Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия " Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях".
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

    Березенко Ирина Евгеньевна

    Данное занятие рекомендовано проводить в классах коррекции детей с диграфией. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Дифференция А-Я45.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/bukva-a.jpghttp://www.logolife.ru/wp-content/uploads/bukva-ya.jpg

    Конспект логопедического занятия

    Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

    Составила: учитель-логопед высшей квалификационной категории МАОУ гимназии №1 Березенко Ирина Евгеньевна

    I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
    2. формирование понятия различия букв "а" и "я";
    3. закрепление и уточнение словаря;

    Коррекционные:

    1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
    2. развитие пространственных представлений;
    3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
    4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
    5. закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
    6. закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
    7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
    8. развитие лексики.

    Воспитательные:

    1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

    II. План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Развитие пространственных представлений.
    3. Объявление темы урока.
    4. Зрительный анализ букв "а" и "я", определение их сходства и различия.
    5. Развитие умения составления  слов из отдельных букв.
    6. Тренировка в составлении словосочетаний.
    7. Физминутка.
    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
    9. Работа на уровне предложения:
    10.  Итог урока.
    11. Оценка работы детей.

    III. Основные методические приемы:

    1. Показ образца;
    2. пояснение;
    3. объяснение;
    4. использование средств наглядности;
    5. наводящие и подсказывающие вопросы;
    6. педагогическая оценка.

    IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

    V. Подготовка конспекта занятия:

    Использование литературы:

    1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
    2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
    3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
    4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
    5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
    6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности): 

    – Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

    2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

    (На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

    http://festival.1september.ru/articles/570981/1.gif

    Назовите № квадрата, в котором нарисована:

    • звезда под флагом (15);
    • шар под флагом (12);

    – Скажите, что нарисовано:

    • под звездой (5; 8);
    • над флагом (8;14);

    3. Объявление темы урока: см. приложение 2

    – Отгадайте, пожалуйста, загадки:

    Сам алый, сахарный,
    Кафтан зелёный, бархатный.

     Что это? (Арбуз)

     Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)

     Звук «а» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

     Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой "А").

    Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые,
    Любят меня детки.

     Что это? (Яблоко)

     Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

     Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

     Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

    Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «а» и «я».

    4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

     Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

     А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

    – Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

    – Чем различаются эти буквы?

     А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

    (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

    5. Развитие умения составления  слов из отдельных букв:

     А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

    д,д,я,я                   з,м,л,е,я            н,н,я,я,

    к,р,т,о,а,н           д,б,г,о,я,р,а       к,р,я,а,о,г

    (коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

      Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

    6. Тренировка в составлении словосочетаний:

     Нам прислали  волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

    ХИТРАЯ                 Б…БОЧК…

    ЛОВКАЯ                 МЫШК…

    ПУШИСТАЯ          ЗМЕ…

    СЕРАЯ                     ОБЕЗЬ…Н…

    ЯДОВИТАЯ          КОШК…

    ЯРКАЯ                  ЛИС…

    7. Физминутка:

    «Яблоко»

    Руку протяни, яблоко сорви.

    Стал ветер яблоню качать,

    Трудно яблоко сорвать.

    Подпрыгну, руку протяну –

    Быстро яблоко сорву.

    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза: 

    (Детям раздаются карточки с заданием).

    – Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

    Ваня, лесом, любовался.

    Стал, Ваня, собирать, землянику.

    Соком, алым, налилась, земляника.

    Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

    (Дети подчеркивают буквы «а» и «я» карандашами красного цвета.)

    9. Работа на уровне предложения:

    (Запись на доске)

     Впишите пропущенные буквы «а» и «я» в следующие предложения:

    М…ч уп…л в ..му.

    С…ш… бр…л на руки бр…т… .

    На столе леж…л… тр…пк… .

    Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

    (Дети вписывают пропущенные буквы «а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

    10. Итог урока:

     Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).

     Что у них общего? (Гласные)

     Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко).

    11. Оценка работы детей.

     Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

    Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического,...

    Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

    Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

    Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

    Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

    Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"

    Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

    Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков [б]-[б,],[п]-[п,] в слогах, словах.

    Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б - Б' - П - П'; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и ...

    Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

    Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...