Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии логопеда для детей с ОВЗ"
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Ефремова Ольга Анатольевна

Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Конспект фронтального занятия c учащимися 3-го класса.


Тема урока «Лилолулия»

Цель:  Автоматизация и дифференциация звуков [Л] – [Л'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.
Задачи:
1.Образовательные:
различать звуки [Л] – [Л'] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте;
закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
закреплять навык звукового анализа и синтеза;
формировать связную речь при составлении описательного рассказа.
закреплять умение учащихся пользоваться опорами: инструкционной картой
2. Коррекционные:
развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление;
развивать фонематические процессы;
стимулировать речевую активность;
применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
3. Воспитательные:
создавать ситуацию успеха;
обучить детей приёмам сохранения здоровья:
восстановления сил,
развития переключаемости,
снятия напряжения,
стимуляции работоспособности и мышления.


Оборудование:
магнитная доска,
магниты,  
маршрутные карты на каждого учащегося,
индивидуальные зеркала,
артикуляционные профили звуков [Л] -[Л'],
схемы звуков и букв,
су-джок массажеры на каждого учащегося,
массажные палочки по количеству учащихся,
инструкция по работе с су-джок массажером,
опроные тексты стихов  на рабочей доске («Мяч», «Еле-еле», «В белом поле», «Птицы» , предметные картинки  у каждого ученика и на доске( мяч, колокольчик, лыжи, клубок, лошадка, земляника, елка, флажок),
демонстрационное панно «Артикуляционная гимнастика»,
панно «Найди лишнее слово»,
панно «Найди лишний предмет»,
пространственные наречия «Команды»,
ручки,
карандаши,
тетради.
Методические приемы:
Проблемная ситуация;
Путешествие;
Игры - упражнения;
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса;
Адаптированная дыхательная гимнастика по Стрельниковой;
Упражнения на развитие коммуникативных навыков;
Имитация движений;
Речевые игры;
Су-джок терапия;
Телесно-ориентированная психотерапия.
Суставная гимнастика по Норбекову.






Предварительная работа:

Изучение тем: “[Л] – [Л']  в словах”, “[Л] – [Л']  в предложениях”
Изучение грамматических тем: “Однокоренные слова”, «Слова –действия».
Разучивание на занятиях по логоритмике:
Упражнение “Здравствуй” – на разогрев и вхождение в ситуацию урока и класса,  развитие коммуникативных навыков, инициативности,  быстроты реакции.

Упражнение “В лес на лыжах мы пойдем”, «Буратино», «Регулировщик»  по методике Норбекова  ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию  речи   и общей моторики, зрительной ориентации, координации движений.

Упражнение на развитие речевого дыхания, голоса и восстановлению активности “Горилла”.

Логоритмическое упражнение “Карусели» - ритмическая гимнастика, регулирующая мышечный тонус, координацию движений.

Упражнение “Молчанка” - развитие чувства ритма, голосового диапазона, координацию сложных движений, внимания, памяти.

“В белом поле»” , “Птицы”, «Мяч» - пальчиковый игротренинг, способствующий активизации коры головного мозга, согласованной работе речедвигательных и речеслуховых анализаторов, развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.

Упражнение “Была тишина” - регуляция мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Упражнение “До встречи!” - заключительное упражнение на релаксацию: спокойное перемещение , цель которой – успокоить детей, переключить на другой вид деятельности.
Ход урока

Организационный момент .

Доброе утро скажем друг другу мысленно и улыбнемся солнышку.
самому себе и всем нам.
А чтобы нам все получалось на уроке мы начнем с самого простого, что мы умеем делать лучше всех.
  Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.
Давайте начнём.  
Психологический настрой.
Каждый день - всегда, везде
На уроках  и  в игре
Четко все произносить,
Вновь движенья изучить.

Медленно разогреваем наших верных друзей помощников –руки и пальцы.
Медленно, очень медленно сжимаем сильно кулачки и разжимаем.
Горячими руками коснемся ушей и разогреем их, потянем вверх, потянем вниз.
Скажем любому Буратино привет вытягивая нос.
И покатаемся  на карусели.
 (Дети произносят известное стихотворение «Карусели»,четко произнося слова со звуками  “[Л] – [Л']  ),
 при этом производим круговые движения кистями сначала очень медленно.
Затем все быстрее и быстрее двигаем  доводя до состояния ватности в руках.
Затем очень медленно останавливаемся.
«Карусели»

Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все быстрей, быстрей бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
 

Артикуляционная гимнастика.

