Логопедическое занятие "Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Занятие для 3 класса КРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_zanyatie_zhsh_novoe.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш.

Цели и задачи:

  • закреплять знания детей о звуках и буквах ж-ш, учить дифференцировать звуки ж-ш;
  • уточнять и обогащать словарь, работать со словами-паронимами;
  • учить согласовывать слова в предложении, работать с деформированным текстом;
  • развивать сложные формы фонематического анализа и синтеза слов;
  • развивать неречевые психические процессы: внимание, мышление, память.

О.м. Настрой на занятие.

На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают и всё слышат, голова хорошо думает.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  1. Отгадайте загадки:

Рогат, а не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

Лёгкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь.

На верёвочке висит,

Зазеваюсь-улетит. (Шар)

Как жужжит жук? (ж-ж-ж)

Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

  1. Дайте характеристику звуков ж,ш.

Но сначала обратим внимание на их артикуляцию.

Когда мы произносим звук ж, губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму чашечки. Голосовые складки дрожат. Голос есть.

Какой звук ж – согласный, звонкий, твёрдый. Ж – всегда твёрдый.

Когда мы произносим звук ш, губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму чашечки. Голосовые складки не работают. Голоса нет.

Какой звук ш – согласный, глухой, твёрдый. Ш – всегда твёрдый.

Чем похожи звуки ш и ж? Оба согласные и оба твёрдые.

Чем отличаются звуки ж – ш? ж – звонкий, звенит голос,

ш – глухой, голос спит.

Их называют парными согласными, почему?

  1. Поднимите картинки с изображением жука, если услышите звук ж, и гуся – если услышите звук ш.

Р п т ж д ш п с ш д ш шо ша жа во жо ши жи жаба шар лимон жираф мышь крыша ножик ужи

  1. Звук ж какой буквой обозначается? Буквой жэ.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук.

Звук ш обозначается какой буквой? Буквой ша.

Посмотри на букву ша,

Буква очень хороша.

И шумит и шелестит,

Как зелёная листва.

  1. Посмотрите видеофрагменты о буквах ж и ш.

Женя баловался,

Жалюзи игрался.

Открывал и закрывал,

Им покоя не давал.

Но они спаслись уже,

Превратились в букву ж.

Шакал по дороге бежал,

Букву ша он потерял.

Помогите мне друзья.

Мне без ша никак нельзя.

Какие слова встретились с буквой ж, с буквой ш?

  1. Найдите на слайде, на какие предметы похожи буквы жэ и ша?

  1. А сейчас мы будем писать буквы жэ и ша, но прежде, чем их написать, сделаем пальчиковую гимнастику.

Первое упражнение называется «Флажок»

Я в руке флажок держу

и ребятам им машу.

Четыре пальца: указательный, средний, безымянный и мизинец вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Какой звук ш или ж слышится в слове флажок?

Второе упражнение называется «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Он стал тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на шар, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Какой звук ш или ж слышится в слове шарик?

Третье упражнение называется «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Пальцы левой руки поочерёдно касаются пальцев правой руки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

  1. Давайте вспомним, как правильно пишутся буквы ж,ш. (Анимация «Письменные буквы»). Дети обводят буквы ж и ш ручкой в воздухе.
  2. Если выйти на прогулку в лес или сад и внимательно присмотреться, то можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но в то же время, они отличаются друг от друга и называются они по-разному.

Кто догадается, почему жуков называют: плавунец, усач, щелкун? Что общего заметили в названиях: листоед, короед, мертвоед?

Мертвоеды – самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьём, находят и поедают мёртвых зверей и птиц.

  1. Сегодня к нам на занятие приполз жук Буквоед. Ему очень понравились буквы ж и ш и он их съел. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названиях которых пропали буквы, а потом вы вставите в слова пропущенные буквы ж и ш.

… арф

… орты

… уба

руба … ка

пид … ак

пиж … ма

… илет

Проверьте себя. Как назвать эти предметы одним словом? Правильно, одежда.

  1. Запиши буквы Ж или Ш в квадратике, соответствующем месту звуков [Ж] и [Ш].
    Запиши слова в тетрадь.

  1. Работа со словами-паронимами.

- Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны запомнить слова со звуками ш и ж.

На десятом этаже

Жили буквы "ша" и "же".

То грустили, то смеялись,

То квартирами менялись.

Каждый час,

И вот что,кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили,

А журавль рыбу жарил.

Десять сено ворошили.

Шмель в кустах душистых шарил.

И сороки не тужили,        

И беседовал с ужами

У реки пожар тушили.

Заяц, хлопая ушами.

- Какие слова со звуками [ш] и [ж] вы услышали, запомнили?

- Посмотрите на первую картинку и вспомните, что говорилось о воронах? У кого на карточках записаны слова, характеризующие действия ворон?

Что обозначает слово "ворожили"? (Гадали, колдовали).

А что обозначает слово "ворошили"? (Переворачивали, разбрасывали).

