизношения

Повторяй за мной. (Предлагаются слоги, содержащие звуки, которые присутствуют в родном языке)

Выявление дефектов звукопроизношения

3. Активный словарь

Я тебе буду показывать картинки, а ты называй, кто или что изображено на них.

Определение уровня активного словарного запаса

4. Обобщающие понятия

Посмотри на картинку и назови предметы, одним словом

Определение уровня владения навыками классификации

5. Связная речь

Предлагается серия картинок. Разложи картинки в определенном порядке, затем попробуй придумать интересную историю.

Определение смысловой целостности рассказа, его лексико-грамматического оформления и степени самостоятельности выполнения задания.

6. Грамматический строй

Придумай предложение по картинке.

Выявление особенности фразовой речи, наличие аграмматизмов

  1. 4-й уровень – все задания выполнены правильно;
  2. 3-й уровень – не выполнено одно задание или допущены отдельные ошибки в разных заданиях;
  3. 2-й уровень – не выполнены два задания или допущено более двух ошибок в каждом задании;
  4. 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2. Составь как можно больше предложений из предложенных слов.

Люда, рисовать, и, домик, Игорь, мама.

Оценка составления предложений

  1. 4-й уровень – составлено не меньше 5 вариантов предложений
  2. 3-й уровень – составлено 2–4 предложения;
  3. 2-й уровень – составлено 1 предложение;
  4. 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3.  Понимание лексической сочетаемости слов, предложений

1.Запиши, вставляя подходящие по смыслу слова.

Прошло  жаркое лето. Наступила  ____________. Дни стали ____________.  По небу поплыли серые _____________.   Заморосил мелкий холодный __________. Трава на лесной полянке _________________.  Цветы ___________________.  В лужах плавают осенние листья. Птицы готовятся к _____________________.

2. Восстанови деформированный текст

Рыбаки поехали на санях по льду. Решили ночевать в санях, а утром отправиться домой. Море замерзло. Рыбаки наделали во льду дырок и стали запускать сети. Поехал и Андрей с сынишкой Володей. Быстро стемнело. Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу из сетей.

Оценка составления текста

  1. 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;
  2. 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;
  3. 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;
  4. 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Ф.И. ребенка

Диагностика речи

Работа с предложением

Работа с текстом

Уровень

Ср.балл

З.Ф.

3

2

2

2.3

И. А.

2

2

2

2

К. Э.

3

2

2

2.3

С. А.

2

2

2

2

Приложение №3

Самоанализ ребенка с использованием видеосъемки

Как было сказано выше визуальный канал восприятия, в данной группе детей ведущий, поэтому самоанализ ребенка будет проводиться с использованием видеосъемки, что позволит обучающимся увидеть и проанализировать свою работу по следующим параметрам:

Ф.И _______________________________________________дата_____________

Название рассказа ___________________________________________________

Дикция

Анализ творческого рассказа

выразительность

паузы

Темп речи

повторы

«Дружба слов»

Логическая цепочка

быстрый

плавный

замедленный

«Дружба предложений»

«Дружба» частей текста»

+

-

+

+

+

+

+

Где «+» - наличие, «-» - отсутствие

«Дружба слов» - согласование слов в предложении,

«Дружба предложений» - согласование предложений в тексте,

«Дружба частей текста» - последовательное развитие событий в рассказе.

Приложение № 4

Предполагаемый результат

Ф.И.

Наличие в рассказе

Умение делить рассказ на смысловые части

предложения

Объем текста

Аграмматизмы

Выразительность речи

итого

предлогов

Согласование сущ и гл. пр. времени в роде и числе

Согласование им. прил.с сущ.в роде, числе

Диалог

начало

середина

конец

простые

сложные

З. Ф.

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

9,5

И.А.

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

9

К. Э.

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

7,5

С. А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

«0» - задание выполнено неправильно

«0.5» - задание выполнено с помощью логопеда

«1» - задание выполнено правильно

низкий уровень –  (3б) выполнено наименьшее количество заданий

н/среднего –  (3.5 – 7б) большинство заданий выполнено неправильно или с помощью логопеда

средний уровень –  (7 – 10б) большинство заданий выполнено правильно

в/среднего – (12б)


[1] Р.Е.Левина. Недостатки чтения и письма у детей.

[2] Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией В.С.Кукушкина./Н.А.Румега – глава 6 - М., 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую цель - как подвижные игры воздействуют на физическое развития младших школьниковю. Выпускная квалтфикационная работа состоит из введения, двух глав (теория и практик...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую задачу - как подвижные игры воздействуют на физическое развитие учащихся начальных классов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теории ...

мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"

мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"...