Главные вкладки

    Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
    методическая разработка по логопедии по теме

    Пантюхова Галина Петровна

      Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_artikulyacionnoy_gimnastiki.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                      Консультативная помощь педагогу 

    «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ»

                                           

                                             Подготовила учитель-логопед: Дёмина Г.Ю.

           Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

           Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.      

           Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

            Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за  один раз.

           При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

            Каждому упражнению, в соответствии с выполняемым действием, дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания. Воспитатель также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно выполнять ее, запоминать последовательность действий.

            Дозировка количества повторений одного и того  же упражнения следующая: на первых занятиях нужно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.  В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10-15 раз.

              Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

             Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Работа организуется следующим образом.

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
    2. Показывает его выполнение.
    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к левой и правой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

     УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

    Лягушка. Удержание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук И. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

    Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

    Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

    Как веселые лягушки тянем губы прямо к ушкам.

    Потянули – перестали. И нисколько не устали!

    Слон. Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У.

    Подражаю я слону –

    Губы хоботом тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    Лягушка – слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

    Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

    А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

    Рыбка. Спокойное открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

    Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

    1. кончик языка за верхними резцами;
    2. кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

    На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    И все выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Подбородок не двигается!

                 Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

    Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно его похлопать (пя-пя-пя).

    Язычок широкий, гладкий, получается лошадка.

    И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.

    Иголочка. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд.

    Язычок вперед тяну, подойдешь, и уколю.

    И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять.

    Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

                                  Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

                                  Язык иголочкой потом и потянем острием.

    Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

    Спинка языка сейчас станет горочкой у нас.

    Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

    Скатываются зубки с горочки.

    Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

    Чашечка. Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

    Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком 10-15 раз.

    Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.10-15 раз.

    Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление. То же самое с небом. («Красим потолок»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

    Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

    Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

    В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

    Презентация для проведения артикуляционной гимнастики

    Презентация с яркими красивыми картинками для проведения артикуляционной гимнастики...

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Развитая артикуляционная моторика основа правильной речи....

    Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики

    В материале предлагается проводить  артикуляционную гимнастику в разной форме для повышения мотивации к логопедическим занятиям....

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....