Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Судак Ирина Анатольевна

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха, буквенного гнозиса,  умения читать слоги с утрированной артикуляцией и без интонирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква К31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса (группа из 4 учащихся)

Автор учитель-логопед: Судак Ирина Анатольевна

Образовательное учреждение: МБОУ «СШ № 16» г.Ачинска Красноярского края

Тема занятия: Звук и буква «К».

Цель: коррекция нарушения письма, обусловленного ФФНР.

Задачи:

  1. Уточнение артикуляции звука [к] и его характеристика (для дифференциации звуков к-г на последующих занятиях).
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Уточнение написания буквы «К».
  4. Развитие умения чтения слогов с утрированной артикуляцией.
  5. Развитие умения писать слоги, проговаривая, где буквы нельзя интонировать.
  6. Развитие функции словообразования.
  7. Развитие внимания, буквенного гнозиса.

Оборудование: картинки с рифмующимися словами (8 шт.), символы для характеристики звука [к], модели слогов с символом звука [к] в виде зачёркнутого колокольчика, листы с заданиями для нахождения, штриховки и дописывания элементов буквы «К», картинки «Рыбки» с написанными на них слогами, цветные фломастеры.

п/п

Этапы

занятия

Виды заданий

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

Оргмомент

1) Нахождение своего места: определение рифмующегося слова на картинке, данной каждому ребёнку со словом на картинке, лежащей на парте.

2) Слоговой синтез слов: на картинках на обороте написаны слоги, составить из слогов слово — девиз занятия (доб-рый, сме-лый, ум-ный, хоро-ший)

На партах разложены картинки.

Логопед раздаёт детям парные картинки.

Формулирует задание:

- Найти на парте слово, которое звучит складно с вашим словом, и занять это место. Затем переверните картинки, на обратной стороне написаны половинки слов. Сложите из половинок слова. Если вы правильно нашли парные слова, то у вас получится ещё одно слово.

Повторяют задание (проговаривает каждый ребёнок).

Находят парные названия картинок.

Активизировать внимание детей, настроить на работу

2

Объявление темы занятия

Развитие фонематического восприятия

1) Образование уменьшительно-ласкательного значения существительных.

2) Работа в парах.

3) Определение, с помощью чего получались новые слова. Какие изменения произошли в звуковом составе слов.

- Все люди должны быть добрыми. Как по-доброму, ласково назвать следующие слова:

Мышь-               лапа-

Нора-                 пчела-

Гора-                  пирамида-

Труба -               панама-          

- Придумайте по одному примеру друг другу.    

- Как мы получили ласковые значения слов, с помощью чего, что произошло в словах?  

-Сегодня на занятии мы будем слушать звук [к], читать и писать букву «К».

Образуют уменьшительно-ласкательное значение существительных.

Работают в парах: один придумывает слово, а другой образовывает  уменьшительно-ласкательное значение этого слова. Затем наоборот.

Делают вывод:

- В словах появился звук [к].

-Развитие функции словообразования

- Активизация словарного запаса

- формирование делать языковые наблюдения за изменением звукового состава слов

- формирование умения делать вывод

3

Определение характеристики

звука [к]

Характеристика

звука [к] с помощью символов:

-согласный, твёрдый;

- спинка языка выгнута вверх, кончик языка внизу;

- глухой.

- развитие умения определять положение органов артикуляции в момент произнесения  заданного звука, его характеристику (гласный или согласный по наличию преграды, глухость –звонкость по участию или неучастию голоса в образовании звука)

- развитие умения давать характеристику звука с опорой на схему.

4

Чтение комбинированных слогов

с символом звука [к], отражающим его качество

                                       

      А

       О

       У    

       Ы                                             

- Прочитайте слоги с данным символом, обозначающим звук [к].

- Почему колокольчик зачёркнут?    Какой звук [к]?

Называют по символам:

КА

КО

КУ

КЫ 

Обучение чтению слогов с утрированной артикуляцией  

5

Развитие буквенного гнозиса, праксиса, мелкой моторики

Задания на выбор по степени сложности (задания на листах):

1) заштриховать букву;

2) найти букву среди других;

3) сложить букву из отдельных элементов;

4) дописать элементы до буквы «К» (можно  создать проблемную ситуацию: включить неподходящие элементы  Λ  для развития внимания и буквенного  гнозиса)

Формулирует задание и цель данного задания:

- Вспомним написание буквы «К», чтобы не путать её с другими буквами. Для этого нужно выбрать упражнение, с которым вы легко справитесь.

Выполняют выбранное задание.

6

Промежуточ-ная

рефлексия

- Как справились с заданием? -Что было трудным, что было легким?

7

Физминутка

Киска

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Выполняют соответствующие движения

8

Практический этап:

-работа с рисунчатыми таблицами «Рыбки»

-запись слогов

Выбрать любую рыбку вслепую. С каждой рыбкой выполнить следующие задания:

- прочитать слоги с утрированным произношением;

- прописать эти слоги с проговариванием;

- вспомнить 2-3 слова, от которых могли «оторваться» эти две буквы и записать их с проговариванием.

На «Рыбках» написаны слоги:

  1. ИК   ОК   АК;
  2. ОК   ЕК    ИК;
  3. УК   ОК   АК;
  4. ЯК   ЫК   ЁК.

Предполагаемые слова с данными буквосочетаниями:

  1. Коврик, клубок, рак;
  2. Бок, человек, бантик;
  3. Лук, сок, мак;
  4. Моряк, штык, огонёк.

Объясняет задание.

Выполняют задание:

- читают слоги с утрированным произношением;

- записывают эти слоги с проговариванием;

- записать придуманные слова.

Обучение письму слогов с проговариванием, где буквы нельзя интонировать.

9

Итог

занятия

- Наше занятие заканчивается.

-С каким звуком мы сегодня встретились?

- Дайте характеристику этого звука?

- Из каких элементов состоит печатная буква «К»? Прописная?

- В каких словах мы узнали этот звук?

- Что вам понравилось? Что было трудным? Почему?

Дают ответы:

- Мы встретились со звуком [к].

Дают  характеристику по схеме (фронтальная работа).

Учащиеся по одному по очереди выделяют  на листах, прикреплённых к доске разным цветом элементы печатной и письменной буквы «К».

- в ласковых словах;

Использованная литература:

  1. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. «Дисграфия. Исправление ошибок на письме». ООО «Издательство «Эксмо», 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация  букв  Л-М". Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образ...

Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения

Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв б-д"

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв б-д" может быть полезен логопедам, работающим в школе. Использован на занятиях по коррекции оптической дисграфии....

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

Конспект логопедического занятия " Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях".

Данное занятие рекомендовано проводить в классах коррекции детей с диграфией....