Проблемы в обучении у детей с заиканием
статья по логопедии по теме

Галицина Наталья Петровна

 

У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы в обучении у заикающихся школьников.

Среди учащихся общеобразовательных школ, имеющих нарушения речи, особую группу составляют заикающиеся дети.

Заикание представляет собой своеобразный речевой недостаток: оно проявляется лишь в процессе устного общения. Именно в тот момент, когда заикающийся обращается к кому-либо, отвечает на вопрос, его речь прерывается непреднамеренными остановками (запинками), повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Вне общения прерывистость речи исчезает. Усиление или ослабление заикания у одного и того же ребёнка зависит оттого, с кем именно он говорит (со взрослыми, с детьми, знакомыми или незнакомыми) и как именно (отвечает на вопросы, делится впечатлениями о прочитанной книге, или отвечает урок и т.д.). Заикание почти не проявляется в тех случаях, когда ребёнок общается с детьми более младшего возраста или животными.

Таким образом, при заикании преимущественно нарушается коммуникативная функция речи.

Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах нервной системы. Этот вид заикания возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развёрнутой фразовой речи. Чаще всего оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно – мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из причин появления заикания у детей является непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных и больших по объёму стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребёнка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребёнка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков и слов. В дальнейшем у ребёнка появляется уверенность, что так будет всегда. Создаётся патологический раздражитель, возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения. Возникновение заикания возможно вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребёнок торопится, подражая кому-нибудь из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребёнка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако все названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играет болезненное состояние нервной системы ребёнка, пониженная её устойчивость.

С поступлением заикающегося ребёнка в школу у него нередко отмечается  ухудшение речи. В школе ребёнок попадает в незнакомый коллектив. К речи школьника предъявляются высокие требования. Она происходит при направленном на него внимании учителя и класса и осуществляется посредством более сложных высказываний. В этих условиях заикающиеся дети всё более осознают свой недостаток, что в отдельных случаях ведёт к его усугублению. Отрицательное значение имеют нетактичные замечания педагогов во время устных ответов детей. У ребёнка закрепляется неуверенность в собственной речи, в своих возможностях. Изменяется поведение школьника: он предпочитает молчать, избегает поручений, связанных с необходимостью говорить, становится необщительным, а иногда и нарушителем дисциплины.

Всё это приводит к тому, что у заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема раннего обучения детей. За и против

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.      Практич...

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ)...

Проблема обучения леворуких детей в начальной школе.

Для левшей в начальной школе существуют определённые трудности в приобретении навыков письма, чтения и счёта. Как помочь в этой ситуации ребёнку и учителю?...

«Особенности детей школьного возраста, испытывающих проблемы в обучении и развитии »

Данная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии учеников, их соци...

Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе

Статья по теме "проблемы обучения одаренных детей в начальной школе"...

Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Данная презентация содержит информацию о проблемах одаренности детей...