Мы легко и свободно умеем выполнять все артикуляционные движения.  Перед нами всегда помощница карта, где показаны самые нужные упражнения. Сейчас мы их будем вместе выполнять, чтобы дальше нам легче было общаться и чисто говорить.
 
      «Лягушечка» - «Хоботок»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка       

«Заборчик»

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!            
           «Лопаточка» - «Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.       
«Качели»

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.            
     
«Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.       

«Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.            
     
«Чашечка»

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.       

«Вкусное варенье»

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.            

«Лошадка»

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать, как цокает лошадка.            
     
«Грибок»

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.       

«Барабан»

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».            
     
«Чистим зубки»

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.    








Основная часть урока.
У нас сегодня необычная тема урока. Давайте прочитаем.
-Лалолулия.
А как вы думаете, что это такое.
-(Дети отвечают).
Хорошо, значит мы будем путешествовать по этой стране Лалолулии.
А вы можете сказать, почему так называется эта страна.
-(Дети стараются понять, почему.  Потому что, в этом слове есть  [Л] – [Л']).
Правильно, мы сегодня будем очень много произносить и читать и играть с этими  буквами звуками [Л] – [Л']. Вы молодцы. Все правильно говорите.
Вы уже умеете произносить их, только осталось немного постараться, чтобы мы и в обычной жизни старались произносить [Л] – [Л'] четко и красиво, а особенно сегодня  в забавном и поучительном путешествии  в Лалолулии.  Перед вами лежит маршрутная карта по Лалолулии. Вы будете по ней передвигаться и выполнять самые важные упражнения.
Учащимся предлагается маршрутная карта, в которой цветными стрелками и дорожками обозначен путь движения выполнения заданий.
1). «Выдели предмет. Выдели слово».
2).»Загадка».
3). « Сказка про ежика с инструкцией». Су-джок массаж.
4). « В белом поле». Круговые движения руками.
5). « Слово без картинки».
4). “В лес на лыжах мы пойдем”. Гимнастика рук и ног.
5). «Ла-Ло-Лу-Лия» Дыхательная гимнастика.
6).  «Что нам подарила страна Лалолулия»
У вас в руках путеводитель. Мы по порядку будем  передвигаться и  с каждым разом все красивее и четче произносить звуки [Л] – [Л'] .  Перед вами на столе лежат разные предметные картинки. А также напечатанные слова.  Давайте рядом с картинками расположим на столе названия этих предметов. Например, где изображение флажка рядом будет слово – флажок. Понятно всем???( мяч, колокольчик, лыжи, клубок, лошадка, земляника, елка, флажок).
А теперь внимательно посмотрите на все картинки и определите, какой предмет лишний. (Учащиеся отгадывают, но говорят разные варианты).
А как называется наша страна. Вспомнили. Какой там звук чаще встречается?
-[Л] – [Л']. Мяч.
А почему вы думаете, что мяч.
-Потому что,  там нет звуков [Л] – [Л'].
Верно. Лишний предмет – мяч.
А теперь – 2 пункт нашего движения. Загадка.
Вместе прочитаем это стихотворение, внимательно найдем важные звуки и попробуем отгадать, про какой предмет здесь говорится. (Стихотворение-загадка висит без названия на доске, вместе хором мы читаем стишок.)
Упражнение «Мяч»
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул,хлопнул –
Вот и все!
Отгадайте,что это может быть. (Мяч).

Правильно ответили, мяч!!!!
А теперь внимательно проследите, в стихотворении есть  действия мяча. Что сделал мяч?? Действия мяча? Какие 3 действия очень похожи?? Назовите их.
- (Покатился. Докатился. Подкатился)
Да подкатился к нам мяч, но не простой, а золотой. Дошли мы до 3 пункта.
(На столе полотенца и  массажные  колючие шарики из медицинской стали с магнитами внутри. Дается задание  - работа по инструкции. )
В гости к нам пришел из леса самый колючий, ежик и хочет с нами снова познакомиться. Нужно выполнить те движения, которые нарисованы на листах и читать одновременно стихотворение про колючего ежика.

Сказка про «Маленького Ёжика»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
По ладошке еж бежит
И пыхтит, лыхтит, плыхтит.
(шарик между ладошками катаем по кругу)
Вдоль по пальчикам бежит
 и пыхтит, лыхтит, плыхтит.
Блодит он туда-сюда,
Мне щекотно, лда, лда, да.
(движения по пальцам)


 

 

логопедический массаж пальцев рук!!!