Как вы понимаете слова "не тужили"? (Не скучали).

- Какое другое слово, похожее вы услышали? (Мы услышали слово тушили).

У кого карточка с этими словами?

Чем отличаются слова "тужили - тушили"? (Звуками ш-ж, значением слов).

Что обозначает слово "тушили"? (Заливали огонь водой).

Что нарисовано на этой картинке?

Вам понятно слово "жарил"?

А что обозначает слово "шарил"? (Искал. Шмель искал себе душистый цветок).

Какими звуками отличаются эти слова? (Звуками [ш-ж]).

- Прослушайте последние две строчки и назовите слова, которые отличаются одним звуком?

Кто такие ужи? (Змеи).

Чем хлопал заяц? (Ушами).

Что такое уши? (Часть тела).

Что мы можем сказать пронаблюдав за этими словами? (Эти слова отличаются звуками [ш, ж]).

  1. Мы писали и считали

И немножечко устали.

Чтобы вам не уставать,

Физминутку надо выполнять.

К нам жук влетел,

Зажужжал и запел:

«Ж-ж-ж».

Плавные взмахи руками.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

«Ж-ж-ж».

Правую руку отвести в сторону.

Плавный поворот головой в правую сторону.

Поворот вокруг себя в правую сторону.

Вот и влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

«Ж-ж-ж».

Левую руку отвести в сторону.

Плавный поворот головы в левую сторону.

Поворот вокруг себя в левую сторону.

Жук на нас хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Плавные взмахи руками.

Плавные отталкивающие движения.

Жук наш приземлился,

Зажужжал

И закружился.

Плавные взмахи руками при одновременном приседании на корточки, подняться. Вращательные движения вокруг себя.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Показать правую ладонь,

Левой ладонью как бы погладить жука.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди и тут немножко.

Показать левую ладонь,

Правой ладонью как бы погладить жука.

Жук вверх полетел

И на потолок присел.

Взгляд устремлён вверх.

Плавный подъём рук.

  1. Вы немножко отдохнули, а теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».

Не поедет без бензина,

Наша быстрая … машина.

Ты к обеду положи

Вилки, ложки и … ножи.

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся … мыши.

  1. Запишите предложения по картинкам.

Мишка шагает на день рождения.

В зоопарке живёт жираф.

Маша вешает шубу в шкаф.

  1.  Расположите предложения в правильном порядке, спишите, вставляя пропущенные буквы ж и ш. Все буквы ж обведите в кружки жёлтым цветом, а букву ш – синим цветом.

Ребяти _ки по_ли в лес за грибами. Тя _ ёлая туча закрыла солны_ко. Хлынул до_дик. Ребяти_ки побе_али к _ала_у. Там они пере_дали до_дик, а потом вернулись домой.

  1. Наше занятие подходит к концу, пора немножко отдохнуть. Поиграем в игру «Деревья в саду».

Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны… Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво чтоят и только раскачиваются… Ветер принёс дождевые тучки и деревья почуствовали первые капли дождя.

Дотроньтесь своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут лёгкими, как будто ласково стучит дождик.

Дождик стал стучать сильнее, потом ещё сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость, уверенность.

  1. А теперь кроссворд, в котором встречаются слова с буквами жэ и ша.

у

ш

и

ё

ж

и

к

м

ы

ш

к

а

ш

а

п

к

а

ж

и

р

а

ф

  1. Нужны человеку, чтобы слышать. (уши).
  2. Кто ходит в иголках. (ёжик)
  3. Маленькая, серенькая, живёт в норке (мышка).
  4. Её одевают на голову в холодное время года. (шапка).
  5. Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф).
  6. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

  1. Жук обрадовался, что вы правильно выполнили все задания и стал перелетать с цветка на цветок, собирая буквы. Если жук соберёт буквы правильно, то получится целое слово. Кто вы сегодня? (Молодцы).
  2. Сейчас мы посмотрим видеоролик, на котором будут перемещаться различные предметы. Вы должны следить за ними глазками и запоминать названия предметов со звуками ж и ш. (карандашами, ушами, украшали, хлопушками, шарами, вприпрыжку, мишку, плюшевыми, подснежник).

Итог. Жук говорит вам спасибо за правильно выполненные задания и дарит раскраски с предметами , в названиях которых есть звуки ж, ш. Раскрасьте эти картинки и выпишите слова в 2 столбика под буквы ж и ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...

Логопедическое занятие Звук и буква С

В работе предлагается логопедическое занятие по теме «Звук и буква С» для детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Занятие содержит подробное изложение хода логопедического занятия сопрвождающая презен...

Презентация к логопедическому занятию «Звуки и буквы Т - Д»

Презентация в соответствии с конспектом логопедического занятия "Звуки и буквы Т - Д"...

логопедическое занятие звук и буква Ш

логопедическое занятие для детей с ФНР...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ц" 2 класс

Индивидуальное логопедическое занятие  «Звук и буква Ц» 2 класс...