Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией
статья по логопедии по теме

Ладыгина Светлана Николаевна

 

       Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с сочетанными нарушениями речи: моторная алалия, синдром дизартрии, ОНР (II, II - III уровней); дизартрия средней степени тяжести, синдром алалии, ОНР (II - III уровень). И все чаще в диагнозе ставится моторная алалия.

         Как правило, недоразвитие речи у обучающихся с моторной алалией носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую стороны, а также связную речь.

     Передо мной встала проблема поиска наиболее эффективных способов коррекции речи при моторной алалии. В основу своей работы я взяла методику по координации речи с движением, основной идеей которой является, максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи. Совместив момент речи с моментом действия, открываются многогранные воз­можности воздействия на механизм развития речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией

Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с сочетанными нарушениями речи: моторная алалия, синдром дизартрии, ОНР (II, II - III уровней); дизартрия средней степени тяжести, синдром алалии, ОНР (II - III уровень). И все чаще в диагнозе ставится моторная алалия.

Моторная алалия – это системное нарушение экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Как правило, недоразвитие речи у обучающихся с моторной алалией носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую стороны, а также связную речь.

Остановимся на особенностях произношения моторных алаликов. Уже при первом обследовании обучающихся с моторной алалией можно отметить следующее:

  • достаточная сохранность исполнительного (моторного) уровня механизма;
  • характерны преимущественно фонематические нарушения, которые наиболее ярко проявляются на знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма;
  • многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение;
  • преобладают разнотипные нарушения произношения звука (сосуществование его искажения, замены и пропуска);
  • в нарушениях произношения доминируют замены звуков.

Побуждая ребенка произнести слово или фразу правильно, получаем «сбой» последовательности звуков, слогов, слов и сильное утомление ребенка. Это говорит о том, что нервные импульсы, участвующие в построении речевой программы, слабые и непродолжительные. Особые трудности вызывает воспроизведение любого звука или голосовой реакции в момент движения (хлопка, броска). Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент.

В общем, произношение у обучающихся с моторной алалией улучшается очень медленно и в ряде случаев у детей, уже овладевших речью, сохраняется надолго диффузное косноязычие, делающее их речь малопонятной. 

Передо мной встала проблема поиска наиболее эффективных способов коррекции речи при моторной алалии. В основу своей работы я взяла методику по координации речи с движением, основной идеей которой является, максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи. Совместив момент речи с моментом действия, открываются многогранные возможности воздействия на механизм развития речи.

Логопедическая работа над звукопроизношением у моторных алаликов тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей (по подражанию или спонтанно) появляются отдельные звуки. 

При работе над звуковой стороной речи большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определенной позиции в слове. Следует начать работу над словами, включающими нужный звук в конце слова, затем в середине, затем в начале. 

На занятиях я не гонюсь за быстрым развитием словаря, а постепенно предъявляю все более высокие требования к произнесению им слов, добиваясь правильной слоговой структуры и правильного звукопроизношения, и одновременно к правильному и более точному употреблению их, что достигается многократным использованием слова в разных ситуациях. 

Дальнейшее накопление слов идет по фонетическому принципу, т. е. слова подбираются такие, которые обучающийся может произнести без особого затруднения, хотя, может быть, и не полностью, не выговаривая еще правильно тех или иных звуков. Слова должны иметь конкретное значение, широкое обиходное применение, способствовать развитию речевого аппарата, постепенному овладению всеми звуками в процессе говорения (свистящими, шипящими, сонорами).

Речевой аппарат у обучающегося с моторной алалией вял и пассивен. Поэтому в работу по развитию устной речи включаются артикуляционные упражнения, которые будут способствовать формированию фонетической стороны речи.

Артикуляционные упражнения выполняются таким образом, чтобы максимально активизировать и развить артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки. Например: выполняя упражнение «Улыбка», напрягаются мышцы, участвующие в растяжении губ, а в упражнении «Трубочка» мышцы, участвующие в стягивании губ. Пока одна группа мышц работает, другая группа — расслабляется. Этот принцип подбора упражнений позволяет максимально активизировать работу всех мышц артикуляционного аппарата за минимальное количество времени. Полный комплекс артикуляционной гимнастики длится 4 — 6 минут. Артикуляционные упражнения сопровождаются голосовым оформлением и движениями рук, это усиливает воздействие на двигательный центр, а также снимает (забирает на себя) напряжение с органов артикуляции. (Слайд 10)

Отработка гласных а, о, у, ы, э, и будет также способствовать большей четкости речевых движений и явится началом письма, чтения, «говорения».

Виды упражнений:

  • по артикуляции перед зеркалом произнести соответствующий звук;
  • длительное произнесение гласного звука: А, О, У и т.д., утрируя артикуляцию;
  • произнесение гласного звука, рядов тихо-громко, с эмоциональной окраской, с одновременным прохлопыванием, простукиванием;
  • игра «Массаж»;

          Варианты игры «Массаж».

1. Ребенок большим, указательным и средним пальцами правой руки сильными резкими движениями захватывает большой палец левой руки и произносит «А», захватывает указательный и произносит «О», средний — «У», безымянный — «Ы», мизинец — «Э», все пальцы сжимает в пучок и нажимает ими на ладошку — «И». (Руки меняются.)

2. Ребенок делает 4 хватающих движения с продвижением от кончика пальца к основанию, произнося на каждый захват соответствующий пальцам звук: А-А-А-А, О-О-О-О и т. д. (Руки меняются.)

3.  Ребенок совершает ползущие массирующие движения по пальцам от кончика к основанию, произнося непрерывные звуки: ААААААААА, ОООООО, УУУУУУУУ, ЫЫЫЫЫ, ЭЭЭЭЭЭЭЭЭ, потирает ладошки — ИИИИИИ. (Руки меняются)

  • игра «Ладошки»;

Варианты игры «Ладошки».

1. На листе А4 изображены обе руки, каждому пальцу соответствует свой звук-буква: большой - А, указательный - О, средний - У, безымянный - Ы, мизинец - Э, ладошка - И. Обучающийся плотно складывает ладошки и соединяет одноименные пальцы. Пальчики, а потом ладошки «здороваются» друг с другом, с одновременным произнесением гласных звуков (с опорой и без).

2. Одноименный пальцы «летят» друг к другу с расстояния 3 – 5 см., с одновременным произнесением гласных звуков.

3. Обучающийся выполняет по два удара пальцами и произносит по два звука «АА», «ОО», «УУ», «ЫЫ», «ЭЭ», «ИИ».

  • игра «Собери звуки»;

Варианты игры «Собери звуки».

  1. Обучающийся произносит 2 — 3 раза один гласный звук, захватывая пальчиками фишку при каждом произнесении и удерживая все фишки в руке. Упражнение выполняется правой и левой рукой по очереди. Например, правая рука: А, А, А. Левая: О, О, О Правая: У, У, У. И т. д.
  2. Обучающийся захватывает по одной 6 фишек, произнося звуки в установленном порядке: А, О, У, Ы, Э, И.
  3. Обучающийся удерживает в каждом кулаке несколько мелких фишек и, повторяя один гласный звук, выкладывает на стол по одной фишке, не помогая второй рукой. Например, правая рука: А, А, А. Левая: О, О, О. Правая: У, У, У И т. д.
  4. Ребенок выкладывает по одной из кулака 6 фишек, произнося: А, О, У, Ы, Э, И.

А также такие упражнения как: написать гласную букву, по написанной букве дать артикуляцию звука; из разложенных букв подать требуемую; прочитать сочетания гласных.

При постановка звуков я использую те же способы, что и при дизартрии (по подражанию, механическим способом), т.к. у обучающихся имеется дизартрический компонент.  

При автоматизации звуков я использую следующие игровые приемы.

Автоматизация звука изолированно.

Виды упражнений.

При длительном произнесении автоматизируемого звука:

  • нарисовать круги;
  • нарисовать квадраты;
  • нарисовать треугольники;
  • чередование геометрических фигур: квадрат – круг, круг – треугольник, т.д.;
  • нарисовать предмет (воздушный шар, дым из трубы, дым из выхлопной трубы автомобиля), орнамент;
  • намотать нитку (ленту) на катушку;
  • собрать карандаши, другие предметы;
  • присесть, подпрыгнуть; 
  • дорожки.

Данные игровые приемы вызывают огромный интерес у обучающихся. А особенно, если эти занятия проходят в духе соревнования.

  1. Автоматизация звука в слогах и словах. На этом этапе мы вводим работу над  чтением с использованием символов, схем. В результате сочетания работы ряда анализаторов, в сознании обучающегося возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше усваивается.