Ты беги колючий еж
В дом лесной, где ты живешь!!!!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).


 
Вместе с детьми вслух читаем стихотворение и массируем руки. Далее после массажа задаются вопросы.
Что вы заметили в стихотворении?
-(Выделены буквы)
А как вы думаете, для чего?
-(Для правильного произношения Л и ЛЬ).
Я что вы еще заметили, прочитайте еще раз внимательно. Есть ли ошибка???
(В слове «Блодит» надо вычеркнуть букву «л» и заменить на «р»).
А что вам больше всего здесь понравилось шекотить ежика или читать стихотворение?
(дети отвечают каждый свое).
А какая рука лучше работала у вас – левая или правая.??
Поднимите ту руку, которая меньше работала.
(У кого-то левая, у кого-то правая).
Теперь та рука, что наверху будет очень усердно работать. Сжали в кулачок руку и медленно начинаем крутить в воздухе. Каждый раз увеличивая амплитуду круга.
(Стихотворение напечатано и вывешено на доске.  Одновременно вместе с движениями читается стихотворение, где в активной ритмичной  речи произносятся слова текста, с выделенными звуками.)
«В белом поле, в чистом поле
Было все белым–бело,
Потому что это поле
Белым снегом намело».
(Далее произносится это же стихотворение, но движения уже другие. На воображаемой  плоскости перед собой руки вытягиваются, ладони смотрят одна вниз, другая вверх и в таком положении по плоскости проделываются круги сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками небольшие круги и на 4 строчку стиха – большие круги. )
После того как мы с вами погуляли в белом снежном поле попробуем прочитать и повторить те движения, которые мы делали вместе.
Кто первый будет читать??
(Дети читают по очереди и проделывают запомнившиеся движения, четко произнося  Л и ЛЬ)
Как у вас все отлично получается. А теперь еще раз прочитайте слова, которые лежат на столе рядом с картинками. Какое слово осталось без картинки.
-Лыжи.
Верно.  Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам совершить наше сказочное путешествие в зимний лес страны Лилолулия на ваших лыжах. Вспомним наши лыжные прогулки с помощью наших рук и ног. (Выполняют очень медленно разные змейки и повороты кистями влево, вправо, а также стопами ног синхронно с произношением стиха.

Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”:

  Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
    По сугробам высоко ноги поднимаем,
    А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
    Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
    Мы деревья и кусты змейкой обойдем
    И к лесной опушке вскоре мы придем.

Правильно. А давайте разделим название страны на слоги. (ЛА ЛО ЛУ ЛИЯ)
А чем отличается буква от звука? (Буква пишется, звук произносится).
А какие слоги вы видите? (ЛА ЛО ЛУ ЛИЯ)
Есть ли в этом слове  [Л] -[Л']? И какого звука больше? ([Л] ).
Молодцы!!!! А теперь мы на эти слоги будем делать важную дыхательную гимнастику.




Дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой (адаптированные для детей)  где автоматизируются звуки [Л] – [Л'].

«Маятник»
Стоя, руки опущены, кивать головой вперед-назад, вдох-вдох. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох произвольный.
Ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла

Тик-так, тик-так,
Я умею делать так:
Вперед — тик,
Назад — так.
Тик-так, тик-так.

«Кошка»
Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева — в темпе шагов. Выдох произвольный.
Ло-ло-ло-ло
Ло-ло-ло-ло
Ло-ло-ло-ло
Ло-ло-ло-ло

Топ-топ-топ —
Вот крадется черный кот.
«Обними плечи»

Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу: они параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произвольный.
Лу-лу-лу-лу
Лу-лу-лу-лу
Лу-лу-лу-лу
Лу-лу-лу-лу


Обнимите плечики,
На лугу кузнечики.
«Насос»
Взять в руки свернутую газету или палочку, думая, что это насос для накачивания шины автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тянуть его, разгибаясь, но не разгибаться до конца. Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Выдох произвольный.

Ли-ли-ли-ли
Ли-ли-ли-ли
Ли-ли-ли-ли
Ли-ли-ли-ли

Накачаем шину,
Шину у машины,
Чу-чу-чу — чу-чу-чу,
Всех до дачи докачу.
«Постучи молотком»
Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон — вдох. Выдох произвольный.
Ла-ла-ла-ла
Ло-ло-ло-ло
Лу-лу-лу-лу
Ли-ли-ли-ли

А ну-ка веселее
Ударим молотком,
Покрепче, поровнее
Мы гвоздики забьем:
Тук-тук, тук-тук.

