Артикуляционные и мимические гимнастики
материал по логопедии по теме

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastiki.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мимическая  гимнастика

  1. Растянуть уголки рта в стороны (в улыбку) и расслабить.
  2. Нахмурить брови, расслабить.
  3. Поднять брови, расслабить.
  4. Прищурить один глаз, затем другой.
  5. Зажмурить глаза, расслабить.
  6. Надуть щёки, втянуть щёки, перекачивать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.
  7. Посмотреть прямо – вправо – прямо – влево – прямо – вверх – прямо – вниз.

Дыхательная  гимнастика

Внимание: *гимнастика проводится в проветренном помещении.

                   *выполняется стоя, руки свободно опущены.

                   *каждое упражнение повторяется не менее 3 раз.

1. Плечи поднять – вдох, опустить – выдох.

2. Свести лопатки – вдох, развести – выдох.

3. Плечи вперёд – вдох, назад – выдох.

4. Правое плечо поднять – вдох, опустить – выдох. С левым плечом сделать то же самое.

5. Наклон вправо – вдох, выпрямиться – выдох. С левой стороной сделать то же самое.

6. Скручивание вправо – вдох, исходное положение – выдох. То же самое с левой стороной (ноги от пола не отрываются, таз неподвижен).

7. Круговые движения плечами вперёд, затем назад – дыхание свободное.

8. Вдох – руки вверх, подняться на носки. Выдох – тёплый воздух выдыхается с (длительным звуком х-х-х, руки при этом свободно опускаются вниз.

                                                                Самомассаж  лица и  шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим, мы разогреваем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин вперёд и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд).

Разомнём их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди подниают то правый, то левый уголок рта).

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух).

И губами вправо – влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например: правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю – и двигаются навстречу врозь друг другу).

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (выполнять соответственно словам).

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (выполнять соответственно словам).

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Мимическая  гимнастика  и  психогимнастика.

  1. Растянуть уголки рта в стороны (в улыбку) и расслабить.
  2. Вспомните  сказку « Три медведя ». Изобразите сердитого медведя. Покажи, как испугалась Машенька, когда  увидела  Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки её родители.
  3. Нахмурить брови. Расслабить.
  4. Поднять брови. Расслабить.
  5. Изобразите сердитого Бармалея, доброго доктора Айболита, заболевших зверей.
  6. Прищурить один глаз. Затем другой.
  7. Зажмурить глаза. Расслабить.
  8. Вспомните стихотворение « Зайку бросила хозяйка ». Изобразите зайку, который остался мокнуть на скамейке. Покажите какое у него было  грустное лицо.  Улыбнитесь, ваша улыбка поднимет ему настроение.
  9. Надуть щёки. Втянуть щёки. Перекачивать воздух из одной щеки в другую (как при полоскании).
  10. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы и не упали, изобразите веселье и  радость.
  11. Посмотреть прямо – вправо – прямо – влево – прямо – вверх – прямо – вниз.
  12. Изобразить толстощёкого Колобка. Надуть щёки. Показать руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох – живот стал круглым, медленный выдох – расслабление. Изобразить грустного и весёлого Колобка.
  13. Отгадать загадку: « Его бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет ». (Мячик). Попрыгать как мячик. Изобразить, каким стал мячик, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик.
  14. Вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Кислый.) Изобразите мимикой ощущение кислого щавля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

мастер -класс: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста»

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и д...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....