Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.
консультация по логопедии по теме

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, сигналом служит запах пищи) и посредством слова (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем воспринимать действительность.

Но речь - это не только процесс говорения, произношения звуков. Различают речь внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя устную и письменную. Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы быть понятной слушателям.

Если - ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение - вы обязательно должны обратиться к логопеду. Совместно с ним выяснить вид речевого нарушения, причины его возникновения. И правильно спланировать работу по устранению дефектов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

«Как помочь ребенку преодолеть речевые нарушения».

План.

  1. Введение.
  2. Нарушения устной речи и методы их устранения.
  3. Нарушения письменной речи и методы их устранения.
  4. Заключение.

Что значат, и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду все время, постоянно следить за собой.... Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно.

К. Станиславский.

Анализируя слова этого великого человека, в первую очередь подумайте о своем ребенке. Что значит правильная, грамотная речь для него. Особенно сейчас на первых ступенях обучения. Когда закладывается фундамент, на который будут надстраиваться знания и умения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, сигналом служит запах пищи) и посредством слова (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем воспринимать действительность.

Но речь - это не только процесс говорения, произношения звуков. Различают речь внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя устную и письменную. Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы быть понятной слушателям.

Если - ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение - вы обязательно должны обратиться к логопеду. Совместно с ним выяснить вид речевого нарушения, причины его возникновения. И правильно спланировать работу по устранению дефектов речи.

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением ЦНС, и их диагностика и лечение возможны только совместными усилиями логопеда, врача-невропатолога, и психоневролога. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются нарушениями психической деятельности. Возможны агрессивность,  чрезмерная расторможенность, отставание психического развития. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, памяти, снижена работоспособность.

В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью. И занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение. Одним из таких нарушений является заикание, причиной которого является психическая травма или ослабленное соматическое здоровье ребенка. Без медикаментозного лечения ребенку не помочь.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае большую роль в коррекции играют артикуляционные упражнения. Все мы для поддержания в форме своего тела делаем гимнастику. И это своего рода


гимнастика для органов артикуляции. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений органов артикуляции, необходимых для правильного звукопроизношения.

Упражнений очень много, но для отдельных звуков существуют специфические упражнения. Выполнять их нужно 2 раза в день по 10-12 секунд, 8-10 раз, сидя перед зеркалом. Все упражнения подбираются, и заносится в логопедическую тетрадь на первом занятии.

Например:

1.  Статические  упражнения  «лопаточка»,   «чашечка»,   «иголочка»,   «горка», «трубочка», и т.д.

2.  Динамические упражнения  «часики,  «качели,   «футбол»,  «почистим зубки»,  «катушка»,  «гармошка»,  «маляр»,  «лошадка» и т.д.

3.  Упражнения для губ «улыбка», «хоботок», «заборчик», «бублик» и т.п.

 Очень важно вырабатывать правильную воздушную струю, формировать правильный вдох и выдох.

 Например:

- При   произнесении   звука   «с»   если   поднести   ладонь   ко   рту,   можно почувствовать холодную струю воздуха.

        - При произнесении звука «ш» струя воздуха более мягкая и теплая.

    Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Поэтому очень эффективным в коррекции будет массаж.

Если артикуляционные мышцы напряжены, рекомендуется успокаивающий, расслабляющий массаж лица, языка. И наоборот, если мышцы расслабленные, вялые, дряблые рекомендуется тонизирующий массаж.

Рекомендуются упражнения на развитие мелкой моторики (движение пальцев): перебирание мелких предметов, составление из них слов, букв, узоров, различные мозаики, лото, рисование и т.п.

Параллельно со звукопроизношением у ребенка может быть нарушен грамматический строй речи, то есть неправильное использование числа, падежа, временных понятий, при построении высказывания. Может быть ограничен до уровня бытового словарный запас. Может быть нарушен фонетический слух, но это не значит, что у ребенка проблемы со слухом (физическим.). Ребенок не слышит (не различает) сходные по произношению, по звуковому составу звуки. Не слышит их в ряду других звуков.