Рефлексия
Вы сегодня молодцы. А что же нам подарила сегодня эта страна Лалолулия. Что мы сегодня узнали??
-Дети отвечают.
Давайте поблагодарим нашу Сказочную страну, самих себя и друг друга. Просто улыбнемся и похлопаем.  Пройдемся по классу свободно. А еще восторженно произнесем упражнение «Радостный Горилла» ( Стучим по груди и громко произносим о-о-о от живота).
Спасибо вам за усердную работу для того, чтобы мы стали еще умнее, здоровее и добрее.
Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к учебным упражнениям.

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!





Дополнительные упражнения на автоматизацию.
Пальчиковая гимнастика ,где автоматизируются звуки [Л] – [Л'], синхронно выполняя движения.
Упражнение «ПТИЦЫ»
Сколько птиц в кормушке  нашей                      (Ритмично сжимают и разжимают
 Прилетело? Мы расскажем.                                 кулаки.)                                                                            
Две синицы, воробей,                                           (На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей,                                      по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.                                 (Опять сжимают и разжимают
Всем хватило зернышек.                                        кулачки.)

Далее с этим же стихотворением мы ритмично соединяем поочередно пальцы с большим,  быстро меняя положение пальцев. Внимательно прослеживается произношение в речи автоматизирующихся звуков.
 «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!

Сколько птиц в кормушке  нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Игра на понимание пространственных наречий «Команды», где в каждом предложении автоматизируются звуки [Л] – [Л'].
 (Вы читаете четко команды, что вам нужно сделать, прочитав их вслух,  вы их выполняете)

Потрогай спинку стула.
Обойди вокруг стола.
Улыбнись соседу слева.
Улыбнись соседу справа.
Повернись вправо, влево.
Улыбнись нам.











 



Анализ занятия.

На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.
Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинестетическую память.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой  - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, развивает речевые зоны.

Суставная гимнастика Норбекова для улучшения зрения и общего здоровья, применение потенциальных психических возможностей, активно развивает речевые зоны (вспомните раньше игры с мячами и скакалками, развивающие суставы ног и руки все речевые зоны - сегодня забытые)

Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае голубой (фон на обучающих панно) - успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие, подавляет воспалительные процессы, оказывает благотворное воздействие при нервных расстройствах, усталости, бессоннице – оказывает успокаивающее действие на НС, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (фон на обучающих панно) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию).

Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата в сочетании с артикуляционной гимнастикой.

Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.

Игра «Отыщи предмет, найди лишнее слово, найди ошибку» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. В древности еще эти упражнения применялись для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.
Применение на каждом уроке методики по су-джок терапии способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга, поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии, а также непосредственно автоматизации непроизносимых звуков в речи опосредованно через отвлечение от основной задачи.

Применение метода Фельденкрайца вместе с обучемыми ритмичными текстами – есть  пробуждение в себе способности находить собственные способы двигаться, расширение своего набора движений с помощью экспериментального перебора разных вариантов. Таким образом, заметно улучшается телесная чувствительность, а «схема тела» может быть существенно уточнена и расширена. Нервная система и опорно-двигательный аппарат тесно связаны друг с другом. Любая активизация нервной системы сопровождается изменением состояния мышц, а в мозг, в свою очередь, постоянно поступает информация о каждом изменении положения тела, суставов, о мышечных напряжениях и т.п. Такая взаимосвязь систем позволяет, с одной стороны, по мышечным напряжениям распознавать внутреннее состояние нервной системы, а, с другой - через мышцы и суставы - влиять на нервную систему. Мышечные напряжения есть внешняя, видимая картина состояния нервной системы. Каждая мысль и каждое чувство находят свое выражение в движении. Сильные эмоции, например, ярость и страх вызывают заметные изменения в мышцах тела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная образовательная программа "Логопедия" для детей 7-10 лет

Программа разработана в рамках Регионального ресурсного центра дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОВЗ

Данная рабочая  программа поможет в работе коллегам, работающим с детьми, обучающимся по АООП 7.2 и имеющими ОНР  III ур....

РП по логопедии для детей ЗПР 1-4 класс

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ЗПР вариант 7.1, 7.2...

РП по логопедии для детей ЗПР 1-4 класс

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ЗПР вариант 7.1, 7.2...

РП учителя-логопеда для детей с ТНР 1 класс

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР 1 класс...

программа Эффективные образовательные технологии коррекции речи детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда

Программа Эффективные образовательные технологии коррекции речи детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда...