Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по логопедии на тему

                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики.

Правильное артикулирование звуков речи обеспечивается хорошей подвижностью органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 3 - 4  упражнений за раз. Также необходимо помнить, что нагружать артикуляционный аппарат необходимо постепенно, увеличивая время выполнения того или иного упражнения без ущерба качеству (здесь важно не упустить тот момент, когда ребенок устал и «соскальзывает» с одного движения на другое, более простое).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме, используя картинки-символы к упражнениям.

Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно, остальные  даются для повторения и закрепления. Если ребенку не удается правильно выполнить то или иное упражнение, не стоит форсировать события и вводить новые элементы. В этот момент важнее работать над повышением качества выполнения того или иного движения, используя элементы игры и поощряя успехи ребенка.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Если ребенку сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается, что-то трогает и теребит, можно дать ему в руки мягкий мячик и с помощью него попутно тренировать мышцы кистей рук, а также развивать чувство ритма, например, перекладывая мячик из руки в руку во время выполнения упражнения под счет.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Прежде чем  показывать ребенку упражнения, взрослому необходимо самому проделать их перед зеркалом и убедиться в том, что выполняет его правильно, в соответствии с инструкцией.

Работа организуется следующим образом.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, демонстрирует карточку-символ.

2. Показывает выполнение упражнения, обращая внимания на важные детали (как должен быть открыт зуб, обнажены ли зубы, подняты ли уголки губ и пр.).

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Материал подготовила учитель-логопед Елистратова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Развитая артикуляционная моторика основа правильной речи....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

правила проведения артикуляционной гимнастики...

2. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....