Виды упражнений:

  • при повторение слога АР нарисовать круги, квадраты, т.д. (упражнение также способствует выработке длительного речевого выдоха);
  • длительное/ короткое произнесение данного слога, рядов: АР, АР – АР, АР – АР – АР; 
  • игра «Дорожки»;
  • игра «Ладошки»;
  • игры на развитие ориентировки в пространстве;

игра «Расставь слоги по местам».

Логопед дает указания: положи слог АР – в нижний левый угол, ОР – в правый нижний угол, УР – посередине,  ЭР – между АР и ОР. Ребенок повторяет: я положил слог АР … Игра закончится, когда будут закрыты все пустые клеточки. Затем ребенку предлагается прочитать данные слоги сверху – вниз (снизу - вверх), слева – направо (справа - налево), «волнообразно» т.д. Найти и назвать слоги, встречающиеся несколько раз.

В той же последовательности идет работа по автоматизации звука в словах.

  • игра «Расставь картинки по местам». Здесь мы находим слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов; слова, где заданный звук стоит в начале, середине и в конце слова, составляем цепочку слов. Игра «Жадина» (согласование существительного с притяжательным местоимением). 
  • игра «Крестики - нолики»;
  1. Педагог ставит нолик на рабочем поле и предлагает ребенку поставить картинку с заданным звуком перед ноликом, после нолика, выше нолика, ниже нолика. Ребенок обговаривает каждое свое действие.
  2. Играть по традиционным правилам. Логопед ставит нолик, а ребенок пытается закрыть ряд из трех картинок.

Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках и стихотворениях.

Здесь я предлагаю следующие игровые приемы:

  1. Рисование с пропеванием («Дом», «Ёлка, шарики»).
  2. Разучивание стихотворений на пальчиковой и ритмической основе, с движениями рук.

В лесу

Раз (один), два, три, четыре, пять, (Ладошки вместе, пальчики «здороваются»; слова произносит ребенок.)

В лес идем мы погулять. (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по столу; слова произносит педагог, ребенок подпевает.)

За черникой, (Загибают пальцы, начиная с большого; слова произносит ребенок.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем 

И дедуле принесем (Раскрывают пальчики, слова произносит педагог, ребенок подпевает.)

Заучивание чистоговорок, стихотворений на ритмической основе.

Автоматизация звука Ш.

X--X

X--X

Си        дит

Ко(ш)        (ш)ка

на--------------о

ко(ш)        (ш)ке

И        ко

те(н)        (н)ку

Шьет        са

по(ж)------(ж)ки

Автоматизация звука Л

Бе-------лый

      снег

Бе-------лый

      мел

Бе        --------лый

       За

       яц

То---------же

      бел

А---------вот

       бел

       ка

не----------бе

       ла

Бе        ---------лой

да

же

не-----------бы

       ла

X--X

   X

X--X

   X

X--X

   X

   X

X--X

   X

X--X

   X

   X

X--X

   X

X--X

   X

   X

X--X

   X

Заучивание стихотворений на «пальчиковой» основе.

Предлагаемое для заучивания стихотворение делим на слоги и «раздаем» каждому пальчику последовательно от мизинца левой руки к мизинцу правой на столько пальцев, на сколько хватит слогов в строке. Новую строку начинаем рассказывать с мизинца левой руки.

Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации позволяет значительно сократить сроки введения поставленных звуков в самостоятельную речь и улучшает качество коррекционной работы с обучающимися, имеющими моторную алалию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальные этапы автоматизации звуков

Представляю статью, опубликованную на сайте Фестиваль педагогических идей  "Открытый урок". В логопедической практике часто вызывает затруднение введение поставленного звука в речь у детей с диза...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]

Использование игровых приемовна логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]...

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Чтобы  сделать занятия  по автоматизации звуков  интересными, разнообразными  и продуктивными,  предлагаются варианты игр....

Грамматические упражнения на этапе автоматизации звуков.

Рассмотрены варианты грамматических заданий на примере автоматизации звука "Ш"....

Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"

В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. Будет полезно для начинающих логопедов....

Игровые задания для коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации. Звук «Р».

Данная статья адресована учителям-логопедам и родителям. В ней содержится занимательный речевой материал по закреплению в речи детей правильного произношения звука Р....

Упражнения на этапе автоматизации звука Р (слова, словосочетания, предложения)

В материале предложены несколько вариантов упражнений для автоматизации звука Р в словах. словосочетаниях и предложениях. Материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с детьми....