Необходимо постоянно помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны.

Например: по дороге домой можно поиграть в игру «кто придумает больше».

Предлагается придумывать слова на заданный звук, который стоит в начале, середине или конце слова. Или вы задаете слово, а ребенок определяет наличие и место звука в этом слове.

Важно научить ребенка слышать звуки.

Опыт работы многих логопедов показал, что именно нарушение фонематического слуха отражается на письме учащегося.

Итак, подошли ко второму виду внешней речи - это письменная речь.

Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма.

На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение двух - трёх лет обучения.

Эта неспособность к письму и чтению называется дисграфией (расстройство письма) и дислексией (расстройство чтения)


Расстройства письма и чтения часто сопутствуют друг другу.

- У ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя букв уже известны ему. Читая, набирает слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, что написано в книге.

- Часто у ребенка с расстройством письма речь правильная, но он плохо дифференцирует ряд звуков: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, и т.д.

- Есть ошибки, которые напрямую зависят от произношения, т.е. как говорит, так и пишет.

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, это многоуровневый процесс, в нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. И нарушение письма приводит к неумению делить слова на слоги, звуки, предложения на слова. Приводит к расстройству памяти и внимания.

Примеры ошибок письма:

1.) Пропуски букв в слове (гласных, согласных). [Упала – упла]

2.) Перестановка букв , слогов в слове. [есть  етсь, бабочка – бачка]

3.) Искажение слов [Лошадь  дожит]

4.) Недописывание слов.

5.) Неумение согласовывать слова в предложении. [Вова сидит стул]

6.) Неумение правильно пользоваться родом, числом.

7.) Смешение: свистящих - шипящих, звонких - глухих, сонор р - л;

8.) Оптическое смешение букв.

Профилактика нарушений чтения и письма должна производиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа с психологом по развитию психических процессов и с логопедом и воспитателем по развитию устной речи.

Методы устранения нарушений письма. Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации (различению) звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный)

Например:

А.) Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем
    количество слов
    .
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Б.) Умение определить количество и последовательность звуков в слове. Место звука в слове.

  1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 и 5 звуков.

  1. Разложить картинки в 2 ряда, в зависимости от количества звуков в слове.
  2. Вставить пропущенные буквы в слова.
  3. Преобразовать слова

а)        добавляя звук: рот - крот, мех - смех.

б)        изменяя один звук в слове: сук - суп - сух - сок - сор.

в)        переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка.

  1. От   записанного   слова   образовать   цепочку   слов   так,   чтобы   каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: 

дом - мак - кот - топор

  1. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из
    определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на грани
    .
  2. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву
    следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр
    .
  1. Какой звук убежал? (крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама)

Итак, мы подошли ко второму виду речи - внутренняя речь. Внутренняя речь - беззвучна (это речь про себя). Она возникает, когда человек думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и мышления, для реализации действий и поступков человека.

Заключение:

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в два - три года столько, что и половины того не сможет усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово.

К. Д. Ушинский.

Уважаемые родители! Помните, что развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в школу и из школы, по дороге старайтесь всё время что-нибудь рассказывать обращайте его внимание на окружающие предметы, объекты, явления.

Родители, помните, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимодействие со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира. Следовательно, гармонично развивается личность вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...

Нарушения письменной речи у учащихся младших классов

   В настоящее время проблема помощи детям, имеющим расстройства письма весьма актуальна. Трудности на письме создают известный дискомфорт в отношениях между учителем и учеником, осло...

Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"

Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....

Особенности проявлений нарушений устной и письменной речи у у младших школьников с ЗПР. презентация

Будет интересна коллегами, учителям-логопедам, учителям начальных классов, работающим с ученикамии с недостаточной сформированностью средств яыка на фоне ЗПР....