Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии

правила проведения артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend_artikul_gimn.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок. Занятия должны проводиться в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Как организовать работу?

Работа организуется следующим образом:

• Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

• Показывает его выполнение.

• Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

• Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

• Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

• В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

• Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения.

Регулярное выполнение гимнастики поможет:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

• увеличить амплитуду движений;
• уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
• подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики:
1. «Лягушка». («Заборчик») Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол¬жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.

2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи¬вать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

3. «Лягушка»-«Хоботок». На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

4. «Окошко». На счет «раз» широко от¬крыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку —
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.

7. «Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

8. «Толстячок».
• Надувание обеих щек одновременно.
• Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

9. «Худышка». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

10. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.

11. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

Используемая литература:
1. Краузе Е. Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.
2. Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с деть¬ми раннего и младшего возраста. СПб.: КОРОНА принт, 2001.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТ¬СТВО-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Развитая артикуляционная моторика основа правильной речи....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИЯ

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.

Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнаст...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....